ПЕРВИЧНЫЙ и ВТОРИЧНЫЙ ПРОЦЕССЫ

Предыдущий термин:
ПЕРВИЧНЫЙ

Следующий термин:
ПЕРВИЧНЫЙ КОНФЛИКТ

Содержание:

Найдено 4 определения термина ПЕРВИЧНЫЙ и ВТОРИЧНЫЙ ПРОЦЕССЫ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПЕРВИЧНЫЙ и ВТОРИЧНЫЙ ПРОЦЕССЫ

Primary and secondary process; Primar- und Secundarprocess) - два фундаментально отличающихся друг от друга типа психической деятельности, впервые описанные Фрейдом в одной из его ранних работ "Проект для научной психологии" (1895).

Согласно Фрейду, первичный процесс является самой ранней, наиболее примитивной формой мыслительного процесса. Его действие бессознательно; одиночные образы могут суммировать большие зоны конфликта или относиться к другим элементам; пространственно-временные категории не учитываются. Первичный процесс направлен к непосредственной и полной разрядке путем рекатектизации (реинвестирования энергии либидо на объект) следа иконической памяти объекта, удовлетворяющего ту или иную потребность в соответствии с принципом удовольствия (так называемое галлюцинаторное осуществление желаний). Катексис, свободно перемещающийся в бессознательном, позволяет одной идее символизировать другую (процесс, известный как смещение (displacement)); одна идея может также символически выражать несколько других (конденсация); тем самым неприемлемые идеи могут ускользать от цензуры Предсознательной-Сознательной системы.

В процессе развития первичный процесс постепенно (хотя и никогда полностью) подавляется в нормальном бодрствующем состоянии вторичным процессом. Последний действует в связке катексиса и вербальных обозначающих символов. Управляемый принципом реальности, он является выражением эго и отвечает за настроенные на реальность, логически оформленные мысли, примером которых может служить решение проблемы методом проб и ошибок. Эго не может функционировать без подавления действия первичного процесса; следовательно, первичный и вторичный процессы антипатичны.

В современной психоаналитической теории первичные и вторичные процессы мышления образуют континуум; все мыслительные продукты (сновидения, симптомы, оговорки, фантазии, дневные грезы, направленное решение проблемы) демонстрируют различные степени организующей структуры и смеси первобытных, регрессивных, защитных и зрелых механизмов (см. направленное и фантазирующее мышление).

Оцените определение:

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г

ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Два принципиально разных способа психического функционирования, первоначально рассматривавшихся Фрейдом в неврологических терминах в работе 'Проект научной психологии' (1895). Позже он обращался к ним, в частности, при обсуждении сновидений, симптомов и шуток, для объяснения множество непонятных, внешне иррациональных или бессмысленных феноменов.

По мнению Фрейда (выраженного впервые в терминах экономического и топографического подходов), первичный процесс представляет собой наиболее раннюю и примитивную форму психической деятельности; он нацелен на непосредственную и полную разрядку посредством повторного катексиса иконических следов памяти об удовлетворяющем потребность объекте в соответствии с принципом удовольствия (что было названо им галлюцинаторным исполнением желания). Подвижный катексис в бессознательном позволяет одному представлению в связанной с желанием ассоциативной сети символизировать другое представление (процесс, известный как смещение); одно представление может символически выражать несколько других (сгущение); тем самым неприемлемые представления могут обходить цензуру системы предсознательное-сознательное. На описательном уровне понятие первичного процесса охватывает такие характеристики бессознательной деятельности, как пренебрежение логическими связями, сосуществование противоречий, отсутствие временного параметра и отрицания, о также использование косвенной репрезентации и конкретизации (образности).

В состоянии бодрствования первичный процесс постепенно (хотя и не полностью) тормозится вторичным процессом. Последний оперирует связанным катексисом и вербальными, знаковыми символами. Управляемый принципом реальности, он отвечает за сообразное реальности, логическое мышление, примером которого является отсроченное удовлетворение влечения через разрешение проблемы (внутренняя активность методом проб и ошибок).

В современной психоаналитической теории первичный и вторичный процессы мышления рассматриваются как континуум;

все продукты мышления (сновидения, симптомы, фантазии, грезы, целенаправленное разрешение проблемы) обнаруживают признаки многоуровневой структуры и смешение примитивных, регрессивных и защитных механизмов со зрелыми и адаптивными. Примером подобного непатологического смешения, описанного в контексте художественного творчества, является введенное Крисом (1952) понятие 'регрессии на службе у Я'.

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000

Процессы первичные и вторичные

два типа психической деятельности. Первичный процесс характерен для психических функций бессознательного, выражается в свободном течении психической энергии, частой смене и слиянии образов и представлений посредством механизмов конденсации и смещения, управляется принципом удовольствия, то есть уменьшает неудовольствие инстинктивного напряжения. А в случае вторичного процесса, характерного для сознательного мышления, энергия «связана», ее течение подконтрольно, управляется принципом реальности, уменьшает неудовольствие инстинктивного напряжения путем адаптивного поведения.

Источник: Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа: ключевые термины

Процессы, первичные и вторичные

в психоанализе – два типа психической деятельности. Первый характеризует психические функции бессознательного, второй – сознательного мышления. Мышление первичного процесса обнаруживает конденсацию и смещение, то есть образы часто сливаются и легко могут заменять и символизировать друг друга; этот процесс использует подвижную энергию, игнорирует категории пространства и времени и управляется принципом удовольствия, уменьшая неудовольствие инстинктного напряжения путем галлюцинаторного исполнения желания. Мышление вторичного процесса подчиняется правилам грамматики, вербального мышления и формальной логики, использует связанную энергию и управляется принципом реальности, то есть уменьшает неудовольствие инстинктного напряжения путем адаптивного поведения. Все развитие Эго рассматривается как вторичное по отношению к вытеснению первичных процессов. Пример первичных процессов – сновидение, вторичных – мысль, а грезы, образная и творческая деятельность представляют собой смешанные проявления обоих процессов. См. Бессознательное.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Развитие совладающего поведения в юношеском возрасте: первичный, вторичный академический контроль и

Илюхин Александр Геннадиевич
В статье рассматривается развитие взаимосвязей первичного и вторичного академического контроля со стратегиями совладающего поведения и оценочной тревожностью. Показана роль проактивного копинга и его функционирование в зависимости от возраста. В результате получена основанная на вторичном академическом контроле структура совладающего поведения в старшем юношеском возрасте, в которой ведущую роль играют ориентированные в будущее копинг-стратегии.
Скачать PDF

К вопросу о первичных и вторичных нарушениях в структуре дефекта общего недоразвития речи

Янченко Ирина Владимировна
В статье рассматривается общее недоразвитие речи как речевая патология с первичными и вторичными нарушениями в структуре дефекта; описывается экспериментальное исследование по изучению личностных качеств детей разного возраста, влияющих на развитие речевого общения; предлагается психокоррекционная программа профилактики и преодоления нарушений речевого общения в условиях логопедической группы дошкольного учреждения.The article is about general underdevelopment of speech as a speech pathology with primary and secondary disturbances in the structure of speech. Experimental research about studying of personal qualities of different ages children influencing on the development of speech communication is described in the article. The article describes psychological program, which consists the prevention and elimination of disturbances of speech in conditions of speech therapy group at preschool.
Скачать PDF

Динамика соотношения креативных и изобразительных способностей в процессе социокультурного развития

Анточ Диана
Данная статья посвящена изучению взаимосвязи и взаимозависимости между общими способностями, а именно креативности, и специальными способностями к изобразительной деятельности. Полученные результаты исследования говорят о присутствии билатеральной связи художественных способностей и креативности на протяжении всего школьного возраста
Скачать PDF

Проблема формирования профессиональной мотивации в процессе подготовки менеджеров здравоохранения

Павлова Ольга Петровна
В статье говориться о необходимости формирования профессиональной мотивации в процессе обучения. Рассматриваются способы совершенствования профессиональной направленности, компоненты трудовой мотивации.
Скачать PDF

Психологические аспекты ускорения процесса коллективной разработки программного обеспечения

Емельянов А. А.
Скачать PDF

Эгоскопия в компетентностном подходе в учебном процессе

Тытарь Алим Даниилович, Тытарь Елена Тимофеевна
Пакет сценариев работы с эгоскопом позволяет проводить психологическую интерпретацию результатов тестирования в соответствии с разработанной технологией для диагностики и формирования компетенций менеджера.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая поддержка студентов высшего учебного заведения в процессе адаптации как фак

Лукина А. А.
Исследуется проблема адаптации студентов к обучению в вузе. Поддержка студентов рассматривается как главный фактор развития студентов и их дальнейшей успешности. Выделяются направления и функции психолого-педагогической поддержки адаптации студентов.
Скачать PDF

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Скачать PDF

Самореализация личности преподавателя высшей школы в процессе повышения квалификации

Жабакова Татьяна Викторовна, Дудина Людмила Ивановна, Возгова Зинаида Владимировна
В статье рассматриваются психологические особенности самореализации личности преподавателя высшей школы. Результаты опытно-экспериментального исследования, проведенного в процессе курсов повышения квалификации, позволили выявить структуру самореализации личности преподавателя высшей школы. Использование метода экспертных оценок позволило выявить условия, оказывающие влияние на процесс самореализации преподавателя высшей школы.
Скачать PDF

Моделирование процесса формирования социально-психологической компетентности специалистов социальной

Минкина О.В., Шаповалов В.К.
Скачать PDF

Особенности индивидуально-психологических качеств слушателей в процессе обучения в интернатуре военн

Марченко Лариса Олеговна
Сегодня Вооруженным силам требуются высококвалифицированные специалисты, способные работать в психологически и физически стрессовых условиях. Совершенствование психологического сопровождения обучения на старших курсах университета и последипломного образования положительно влияет на качество подготовки военных врачей и их успешность в профессиональной деятельности. На сегодняшний день не существует исследований, посвященных рациональному проведению отбора на обучение по определенному военно-врачебному профилю специальности. Некоторые исследователи считают образование в интернатуре новым явлением, характеризуемым ограниченным сроком обучения, высокой интенсивностью и сложностью.
Скачать PDF

Поиск новых методов и приборов для оценки деятельности нейронов мозга в процессах обучения и памяти

Журавлев Борис Васильевич
Обсуждается гипотеза о переходе процессов запоминания и извлечения из памяти от биоэлектрических к нейрохимическим и далее к физическим конформационным изменениям молекул на основе жидкокристаллических структур мозга.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!