Персонолог ПЕРСПЕКТИВА

ПЕРСОНОЛОГИЯ

Найдено 5 определений термина ПЕРСОНОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПЕРСОНОЛОГИЯ

personology) Термин, заимствованный Марджори Брайерли у генерала Сматса для определения подхода к изучению личности "не как к абстракции или набору психологических абстракций, а скорее как к полному жизни организму, как к органическому психическому целому, каковой par excellence личность и является" (Smuts). Брайерли использовала этот термин для различения науки о личности и МЕТАПСИХОЛОГИИ: первая сохраняет личность и индивидуальный опит, тогда как вторая понимает человека как результат взаимодействия безличных структур.

Оцените определение:

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г.256

ПЕРСОНОЛОГИЯ

(Г.Меррей)

Меррей предложил термин "П." не только для обозначения собств. концепции, но и для любых исследований в области психологии личн. Его теория личн. во многом заимствовала осн. положения психоанализа 3. Фрейда .

Гл. вклад в теорию Меррея связан с разработкой понятия "потребность", которая определяется как сущность, организующая восприятие, апперцепцию, мышление, способность к волевому решению и действию таким способом, чтобы трансформировать в определ. направлении существующую неудовлетворительную ситуацию. На потребности влияют "прессы", т. е. реальные или воспринимаемые силы окружающей среды, имеющие побуждающие свойства. Автор предложил список 40 потребностей (в достижении, власти, аффилиации, агрессии, автономии, защите, уважении, опеке и др.), а также перечень прессов (отсутствие семейной поддержки, опасность беды, недостаток или потеря чего-либо, разл. сдерживания, отказы и др.). Потребности и соответствующие им прессы объединяются в единице поведения, называемой "тема", которая вместе с набором устойчивых значений и образцов действия образует "потребностный интеграт". На основании этих базовых понятий Меррей строит векторно-ценностную схему поведения личности.

В структуре личн., так же как и в теории Фрейда, Меррей выделяет Ид, Эго и Супер-эго (см. Психоанализ). Однако его концепция имеет отличия от ортодоксального психоанализа: не все инстинкты Ид эгоистичны и социально неприемлемы, следовательно, функционирование личн. не всегда определяется попыткой избежать конфликта между индивидом и обществом; функция Эго явл. не только защитной, но и организующей, контролирующей и планирующей; ценности и табу, которые содержит Супер-эго, не фиксируются в детстве, поэтому ровесники, значимые взрослые и даже лит. герои могут впоследствии влиять на Супер-эго; на основании этого влияния формируется Эго-идеал, который дает широкие возможности для личност. изменений даже на относительно поздних возрастных этапах.

Развитие личности, по теории Меррея, состоит из семи этапов, полученных путем добавления к концепции развития личн. Фрейда (см. Психосексуальное развитие) еще двух стадий: клаустральная (внутриутробный период жизни), в которой какая-либо определ. эрогенная зона не играет роли, но имеется пассивная зависимость от матери; уретральная (между оральной и анальной стадиями), в которой эрогенной зоной явл. мочевая система, и осн. действия, связанные с сексуальным удовлетворением, включают мочевыделение.

Соответственно двум дополнит, стадиям Меррей описывает два комплекса и соответствующие им типы характера : 1) клаустральный, в котором гл. защитным механизмом явл. отрицание, а формирующиеся черты выражают пассивность и уход; 2) уретральный, в нем гл. защиты напоминают анальный тип характера, и акцентируются черты, характеризующие дух соперничества или уступчивости (Меррей часто называл подобный синдром "комплексом Икара").

Меррей разработал много диагностич. методик для исследования личн., среди которых самой известной считается "Тематической апперцепции тест" (ТАТ).

Источник: А.Б. Смулевич. Глоссарий терминов (депрессия в общей медицине).М.: Медицинское информационное агентство, 2001 г.

Персонология

personology) Г. А. Мюррей объединил научную биологию, академическую психологию и клиническую практику с гуманит. науками, чтобы создать П. - дисциплину, название к-рой отражает его интерес к конкретным людям (индивидуумам) во всей их сложности. Известная также под названием теории "потребность-давление", она исходит из тезиса о том, что внутренний мир индивидуума (т. е. потребности) находится в непрерывном взаимодействии с требованиями окружения (т. е. давлением), приводящем к дифференцированной активности. Несмотря на простоту общей структуры, П. сложна в своих деталях, особенно в том, что касается ее равного акцента на органическом качестве поведения и на его обусловленности полем (т. е., средовым контекстом челов. деятельности). В дополнение к этому, П. считает историю конкретных лиц и их настоящее положение в равной степени важными и подчеркивает бессознательную основу большей части челов. мотивации. Все это находит отражение в усложненной таксономии П. и многочисленных классиф., предложенных Мюрреем. П. изобилует терминами. Напр., потребности - это выведенные логическим путем силы, к-рые организуют восприятие, мышление и деятельность таким образом, чтобы изменить существующее, но неудовлетворяющее состояние. Существует 20 таких потребностей (напр., достижения, аффилиации, агрессии, доминирования, покровительства, порядка, сексуальных отношений). Альфа-давление (a-press) представляет собой реальность окружающего мира, тогда как бета-давление (b-press) яв-ся субъективной интерпретацией индивидуумом этой реальности. Единицы поведения, или актоны (actones) представляют собой функцию индивидуума и окружающей среды. Они выражаются посредством векторов, или специфических паттернов или способов поведения, и отражают влияние индивидуальных ценностей. Целостная картина функционирования индивидуума называется его темой. Она трактует взаимодействие между текущей потребностью и побуждающим давлением. Для идентификации темы Мюррей, совместно с К. Морган, разработал Тематический апперцептивный тест (ТАТ), ставший ныне широко используемой проективной методикой. При оценке личности П. также опирается на личные документы - автобиографии, письма и продукты творческой деятельности, - особенно в некоторых исслед., стимулированных ею. П. придает особое значение изучению обычных людей в естественных условиях, полагая своей конечной целью объяснение и прогнозирование их деятельности в повседневной жизни. П. подчеркивает тот факт, что исследователи сами яв-ся инструментами в психол. исслед., и что следует уделять внимание точности и строгости этих инструментов. Персонологические работы варьируют от кросс-культурных исслед. и анализа продуктов воображения с использованием ТАТ до психол. анализа Мюрреем двух романов Мелвилла: "Моби Дик" и "Пьер". Персонологический подход использовался также для анализа взаимоотношений между Фрейдом и Юнгом и, в числе других, историй жизни Натаниеля Готорна, Элеоноры Маркс и Ричарда Никсона. Если подходить к П. с критической т. зр., она представляет собой скорее теорию мотивации, чем законченную теорию личности, причем оставляющую без объяснения пути приобретения и развития мотивов. П. не содержит набора эксплицитно сформулированных психол. допущений, связанных с ее понятиями таким образом, к-рый допускал бы эмпирическую проверку вытекающих из них следствий. Ее приложения в области консультирования и психотер. яв-ся косвенными, тем не менее, она часто цитируется гуманистическими психологами и нарративными психотерапевтами, к-рые концентрируют свое основное внимание на сценариях, личной мифологии или истории жизни клиента. ТАТ и его многочисленные модификации относятся к широко используемым проективным методикам, свидетельствуя о том, что такие понятия как потребности, давления и темы обладают определенной практ. полезностью, по крайней мере, в глазах некоторых практиков. Некоторые так называемые постмодернистские психологи считают таксономию П. нелепой и устаревшей, отражающей ее интерес к литературе и мифологии, ее опору на циклический анализ (или "деконструкцию" с последующей "реконструкцией") и ее невнимание к будничным вопросам психологии. В действительности же, Мюррей и его последователи явились инициаторами в изучении роли творческого воображения в связи с проблемами совр. жизни - гуманных отношений, формированием новых ценностей и мира во всем мире. См. также Идиодинамика, Идиографический и номотетический подходы в психологии, Теории личности С. Криппнер

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ПЕРСОНОЛОГИЯ

1. Обозначение Генри Мюррея, применявшееся для обозначения его геркулесовых усилий, прилагаемых для того, чтобы разработать всестороннюю теорию личности. Его точка зрения была строго органической и холистической. Он настаивал на том, что ни одна изолированная часть поведения не может быть понята без принятия во внимание полностью функционирующей личности. 2. Свободное значение – изучение личности. Значение 1 – явно более предпочтительный способ употребления.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Персонология

персона + греч. logos – слово, понятие, учение) – 1. термин Г.Мюррея, обозначает всестороннюю холистическую теорию личности, к созданию которой автор приложил «геркулесовы» усилия. Г.Мюррей настаивает на том, что ни одна изолированная часть личности не может быть понята без принятия во внимание целостностной структуры личности. Известная и как теория потребностей, персонология Г.Мюррея исходит из того, что внутренний мир индивидуума находится в непрерывном взаимодействии с требованиями его окружения («давления»), приводящем к дифференцированной активности. Целостная картина функционирования индивидуума называется его темой. Для идентификации темы Г.Мюррей, совместно с К.Морган, разработал тематический апперцепционный тест (ТАТ), ставший ныне широко используемой проективной методикой. Персонология придает особое значение изучению обычных людей в естественных условиях, полагая своей конечной целью объяснение и прогнозирование их деятельности; 2. в психоанализе - термин, заимствованный М.Браерли у генерала Сматса, для определения подхода к изучению личности «не как к абстракции или набору психологических абстракций, а скорее как к полному жизни организму, как к органическому психическому целому, каковой par exellenze личность и является» (Smuts; Ребер, 1995); 3. М.Брайерли использовала этот термин для различения науки о личности и метапсихологии З.Фрейда: первая «сохраняет» личность и индивидуальный опыт, тогда как вторая понимает человека как результат взаимодействия неких безличных сил или структур.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено научных статей по теме — 12

Экзистенциально-рефлексивная персонология жизнетворчества и профессиональной деятельности В. П. Зинч

Семенов И.Н.
В статье предлагается культурно-историческая периодизация жизнедеятельности В.П. Зинченко, дается целостный абрис панорамы его познавательных интересов и показывается разнообразный вклад в современную науку и культуру. При этом выделяются и систематизируются основные аспекты научного творчества В.П. Зинченко, суть которого определяется как энциклопедизм ренессансного типа. На фоне анализа человекознания рубежа ХХ-ХХI вв. характеризуется созданная им оригинальная философско-психологическая система и ее конкретизация в виде развития общепсихологической теории деятельности и построения системно-психологических концепций взаимодействия образа и действия, интеллекта и аффекта, сознания и рефлексии, интуиции и творчества. Показано присущее научной деятельности В.П. Зинченко единство фундаментальных исследований и их практической реализации в сфере психологического обеспечения развития системотехники и управления, эргономики и дизайна, педагогики и образования, литературы и культуры.
Скачать PDF

Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной пс

Семенов Игорь Никитович
В первой части статьи анализируются историко-научные, этимологические и методологические проблемы психолого-персонологического изучения рефлексивности самовосприятия и самонаблюдения (интроспекции) человеком собственного Я как целостной индивидуальности и социальной личности. Рассматривается оппозиция внешней, социально-предметной детерминации психической деятельности человека и его внутренней, рефлексивно-смысловой жизни, источником которой является самодеятельное индивидуальное Я. С этих позиций эксплицируется логика развития психологии восприятия: от изучения перцепции объектности через интроспекцию субъектности к рефлексии саморазвивающегося Я. Предлагается рефлексивная онтология психологической реальности внутренней жизни, где инкорпорированы такие ее компоненты, как самоактуализация, самовосприятие, самопознание, самопонимание, самосознание, самоопределение, самореализация индивидуальности Я. В контексте рефлексивной психологии, акмеологии, персонологии рассматривается рефлексивная сущность интроспекции в проблемно-конфликтных ситуациях саморазвития индивидуальности в сфере художественного и научного творчества. Во второй части статьи предложенные теоретические положения реализуются на эмпирическом материале рефлексивно-психологического анализа интроспективного саморазвития жизнетворчества выдающегося писателя и мыслителя М.М. Зощенко. В течение сознательной жизни он рефлексировал ее перипетии и корректировал смысловое поле своего самосознания, что выражалось в интроспективном развитии стилей его художественного творчества и социального поведения. В заключение характеризуется роль рефлексивного диалога как интроспективного средства активизации самовосприятия и саморазвития индивидуальности.
Скачать PDF

Персонология «Правильная» и «Неправильная»: ответ диспутантам

Петровский Вадим Артурович, Старовойтенко Елена Борисовна
В статье дан развернутый ответ на критические суждения А.Б. Орлова и Н.А. Орловой, высказанные ими в статье «Наука человека: Человекоцентрированный подход к общей персонологии» (см. с. 7-29 настоящего выпуска журнала) по поводу ранее опубликованной в том же журнале статьи В.А. Петровского и Е.Б. Старовойтенко «Наука личности: четыре проекта общей персонологии» (Петровский, Старовойтенко, 2012). Авторы четырех проектов полагают, что критика в их адрес обусловлена следующими причинами. Первая - это очевидные перцептивные ошибки, подмена терминов, тенденциозность интерпретаций при обращении с текстами критикуемых работ. Критики охотно делятся своими идеологическими и политическими оценками, вероятно, полагая, что таким образом они усиливают убедительность своих рассуждений (к примеру, идея «личности» ассоциируется у них с «расистскими построениями фашистской персонологии» и т.п.). В результате такого ошибочного восприятия эти авторы приходят к ложным выводам, затрагивающим основные категории и положения персонологии (дискредитация ее методологического статуса, неразличение общей персонологии и частных вариантов ее построения - мультисубъектной персонологии, персонологии жизни и др.). При этом, как ни парадоксально, критики приписывают себе приоритет в разработке «частных персонологий». Вторая причина, побуждающая «человекоцентрированных» критиков идеи персонологии вступить в полемику с авторами четырех проектов, приводящая к существенным искажениям в восприятии, интерпретациях и оценках, это собственные весьма спорные идеи диспутантов; в первую очередь, это касается соотношения науки и практики в перспективе развития психологии (по мнению критиков, с наступлением приближающейся «психозойской эры» психология отомрет, уступив место человекоцентрированной психопрактике). Стилистика высказываний критиков имеет мало общего с принципами «эмпатического слушания»,«понимания и принятия», «безоценочности», открытых создателем человекоцентрированного подхода К. Роджерсом. Вместо «активного слушания» используются приемы «активного скушания» («черной риторики»). Текст авторов критической статьи, А.Б. Орлова и Н.А. Орловой, противоречит заявленному в названии замыслу. Содержание и стиль их собственных построений не имеют, по-видимому, ничего общего с «человекоцентрированным подходом» - применительно к идеям тех, кто мыслит иначе.
Скачать PDF

Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной пс

Семенов Игорь Никитович
В данной части статьи теоретические положения, предложенные в первой части статьи, реализуются на эмпирическом материале рефлексивно-психологического анализа интроспективного саморазвития жизнетворчества выдающегося писателя и мыслителя М.М. Зощенко. В течение сознательной жизни он рефлексировал ее перипетии и корректировал смысловое поле своего самосознания, что выражалось в интроспективном развитии стилей его художественного творчества и социального поведения. В заключение характеризуется роль рефлексивного диалога как интроспективного средства активизации самовосприятия и саморазвития индивидуальности. Нумерация разделов продолжается.
Скачать PDF

Персонология Михаила Григорьевича ярошевского как историка, теоретика, методолога психологии развити

Семенов Игорь Никитович
Дается историко-персонологический и психолого-нау-коведческий анализ развития личности и деятельности крупного российского психолога, науковеда и методолога М.Г. Ярошевского (1915-2001), что актуально в связи с его фундаментальным вкладом в челове-кознание и со 100-летием со днярождения. Новизна работы определяется тем, что в ней впервые с рефлексивно-персонологических позиций выстраивается целостный образ развития его личности в процессе творческой жизнедеятельности, которая осуществлялась в сложных социокультурных условиях бурной и трагичной эволюции российского общества в XX веке. Характеризуются драматичные перипетии жизненного пути М.Г. Ярошевского и его многогранная исследовательская деятельность в изучении истории, теории, методологии психологической науки и науковедения, а также в построении таких инновационных областей человекознания, как общее науковедение, категориальная логика и социальная методология научного мышления, теоретическая психология, историческая психология науки, психология развития личности и творчества в науке, социальная психология руководства научными коллективами. Показано творческое взаимодействие М.Г. Ярошевского с рядом крупных психологов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, Н.Г. Алексеев) и философов (Б.М. Кедров, СР. Микулинский, А.Г. Спиркин, Э.Г. Юдин) в разработке историко-теоретических и философско-методологических проблем человекознания. Специально проанализировано сотрудничество почетного академика РАО М.Г. Ярошевского с президентом РАО А.В. Петровским в социально-психологическом изучении развития личности в научных коллективах, в построении теоретических основ психологии и в разработке психологической энциклопедии в виде уникального издания «Психологический лексикон». В итоге характеризуется вклад творческой личности и подвижнической деятельности М.Г. Ярошевского в развитие культуры российского общества, в том числе в условиях (репрессированной науки» и социоэкономической перестройки.
Скачать PDF

Здоровье личности в персонологических моделях

Коржова Елена Юрьевна
Рассматривается проблема здоровья личности в иерархии персонологических моделей, основанных на различных представлениях о направленности личности. В рамках каждой из шести моделей критерии нормы и патологии личности различны, что связано с описанием личности разного уровня полноты и зрелости.
Скачать PDF

Некоторые теоретические аспекты персонологии в контексте права

Иванова Лилия Фанисовна
Рассмотрены фундаментальные концепции теории личности и предложена интеграция взглядов выдающихся психологов в теорию права с целью лучшего понимания всей сложности поведения человека.
Скачать PDF

Становление и формирование личности в зеркале персонологической теории

Жигинас Н. В., Санников Андрей Федорович, Зверева Н. А.
Дается теоретический обзор основ персонологического подхода как основы психолого-педагогического исследования личности в онтогенезе на различных стадиях ее становления и самоопределения в педагогическом и социально-психологическом ракурсе.
Скачать PDF

Микросоциально-средовые факторы девиантного поведения подростков: обоснование персонологического под

Жигинас Наталья Владимировна, Гребенникова Е. В., Аксёнов Михаил Михайлович, Зверева Надежда Александровна
Становление картины дезадаптации у подростков, совокупность неблагоприятных микросоциальных условий обнаруживают определенную зависимость от клинико-динамического варианта личностного отклонения или его этапа. Авторами статьи обосновывается адекватность применения персонологического подхода и основанных на нем комплексных программ психодиагностики и профилактики, что позволит в существенной степени оптимизировать коррекционные, терапевтические, реабилитационные мероприятия и повысить их эффективность.
Скачать PDF

Психология в пространстве-времени Зинченко (опыт персонологического прочтения)

Петровский В.А.
Психология, берущая начало в личности В.П. Зинченко, — психология «от Зинченко», — в своем исходном определении может быть понята как постигающе-полагающая наука, ведающая истоками жизни индивидуумов, жизни общества, бытия цивилизации и культуры, раскрывающая посвященным веер возможностей, искушений и перспектив. Анализируются условия синтеза исследовательской и полагающей функций психологии, что превращает ее в науку поступающего самосознания, неотделимую от личности ее творца. Такова наука об актах, инструментах и результатах индивидуального и всеобщего самосознания, показывающая, как живет сознание, преодолевая заданность и раскрывая перед собой и вовне новые степени своей свободы. История психологии для В.П. Зинченко есть путь объективации и субъективации сознания средствами самого сознания. Его психология — сверхлична и лична. Тексты книг и статей В.П. Зинченко — чувственная ткань переживающей себя психологии. Его мысль — живое движение сквозь знаки любой сложности; предложения, содержащиеся в текстах его работ, суть не только опыт фиксации сквозь-знаковых переходов в новых знаковых формах, — это еще и предложения, которые В.П. Зинченко делает самой психологии. Теория сознания и сознания Теоретика в его лице едины. Сам автор теории — человек поступающего самосознания.
Скачать PDF

Наука личности: четыре проекта общей персонологии

Петровский В.А., Старовойтенко Е.Б.
В статье обосновываются перспективы развития общей персонологии, устанавливающей многомерные отношения психологии к «личности» как своему предмету, создателю, адресату, цели и идеалу. Новая область психологического познания и практики позиционирует себя в качестве «науки личности — о личности — для личности — во имя личности». Намечаются четыре исследовательских проекта, посвященных персонологической интеграции фундаментальной, консультативной и культурной психологии личности. Подчеркивается необходимость синтеза теории, консультативных моделей, герменевтического опыта в подходах к индивидуальной личности, который направлен на раскрытие потенциала ее самополагания, самопознания и жизненного диалога с другими.
Скачать PDF

«Принцип оппозиций» в персонологическом познании

Исаева А.Н.
Статья посвящена принципу оппозиций как персонологическому способу познания личности, имманентному европейскому мышлению и концептуально обоснованному в философской диалектике, глубинной психологии и теории жизненных отношений личности Е.Б. Старовойтенко. Принцип оппозиций рассматривается в структуре общей персонологии в аспекте его потенциалов постановки и разработки новых проблем познания личности через различные формы синтеза теории, герменевтики и практики персонологии. Различаются онтологический, гносеологический и рефлексивно-феноменологический «модусы» существования оппозиций жизни личности. В работе представлены результаты герменевтического исследования отношения личности к оппозициям жизни. Описаны интуитивные приемы личности в обращении с оппозициями, реконструированные на материалах европейских и русских волшебных сказок. Обозначена проблематика Я как субъекта отношений к оппозициям жизни.
Скачать PDF

Похожие термины: