ПЕРСОНИФИКАЦИЯ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Персонификация
процесс трансформации групповых (организационных) целей, ценностей, интересов, мнений в индивидуальные.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
(лат. persona — личность, facere — делать) — представление определенной идеи или нравственного явления в виде образа конкретного человека (напр., герой Павка Корчагин).

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
наделение животных и растений, отвлеченных понятий, неодушевленных предметов и явлений природы человеческими свойствами, представление их в лицах. Синоним-олицетворение.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Персонификация
(Personificatio) (от лат. persona - личность и facio - делать). 1. Олицетворение: придание неодушевленному предмету или отвлеченному понятию человеческого образа. 2. Приписывание сложным (зрительным и слуховым одновременно) галлюцинаторным образам свойств (качеств) конкретных лиц.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Персонификация
(лат. рersona — личность, лицо и facere –делать) — наделение животных и растений, отвлеченных понятий, неодушевленных предметов и явлений природы человеческими свойствами, представление их в лицах. Синоним П. — олицетворение. В онтогенезе П.характерна для картины мира ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Широко используется в художественном творчестве. (Котова С. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
1. Обычно – приписывание человеческих или личностных качеств некоторой "абстракции". Этой абстракцией может быть социальная группа или социальная структура, образ или представление о некотором реальном человеке или даже чего-то не человеческого. См. антропоморфизм и анимизм. 2. Более специальное значение – тип защитного механизма, при котором индивид в результате личной фрустрации приписывает качества или вину за что-то другим. См. здесь проекция, формой которой обычно считается персонификация.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
1. В общем случае-приписывание человеческих личностных (персональных) свойств чему-либо или кому-либо, например, предмету, явлению, социальной группе, некоторому абстрактному, вымышленному человеку и т. п. П. в этом ее понимании имеет место, например, в анимизме и антропоморфизме. 2. В более узком, специальном смысле слова П.-тип защитного механизма, пользуясь которым, человек приписывает качества или ответственность за какое-либо фрустрирующее его самого событие другим людям. Нередко П. в этом ее понимании выступает также как форма проекции. См. анимизм, антропоморфизм, защитные механизмы, фрустрация.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Персонификация
(от лат. persona — «личность, лицо», facere — «делать») — наделение животных и растений, предметов и явлений природы, принципов или абстрактных понятий, социальных групп человеческими свойствами, представление их в лицах. Синоним П. — олицетворение.
П. может выполнять функции замещения при некоторых неудовлетворенных потребностях. Например, в общении, когда люди нередко персонифицируют предметы, различных животных, воображают партнеров по общению настолько ярко, что это сравнимо с эйдетическими образами (см. Эйдетизм), и начинают с ними разговаривать вслух. Такая реакция на эмоциональную изоляцию в большинстве случаев должна быть оценена как защитная (компенсаторная), находящаяся в границах психологической нормы.
Литература
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Персонификация
персона + лат. facere – делать) - 1. олицетворение, наделение животного, предмета, явления природы или абстактного понятия человеческими свойствами; 2. в психоанализе - тип защитного механизма, при котором индивид в результате фрустрации приписывает качества вины или вину за что-то другому человеку (другим людям). Рассматривается как вариант проекции; 3. термин К.Ясперса, обозначает фрагментацию личности с последующим отчуждением какой-то диссоциированной ее части и наделение ее качествами постороннего, нередко враждебно настроенного по отношению к пациенту или полярного ему человека. Например, вербальные галлюцинации, которые пациент воспринимает не как некий изолированный сенсорный феномен, он принимает их за представление другого, реально существующего человека, который ему что-то говорит, не смущаясь тем, что он никого при этом не видит. В таком понимании термин соответствует психоаналитическому выражению «шизоидная защита».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
придание речи личного характера (П. речи), олицетворение предметов неживой природы, в т. ч. "оживление" рекламируемых товаров и услуг - прямое или через специально создаваемые образы, персонажи. Прямая П. товара в рекламе - это когда сам рекламируемый объект (зубная щетка, паста, пачка сигарет, телевизор и т. д.) говорит человеческим голосом, двигается, танцует, прыгает. Косвенная П. заключается в создании живых образов, узнаваемых персонажей, которые ассоциируются у подвергаемой рекламному воздействию аудитории с определенными товарами, услугами. Для этой цели используют как образы людей ("тетя Ася приехала"), так и др. существ - розовых зайцев батарейки "Дюраселл", верблюда "Кэмел", забавной резиновой куклы компании "Мишлэн", говорящего и предлагающего продукт пельменя "Сам Самыч".
П. речи осуществляется, прежде всего, с помощью личных местоимений "я", "мне" и др., выражения личного отношения говорящего к предмету высказывания.
П. речи в литературных произведениях и скетчах может достигаться с помощью "особых словечек", характеризующих того или иного персонажа, воспроизведения особенностей его произношения. Ср. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ОЛЮЖИВАНИЕ.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
Personification; Personifikation) - стремление или тенденция психических содержаний либо комплексов обрести отличную от себя личность, обособленную от это.
"<...> Любой автономный или хотя бы только относительно автономный комплекс имеет свойство являться в качестве личности, т. е. персонифицированно. Легче всего, пожалуй, это можно заметать в так называемых спиритических явлениях автоматического письма и тому подобном. Получившиеся предложения всегда являются личностными высказываниями и излагаются от первого лица, как если бы за каждой записанной частью предложения тоже стояла личность. Поэтому наивный рассудок тотчас непременно подумает о духах. Подобное, как известно, можно наблюдать и в галлюцинациях душевнобольных, хотя эти галлюцинации часто еще более явно, чем записи спиритов, суть просто мысли или фрагменты мыслей, связь которых с сознательной личностью часто сразу очевидна" (ПБ, с. 263).
В работах более позднего периода Юнг говорил о персонификации в связи с психологией первобытных, связывая ее с бессознательной идентификацией или проекцией бессознательного содержания на объект до тех пор, пока оно не будет интегрировано в сознание. Сам Юнг персонифицировал те понятия, которые наблюдал эмпирически (тень, самость, Великая Мать, мудрый старец, анима, анимус и др.).
"Тот факт, что бессознательное самопроизвольно персонифицирует, <...> послужил причиной того, почему я включил эти персонификации в мою терминологию и дал им имена" (CW 9i, par. 51).
Эго может также весьма свободно персонифицировать бессознательные содержания или аффекты, от них исходящие, используя метод активного воображения, с тем чтобы облегчить связь между сознанием и бессознательным.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
(Personification; personification). Фундаментальная психологическая деятельность, когда все, что испытывает человек, спонтанно и непроизвольно персонифицируется, т. е. становится психической «личностью». Мы встречаем наши П. в сновидениях, фантазиях и проекции. Первое обращение Юнга к П. предлагает нам пример, который отчасти входит в его интерпретацию фантазии пациента: «Это была духовность мисс М., которая, будучи персонифицирована в качестве ацтека, была для нее слишком возвышенна, даже для того, чтобы найти избранника среди смертных мужчин» (Собр. соч. Т. 5. Парагр. 273). Психическое содержание, обладающее достаточной интенсивностью и массой, чтобы отколоться от целостной личности, согласно Юнгу, может быть воспринято, только когда объективировано или персонифицировано (см. АППЕРЦЕПЦИЯ; АРХЕТИП; КОМПЛЕКС). П., таким образом, дает человеку возможность видеть Психику, действующую в виде серии автономных систем. Она снимает потенциальную опасность отколовшейся части психики и делает возможной интерпретацию (см. ОДЕРЖИМОСТЬ; ПСИХОЗ). Естественный психический процесс — персонифицирование впервые наблюдалось глубинными психологами в таких патологических состояниях, как диссоциация, галлюцинация или распад на множество личностей. Позже Юнг говорил о П. в связи с психологией первобытных, связывая ее с бессознательной идентификацией или проекцией бессознательного содержания на объект до тех пор, пока не будет интегрирована в сознание. Фрейд перевел понятия в персонифицированные образцы; напр., цензор, супер-эго, полиморфно извращенный ребенок. Он не был первым врачом или ученым, сделавшим это. Юнг в своей работе указывал на врача-философа Парацельса и в разработке видений алхимика Зосимы (см. АЛХИМИЯ). Сам Юнг персонифицировал те понятия, которые наблюдал эмпирически (тень; самость; Великая Мать; старец-мудрец; анима и анимус), говоря «тот факт, что бессознательное самопроизвольно персонифицирует послужил причиной того, почему я включил эти персонификации в мою терминологию и дал им имена» (Собр. соч. Т. 9i. Парагр. 51). Он действительно писал об образах фантазии. Его радикальная формулировка заключалась в том, что психологическое поведение осуществляется путем изменения образцов среди персонифицированных образов (см. ОБРАЗ; ИМАГО). О деперсонализации можно говорить как о потере души. Пациент, не способный персонифицировать, просто стремится персонализировать все. Анализ можно определить как исследование отношений пациента к его персонификациям. Поскольку способность персонифицировать лежит в основе всей психической жизни, она в конечном счете обеспечивает нас образами религии и мифа. Среди последователей Юнга о персонифицировании как естественном и существенном психологическом процессе глубоко и объемно писал Хиллман (1975). Он отмечает, что этот процесс: 1) защищает психику от превосходства какой-либо одной силы; 2) обеспечивает полезное терапевтическое средство — дает человеку возможность понять, что эти персонифицированные фигуры принадлежат ему, но в то же время они находятся вне его личности и контроля; 3) приводит к тому, что фигуры достигают объективности и, кроме того, они отделяются не только от бессознательного, но и друг от друга; другими словами, они более не соединены, не связаны друг с другом; 4) поддерживает отношение между и среди психических компонентов; 5) обладает преимуществом над концептуализацией тем, что в противовес интеллектуальному номинализму вызывает живой отклик.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
психическая организация переживаний человека, способствующая формированию внутреннего образа других людей.
   Представление о персонификации было важной частью межличностной теории Г.С. Салливана (1892–1949), в соответствии с которой формирование персонификаций имеет место в период раннего младенчества. Он исходил из того, что формирующаяся у младенца персонификация хорошей матери является воспринятым им образом ее участия в периодически повторяющихся ситуациях кормления и интеграции других потребностей, разрешенных путем их удовлетворения. Эта персонификация «символизирует интеграцию, поддержание и разрешение ситуаций, являющихся обязательным условием для осуществления младенцем эффективных и адекватных действий, направленных на удовлетворение потребностей».
   Персонификация матери не тождественна самой матери как конкретного, живого человека. Она представляет собой психическую организацию испытываемого младенцем переживания. При этом важно иметь в виду, что сформировавшаяся у младенца персонификация матери возникает и развивается из особенностей взаимоотношений младенца с матерью в рамках межличностных ситуаций, интеграция которых служит цели удовлетворения потребностей.
   С точки зрения Г.С. Салливана, персонификация имеет место не только у младенца, но и у матери. Присущая матери персонификация младенца – это непрерывно развивающееся переживание, которое существует внутри матери и включает в себя различные факторы, имеющие отдаленное отношение к настоящему младенцу. Эта персонификация состоит из переживаний, приобретенных и в ситуациях, когда ребенок испытывал тревогу, и тогда, когда он оставался спокоен. Материнская персонификация ее первого младенца имеет в своей основе значительно больший объем переживаний, чем в случае рождения второго или третьего ребенка.
   Ребенок символизирует для матери признание социальных обязанностей по отношению к нему. Степень эффективности исполнения этих обязанностей может колебаться у одной и той же матери, взаимодействующей с разными детьми или с одним ребенком в разных ситуациях. Осознание матерью своих социальных обязанностей, символом которых является персонифицированный младенец, нередко связано, как считал Г.С. Салливан, с ситуациями, в которых младенец «схватывает» плохую мать, и «из переживания подобных ситуаций формирует персонификацию плохой матери».
   По мнению Г.С. Салливана, на ранней стадии младенчества возникает двойная персонификация материнской фигуры – персонификации хорошей и плохой матери. В дальнейшем в период среднего младенчества наблюдается появление трех персонификаций Я: Я-хороший, Я-плохой и не-Я. Тройственность персонификаций неизбежна в любой культуре. Я-хороший – это первичная персонификация, структурирующая переживание, в котором удовлетворение усилено поощрениями и проявлением заботы со стороны материнской фигуры, довольной происходящим. Я-плохой – первичная персонификация, структурирующая переживание, в котором повышение уровня тревоги связано с материнской фигурой, прибегающей к запретам. Обе персонификации являются модифицированными элементами реальности, но в более поздний период развития ребенка они занимают определенное место в структуре его мышления. Что касается третьей первичной персонификации, не-Я, то она, как полагал Г.С. Салливан, часто проявляется в сновидениях, но наибольшую выразительность приобретает у тех, кто страдает шизофреническими приступами. Эта персонификация всегда носит относительно примитивный характер, включает неясно воспринимаемые аспекты жизни и переживания, характерной особенностью которых является сверхъестественная эмоция. Впоследствии проявления персонификации не-Я могут иметь место в виде ночных кошмаров, сопровождающихся переживанием крайне негативных эмоций.
   По мере развития ребенка возникает то, что Г.С. Салливан назвал «персонификацией самости», представляющей собой то, о чем человек говорит, когда называет себя «Я». Рассматривая все эти аспекты персонификации, он подчеркнул, что связь персонификации с персонифицируемым носит комплексный, а иногда и многосторонний характер. Кроме того, «персонификация не полностью совпадает с описанием персонифицируемой фигуры».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
271.82 кб

Диссоциация и персонификация репрезентации «Герой» у современных подростков

Рягузова Елена Владимировна
Представлены результаты эмпирического исследования, про-веденного на выборке подростков 11-13 лет (N = 100), с помощью методики рефлексивного самоотчета «Я и Другой», включающей в себя вербальные и графические репрезентации личнос
Читать PDF
370.42 кб

Персонификация новости в «Известиях»

Назарова Т. В.
Читать PDF
41.02 кб

Персонификация профилактических мероприятий у детей, проживающих в семейном контакте с больным тубер

Дудченко Д. В.
Читать PDF
372.56 кб

Персонификация диспансеризации

Зиганшина З.Р.
Читать PDF
655.54 кб

Природа, человек и время: этническая персонификация временных циклов в древнегерманской мифопоэтичес

Соснин Евгений Викторович
The main metaphors of world and time conceptions are represented. Three time periods are observed in Old German mythopoetical world conception. Time periods are presented by three generations images of anthropomorphic creatures.
Читать PDF
387.89 кб

Аграрные боги и их персонификация в домонотеистических воззрениях даргинцев

Исрапилова Зарема Анваровна, Мирзаханов Джабраил Гасанович
В статье рассматриваются персонажи языческого пантеона аграрные божества и их персонификация у одного из дагестанских этносов даргинцев. Авторы указывают на связь этих персонажей с культами солнца, плодородия и предков.
Читать PDF
353.28 кб

Персонификация музейного пространства Алтайского края

Чернова Анастасия Александровна
В статье представляются основные аспекты персонификации музейного пространства Алтайского края создание мемориальных музеев и выделение личных фондов в музеях.
Читать PDF
28.14 мб

Поллиноз у детей: персонификация терапии

Елкина Т.Н., Грибанова О.А., Суровикина Е.А., Сецкова С.Ю.
Читать PDF
2.31 мб

Персонификация информации в социальных сетях

Кадырова Гульфия Хайдаровна
Данная статья посвящена феномену персонификации информации в социальных сетях, которые становятся важным медиапространством не только для пользователей, но и для СМИ.
Читать PDF
126.72 кб

Персонификация информации как один из параметров эффективности телевидения

Вайсман Вероника Борисовна
Специфика передачи информации посредством телевидения заключается в ее персонифицированном характере.
Читать PDF
806.03 кб

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ В КОНТЕНТЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА К УВЕЛИЧЕНИЮ ВОВЛЕЧЕННОСТИ АУДИТОРИИ

Ставцева Арина Петровна
В статье анализируется понятие персонификации, истоки данного явления, различные трактовки понятия с точки зрения психологии и маркетинга.
Читать PDF
538.72 кб

Персонификация первичной медико-санитарной помощи девушкам-подросткам с учетом полипараметрического

Журавлев Ю. И., Коломиец И. Н., Шептун П. А.
Читать PDF
0.00 байт

Персонификация нутритивной поддержки при онкологических заболеваниях желудочно-кишечного тракта в пе

Боброва О.П., Зуков Р.А., Модестов А.А.
Статья посвящена вопросам индивидуального подхода в организации и проведении нутритивной поддержки в периоперационном периоде пациентам, страдающим злокачественными новообразованиями желудочно-кишечного тракта.
Читать PDF
0.00 байт

Персонификация подходов к тромболитической терапии ишемического инсульта: предикторы эффективности

Домашенко М.А., Гафарова М.Э., Максимова М.Ю.
В статье представлен анализ данных литературы, а также собственных данных, посвященных предикторам эффективности применения рекомбинантного тканевого активатора плазминогена с целью реперфузии у пациентов с ишемическим инсультом.
Читать PDF
0.00 байт

Персонификация подходов к реперфузионной терапии ишемического инсульта

Домашенко М.А., Максимова М.Ю., Гафарова М.Э., Танашян М.М., Антонова К.В., Пирадов М.А.
Введение.

Похожие термины: