Персонификация
процесс трансформации групповых (организационных) целей, ценностей, интересов, мнений в индивидуальные.
Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
(лат. persona — личность, facere — делать) — представление определенной идеи или нравственного явления в виде образа конкретного человека (напр., герой Павка Корчагин).
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
наделение животных и растений, отвлеченных понятий, неодушевленных предметов и явлений природы человеческими свойствами, представление их в лицах. Синоним-олицетворение.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Персонификация
(Personificatio) (от лат. persona - личность и facio - делать). 1. Олицетворение: придание неодушевленному предмету или отвлеченному понятию человеческого образа. 2. Приписывание сложным (зрительным и слуховым одновременно) галлюцинаторным образам свойств (качеств) конкретных лиц.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Персонификация
(лат. рersona — личность, лицо и facere –делать) — наделение животных и растений, отвлеченных понятий, неодушевленных предметов и явлений природы человеческими свойствами, представление их в лицах. Синоним П. — олицетворение. В онтогенезе П.характерна для картины мира ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Широко используется в художественном творчестве. (Котова С. А.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
1. Обычно – приписывание человеческих или личностных качеств некоторой "абстракции". Этой абстракцией может быть социальная группа или социальная структура, образ или представление о некотором реальном человеке или даже чего-то не человеческого. См. антропоморфизм и анимизм. 2. Более специальное значение – тип защитного механизма, при котором индивид в результате личной фрустрации приписывает качества или вину за что-то другим. См. здесь проекция, формой которой обычно считается персонификация.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
1. В общем случае-приписывание человеческих личностных (персональных) свойств чему-либо или кому-либо, например, предмету, явлению, социальной группе, некоторому абстрактному, вымышленному человеку и т. п. П. в этом ее понимании имеет место, например, в анимизме и антропоморфизме. 2. В более узком, специальном смысле слова П.-тип защитного механизма, пользуясь которым, человек приписывает качества или ответственность за какое-либо фрустрирующее его самого событие другим людям. Нередко П. в этом ее понимании выступает также как форма проекции. См. анимизм, антропоморфизм, защитные механизмы, фрустрация.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Персонификация
(от лат. persona — «личность, лицо», facere — «делать») — наделение животных и растений, предметов и явлений природы, принципов или абстрактных понятий, социальных групп человеческими свойствами, представление их в лицах. Синоним П. — олицетворение.
П. может выполнять функции замещения при некоторых неудовлетворенных потребностях. Например, в общении, когда люди нередко персонифицируют предметы, различных животных, воображают партнеров по общению настолько ярко, что это сравнимо с эйдетическими образами (см. Эйдетизм), и начинают с ними разговаривать вслух. Такая реакция на эмоциональную изоляцию в большинстве случаев должна быть оценена как защитная (компенсаторная), находящаяся в границах психологической нормы.
Литература
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
Персонификация
персона + лат. facere – делать) - 1. олицетворение, наделение животного, предмета, явления природы или абстактного понятия человеческими свойствами; 2. в психоанализе - тип защитного механизма, при котором индивид в результате фрустрации приписывает качества вины или вину за что-то другому человеку (другим людям). Рассматривается как вариант проекции; 3. термин К.Ясперса, обозначает фрагментацию личности с последующим отчуждением какой-то диссоциированной ее части и наделение ее качествами постороннего, нередко враждебно настроенного по отношению к пациенту или полярного ему человека. Например, вербальные галлюцинации, которые пациент воспринимает не как некий изолированный сенсорный феномен, он принимает их за представление другого, реально существующего человека, который ему что-то говорит, не смущаясь тем, что он никого при этом не видит. В таком понимании термин соответствует психоаналитическому выражению «шизоидная защита».
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
придание речи личного характера (П. речи), олицетворение предметов неживой природы, в т. ч. "оживление" рекламируемых товаров и услуг - прямое или через специально создаваемые образы, персонажи. Прямая П. товара в рекламе - это когда сам рекламируемый объект (зубная щетка, паста, пачка сигарет, телевизор и т. д.) говорит человеческим голосом, двигается, танцует, прыгает. Косвенная П. заключается в создании живых образов, узнаваемых персонажей, которые ассоциируются у подвергаемой рекламному воздействию аудитории с определенными товарами, услугами. Для этой цели используют как образы людей ("тетя Ася приехала"), так и др. существ - розовых зайцев батарейки "Дюраселл", верблюда "Кэмел", забавной резиновой куклы компании "Мишлэн", говорящего и предлагающего продукт пельменя "Сам Самыч".
П. речи осуществляется, прежде всего, с помощью личных местоимений "я", "мне" и др., выражения личного отношения говорящего к предмету высказывания.
П. речи в литературных произведениях и скетчах может достигаться с помощью "особых словечек", характеризующих того или иного персонажа, воспроизведения особенностей его произношения. Ср. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ОЛЮЖИВАНИЕ.
Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
Personification; Personifikation) - стремление или тенденция психических содержаний либо комплексов обрести отличную от себя личность, обособленную от это.
"<...> Любой автономный или хотя бы только относительно автономный комплекс имеет свойство являться в качестве личности, т. е. персонифицированно. Легче всего, пожалуй, это можно заметать в так называемых спиритических явлениях автоматического письма и тому подобном. Получившиеся предложения всегда являются личностными высказываниями и излагаются от первого лица, как если бы за каждой записанной частью предложения тоже стояла личность. Поэтому наивный рассудок тотчас непременно подумает о духах. Подобное, как известно, можно наблюдать и в галлюцинациях душевнобольных, хотя эти галлюцинации часто еще более явно, чем записи спиритов, суть просто мысли или фрагменты мыслей, связь которых с сознательной личностью часто сразу очевидна" (ПБ, с. 263).
В работах более позднего периода Юнг говорил о персонификации в связи с психологией первобытных, связывая ее с бессознательной идентификацией или проекцией бессознательного содержания на объект до тех пор, пока оно не будет интегрировано в сознание. Сам Юнг персонифицировал те понятия, которые наблюдал эмпирически (тень, самость, Великая Мать, мудрый старец, анима, анимус и др.).
"Тот факт, что бессознательное самопроизвольно персонифицирует, <...> послужил причиной того, почему я включил эти персонификации в мою терминологию и дал им имена" (CW 9i, par. 51).
Эго может также весьма свободно персонифицировать бессознательные содержания или аффекты, от них исходящие, используя метод активного воображения, с тем чтобы облегчить связь между сознанием и бессознательным.
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
(Personification; personification). Фундаментальная психологическая деятельность, когда все, что испытывает человек, спонтанно и непроизвольно персонифицируется, т. е. становится психической «личностью». Мы встречаем наши П. в сновидениях, фантазиях и проекции. Первое обращение Юнга к П. предлагает нам пример, который отчасти входит в его интерпретацию фантазии пациента: «Это была духовность мисс М., которая, будучи персонифицирована в качестве ацтека, была для нее слишком возвышенна, даже для того, чтобы найти избранника среди смертных мужчин» (Собр. соч. Т. 5. Парагр. 273). Психическое содержание, обладающее достаточной интенсивностью и массой, чтобы отколоться от целостной личности, согласно Юнгу, может быть воспринято, только когда объективировано или персонифицировано (см. АППЕРЦЕПЦИЯ; АРХЕТИП; КОМПЛЕКС). П., таким образом, дает человеку возможность видеть Психику, действующую в виде серии автономных систем. Она снимает потенциальную опасность отколовшейся части психики и делает возможной интерпретацию (см. ОДЕРЖИМОСТЬ; ПСИХОЗ). Естественный психический процесс — персонифицирование впервые наблюдалось глубинными психологами в таких патологических состояниях, как диссоциация, галлюцинация или распад на множество личностей. Позже Юнг говорил о П. в связи с психологией первобытных, связывая ее с бессознательной идентификацией или проекцией бессознательного содержания на объект до тех пор, пока не будет интегрирована в сознание. Фрейд перевел понятия в персонифицированные образцы; напр., цензор, супер-эго, полиморфно извращенный ребенок. Он не был первым врачом или ученым, сделавшим это. Юнг в своей работе указывал на врача-философа Парацельса и в разработке видений алхимика Зосимы (см. АЛХИМИЯ). Сам Юнг персонифицировал те понятия, которые наблюдал эмпирически (тень; самость; Великая Мать; старец-мудрец; анима и анимус), говоря «тот факт, что бессознательное самопроизвольно персонифицирует послужил причиной того, почему я включил эти персонификации в мою терминологию и дал им имена» (Собр. соч. Т. 9i. Парагр. 51). Он действительно писал об образах фантазии. Его радикальная формулировка заключалась в том, что психологическое поведение осуществляется путем изменения образцов среди персонифицированных образов (см. ОБРАЗ; ИМАГО). О деперсонализации можно говорить как о потере души. Пациент, не способный персонифицировать, просто стремится персонализировать все. Анализ можно определить как исследование отношений пациента к его персонификациям. Поскольку способность персонифицировать лежит в основе всей психической жизни, она в конечном счете обеспечивает нас образами религии и мифа. Среди последователей Юнга о персонифицировании как естественном и существенном психологическом процессе глубоко и объемно писал Хиллман (1975). Он отмечает, что этот процесс: 1) защищает психику от превосходства какой-либо одной силы; 2) обеспечивает полезное терапевтическое средство — дает человеку возможность понять, что эти персонифицированные фигуры принадлежат ему, но в то же время они находятся вне его личности и контроля; 3) приводит к тому, что фигуры достигают объективности и, кроме того, они отделяются не только от бессознательного, но и друг от друга; другими словами, они более не соединены, не связаны друг с другом; 4) поддерживает отношение между и среди психических компонентов; 5) обладает преимуществом над концептуализацией тем, что в противовес интеллектуальному номинализму вызывает живой отклик.
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
психическая организация переживаний человека, способствующая формированию внутреннего образа других людей.
Представление о персонификации было важной частью межличностной теории Г.С. Салливана (1892–1949), в соответствии с которой формирование персонификаций имеет место в период раннего младенчества. Он исходил из того, что формирующаяся у младенца персонификация хорошей матери является воспринятым им образом ее участия в периодически повторяющихся ситуациях кормления и интеграции других потребностей, разрешенных путем их удовлетворения. Эта персонификация «символизирует интеграцию, поддержание и разрешение ситуаций, являющихся обязательным условием для осуществления младенцем эффективных и адекватных действий, направленных на удовлетворение потребностей».
Персонификация матери не тождественна самой матери как конкретного, живого человека. Она представляет собой психическую организацию испытываемого младенцем переживания. При этом важно иметь в виду, что сформировавшаяся у младенца персонификация матери возникает и развивается из особенностей взаимоотношений младенца с матерью в рамках межличностных ситуаций, интеграция которых служит цели удовлетворения потребностей.
С точки зрения Г.С. Салливана, персонификация имеет место не только у младенца, но и у матери. Присущая матери персонификация младенца – это непрерывно развивающееся переживание, которое существует внутри матери и включает в себя различные факторы, имеющие отдаленное отношение к настоящему младенцу. Эта персонификация состоит из переживаний, приобретенных и в ситуациях, когда ребенок испытывал тревогу, и тогда, когда он оставался спокоен. Материнская персонификация ее первого младенца имеет в своей основе значительно больший объем переживаний, чем в случае рождения второго или третьего ребенка.
Ребенок символизирует для матери признание социальных обязанностей по отношению к нему. Степень эффективности исполнения этих обязанностей может колебаться у одной и той же матери, взаимодействующей с разными детьми или с одним ребенком в разных ситуациях. Осознание матерью своих социальных обязанностей, символом которых является персонифицированный младенец, нередко связано, как считал Г.С. Салливан, с ситуациями, в которых младенец «схватывает» плохую мать, и «из переживания подобных ситуаций формирует персонификацию плохой матери».
По мнению Г.С. Салливана, на ранней стадии младенчества возникает двойная персонификация материнской фигуры – персонификации хорошей и плохой матери. В дальнейшем в период среднего младенчества наблюдается появление трех персонификаций Я: Я-хороший, Я-плохой и не-Я. Тройственность персонификаций неизбежна в любой культуре. Я-хороший – это первичная персонификация, структурирующая переживание, в котором удовлетворение усилено поощрениями и проявлением заботы со стороны материнской фигуры, довольной происходящим. Я-плохой – первичная персонификация, структурирующая переживание, в котором повышение уровня тревоги связано с материнской фигурой, прибегающей к запретам. Обе персонификации являются модифицированными элементами реальности, но в более поздний период развития ребенка они занимают определенное место в структуре его мышления. Что касается третьей первичной персонификации, не-Я, то она, как полагал Г.С. Салливан, часто проявляется в сновидениях, но наибольшую выразительность приобретает у тех, кто страдает шизофреническими приступами. Эта персонификация всегда носит относительно примитивный характер, включает неясно воспринимаемые аспекты жизни и переживания, характерной особенностью которых является сверхъестественная эмоция. Впоследствии проявления персонификации не-Я могут иметь место в виде ночных кошмаров, сопровождающихся переживанием крайне негативных эмоций.
По мере развития ребенка возникает то, что Г.С. Салливан назвал «персонификацией самости», представляющей собой то, о чем человек говорит, когда называет себя «Я». Рассматривая все эти аспекты персонификации, он подчеркнул, что связь персонификации с персонифицируемым носит комплексный, а иногда и многосторонний характер. Кроме того, «персонификация не полностью совпадает с описанием персонифицируемой фигуры».
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001