ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
лат. persona - личность) - процесс превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

персонализация

(от лат. persona – личность) – процесс проявления индивида как личности в результатах своей деятельности, экстериоризация личности; разнообразное проявлениее ее индивидуальности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
1. Процесс превращения человека в личность, в персону. 2. Результат приобретения человеком личностных свойств в ходе своего индивидуального развития. См. индивидуализация, личность, персона, персонализм, персоналистический подход (в истории психологии).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность; сущность персонализации заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые происходят в результате деятельности индивида.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
(от лат. личность) – процесс обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную социальную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности. Как особый компонент социализации П. проходит несколько этапов: воспитание в семье; начальные связи и общение с ровесниками вне родственных взаимоотношений; овладение основами знаний и общественным опытом (средняя школа), труд, служба в армии или обучение в вузе; самостоятельная или ответственная работа в профессиональном коллективе. Субъект достигает в этот период высшего уровня персонализации, самостоятельности выражения своего «Я». Последний этап – инволюционные процессы, ослабление социальных связей, усиление зависимости личности от внимания других людей.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Персонализация
обозначает маркировку таким образом, чтобы оставить информацию о своей личности, своих интересах и потребностях. Именно благодаря персонализации пространства наблюдатель может понять значение, которое оно имеет для его владельца, раскрыть его интересы и увлечения. Персонализируя территорию, хозяин имеет возможность выразить себя и сообщить об этом потенциальному посетителю. М.Хейдметс выделяет шесть способов персонализации жилой среды:
1) представление своей связи с конкретными людьми (любви, уважения, принадлежности) – фотографии членов семьи, родственников, знаменитых людей;
2) представление своих политических, религиозных, философских и других ценностей– лозунги, иконы, плакаты, статуэтки;
3) представление своей эстетической направленности – экспозиции живописи, рисунков, фотографии;
4) указание на определенное событие, время – экспозиции календарей, карт, вырезок из газет;
5) вещи и предметы, указывающие на увлечения,
спортивные принадлежности, стереоаппаратура и т.д.;
6) представление своих интересов – плакаты рок-групп, спортивных команд.

Источник: Экологическая психология словарь-справочник 2012.

Персонализация
стремление индивида духовно, нравственно воздействовать на других людей, прививать им при помощи той или иной своей привлекательности свое мировосприятие, мировоззрение, быть для них авторитетом, значимым другим. Персонализация как стремление, желание может иметь положительную и отрицательную направленность и соответствующие результаты.
Так, общение с умным и интересным человеком оказывает влияние на убеждения, взгляды, чувства, желания людей. Иначе говоря, это «пространство» идеальной представленности (персонализации) субъекта в других людях, образующееся суммированием тех изменений, которые он внес в психику, сознание других людей в результате совместной деятельности и общения с ними (А. Петровский, В. Петровский, «“Я” в “других” и “другие” во “мне”»).
Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, он продолжается, порождая у них тяжелые переживания, объясняемые трагичностью разрыва между идеальной представленностью индивида и его материальным исчезновением (там же).
Подобно тому, как индивид стремится продолжить себя в другом человеке физически – произвести потомство, продолжать род, личность индивида стремится продолжить себя, обеспечив идеальную представленность, свое «инобытие» в других людях (там же).
Любая знаменитая личность прошлого или настоящего являет собой пример персонализации. Ср. значимый другой.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Персонализация
(от лат. persona — «личность, лицо») — углубление представлений о человеке как личности, соотнесение деяний, продуктов труда и творчества с личностью конкретного человека.
А. В. и В. А. Петровскими выделены основные черты человеческой потребности в П. Субъективно последняя может выступать в мотивации достижения, притязаниях на внимание, славу, дружбу, уважение, положение лидера, бывает отрефлектированной, осознанной, но может и не быть таковой.
Потребность «быть личностью» (П.) обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями. Стремясь включить свое Я в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность в П. Важное значение для П. субъекта имеет его значимость для другого, референтность и эмоциональная привлекательность. Оптимальные условия для этого существуют в группах высокого уровня развития, где П. каждого выступает в качестве условия П. всех. В группах низкого уровня, напротив, каждый стремится быть персонализирован за счет деперсонализации других.
Литература
Петровский А. В., Петровский В. А.Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. № 3.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г.Основы теоретической психологии. М., 1998.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
ПЕРСАНАЛІЗАЦЫЯ / PERSONALIZATION (от лат. per sona– личность)– процесс обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную социальную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности. П.– это процесс осознания субъектом собственной личности как общественно значимой, результатом чего выступает его активная деятельность, нацеленная на трансляцию другим своей индивидуальности. Термин был введен В. А. Петровским. П.– это потребность индивида в проявлении своей личности. Уже у младшего подростка появляется чувство индивидуальности, а вместе с тем– потребность в поддержке и принятии этой индивидуальности со стороны других. В физическом плане у подростков проявляется стремление к телесному совершенству, в интеллектуальном– к развитию логического мышления, в эмоциональном– к вниманию к собственным эмоциональным переживаниям. П. проявляется в отношениях между субъектом и обществом, в различных формах– от прямого желания быть лидером, желания проявлять альтруизм, но потребность быть личностью не всегда четко осознается самим субъектом. Как особый компонент социализации П. проходит несколько этапов: воспитание в семье; начальные связи и общение с ровесниками вне родственных взаимоотношений; овладение основами знаний и общественным опытом (средняя школа), труд, служба в армии или обучение в вузе; самостоятельная или ответственная работа в профессиональном коллективе. Субъект достигает в этот период высшего уровня персонализации, самостоятельности выражения своего «Я». Последний этап– инволюционные процессы, ослабление социальных связей, усиление зависимости личности от внимания других людей. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
процесс, в результате коего субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность персонализации - в действенных преобразованиях сферы интеллектуальной и аффективно-потребностной другого человека, происходящих в результате деятельности индивида. Понятие в этом значении введено В. А. Петровским.
Поскольку единство понятий "индивид" и "личность" не означает их тождественности, возникают различные парадоксы персонализации:
1) теоретически возможно существование индивида, не реализовавшего себя как личность (например, человек, который в силу каких-то обстоятельств оказался исключенным из социального взаимодействия); с другой стороны, возможно существование "личности" (в этом случае квазиличности) вне (без) индивида (например, некие мифические или литературные персонажи), причем преобразующее влияние исторической квазиличности может оказаться не менее действенным, чем влияние иного реально жившего человека;
2) возможна как деперсонализация творца (архитектора, изобретателя и пр.) в результате отчуждения продукта труда от его создателя, так и персонализация посредством присвоения плодов чужого труда; персонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как "трансляция" своих недостатков и ошибок кому-то другому;
3) третий парадокс связан с проблемой бессмертия личного (с позиций материализма): если личность не сводится к ее представленности в конкретном индивиде и продолжается в других людях, то со смертью индивида она не исчезает полностью.
С помощью феномена персонализации можно объяснить многие переживания людей, вызванные трагичностью разрыва между сохраняющейся у них персонализацией индивида и его материальным несуществованием. В подобной ситуации целостная структура личности оказывается разрушенной, сохраняется лишь одно звено - отраженная субъектность индивида как результат его персонализации.
Человека характеризует разная степень выраженности потребности и способности к персонализации. Потребность в персонализации - потребность быть личностью - это не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма, аффилиации, стремления к самоопределению и признанию, и пр.). Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в персонализации - деятельность, ибо именно посредством деятельности человек продолжает себя, "транслирует" другим свою индивидуальность.
Способность к персонализации - это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, кои позволяют ему выполнять социально значимые деяния, преобразующие других людей. Она обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, посредством коих он может в общении и деятельности выполнять персонализирующее воздействие. Во многих экспериментах выявлено, что персонализация субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. В иных условиях персонализация отсутствует.
Экспериментально показано (-> принцип субъектности отраженной), что полноценное и социально-позитивное проявление способности к персонализации обнаруживается в общностях такого типа, как коллектив; в группах низкого уровня развития персонализация одного человека (лидера) может стать причиной деперсонализации остальных.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Персонализация
1. усвоение, присвоение, интериоризация, интернализация или, иными словами, процессы или механизмы превращения внешних, социальных побуждений, требований, ограничений и общественного опыта в элементы структуры собственной личности (в потребности, стремления, навыки, знания и др.). Процеесы персонализации функционирует имплицитно, автоматически и, гипотетически, на основе врожденной способности, обеспечивающей саморазвитие личности (термин саморазвитие в данном случае подчеркивает, что одних только благоприятных внешних условий для формирования личности совершенно недостаточно, для их усвоения необходима врожденная или наследственно детерминируемая готовность). Конкретными проявлениями персонализации могут служить подражательность, внушаемость, формирование привычек, черт характера, усвоение знания и навыков, которые позднее осознаются как природные, изначально свойственные личности. Наиболее интенсивно персонализация осуществляется в детском и пубертатном периодах онтогенеза, именно этот возраст является критическим для повреждения механизмов присвоения и, следовательно, нарушения созревания характера и личности. Именно в этом возрастном интервале особенно часто возникают нарушения самоосознавания (см.). Для усвоения чего-либо, помимо многократного повторения неких действий и моделей поведения, очень важно, чтобы соответствующая информация представляла интерес, имела смысл, то есть стимулировала определенные эмоции (удивление, удовольствие, страх и т.п.). Это может означать, что процессы персонализации в своем функционировании тесно связана с аффективной сферой. Обратной, опасной и даже пагубной стороной персонализации, указывают некоторые исследователи, является внутреннее деструктурирующее проникновение неадекватного социального влияния, в частности, «миражей» массового сознания в персональное сознание. Так, по мнению Хокинга, «привычка собираться в толпы и принадлежать толпе стала угрозой цивилизации и должна быть определена как специфическая болезнь современного общества». Обратным персонализации является процесс отчуждения, алиенация, благодаря чему из структур личности элиминируются фрагменты, ставшие ей бесполезными, угрожающими или неприемлемыми. Этот процесс может быть достаточно болезненным. Например, это обесценивание, забывание, вытеснение, потеря смысла чего-либо, устранение чего-то привычного, разочарование. В патологическом варианте этот обратный процесс представляет нарушение самосознавания в виде деперсонализации (см.). Процессы отчуждения также более интенсивно протекают в первой трети жизни индивида. Это объясняет, вероятно, почему такое нарушение самоосознавания как деперсонализация наиболее часто наблюдаются у детей, подростков и особенно в юношеском возрасте. Болезненное усиление процесса персонализации проявляется нарушением самоосознавания в виде апперсонализации (см.), болезненное ослабление – личностным недоразвитием, например, инфантилизмом, ювенилизмом, нравственным дефицитом, дефицитом правосознания, другими признаками незрелости личности; 2. процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность; 3. согласно В.А.Петровскому, сущность персонализации заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые происходят в результате деятельности индивида

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
эго процесс, посредством кот. субъект, субъекты получают идеально-эйдетическую, в основном, репрезентативность-представленность в сознании, в жизнедеятельности других субъектов, и могут репродуцироваться т.о., в социуме, в общественной жизни, в актах сознания других людей, как субъекты, личности, индивиды, персоны; квинтэссенция форм П. заключается в интерпретационно мульти базальных инкарнациях-трансформациях, интеллектуально-ментальной и мотивационно-потребностной сферы личности другого субъекта, кот. и продуцируются-вози икают в результате деятельности-активности-инициативности самого субъекта; термин-понятие П. впервые ввел в отеч, псих. выд. ученый В.А. Петровский, кот. рассматривал-трактовал понятия «индивид» и «личность», как не тождественные, хотя и единые, в зависимости от социоконкретных -онтологических обстоятельств; согласно оригинальным концепциям В.А. Петровского, теоретически возможно существование индивида, кот. не реализовал себя как личность, с другой же стороны, возможно существование личности, вне индивида, например, некот. библейские персонажи; согласно его тезисам, при такой постановки проблемы трансформационно-преобразующее влияние исторической квазиличности-псевдоличности может быть весьма действенным, как к влияние уже реально живущего или реально жившего человека-субъекта; формы П. могут быть выступать и как матрицы приписывания себе чужих заслуг, чужих талантов и как мониторизация-дисплеизация своих недостатков, своих эго негативизмов, ошибок, какому-нибудь другому субъекту; а если личность не может быть сводима к ее представленности-отображенности в другом субъекте и уже продолжается в других субъектах, то ввиду смерти индивида, личность т.о. не исчезает из онтологии полностью; при помощи наличия мультифакторов П. можно эксплицировать дифференциально-трагические, дифференциально-драматические переживания людей, кот. продуцируются-возникают ввиду разрыва индивидов, когда в адекватной ситуации целостное Эго личности деструктируется и сохраняется лишь одна модель — отраженно-отзеркаленная эго-субъектность индивида, как результаты-матрицы его персонализации; эффективно-кардинальный путь удовлетворения потребностей, притязаний в П. — это активность, инициативность субъекта, потому что именно в актопроцессах своей деятельности, субъект и продолжает себя в других субъектах, экранирует-мониторизирует другим, специфико-индивидуальные особенности своей психики, психофизиологической индивидуальности-неповторимости; дискурс-резюмируем, что с понятием «субъект», «персона», «личность» коррелируются разные модальности-параметры-степени потребностей, детерминирующих его цели-средства, а уже его способности-таланты, ментально-осознанные стремления-желания-цели проецируют его психического Эго к эгоопределению-самоопределению, к желанию быть признанным в том или ином обществе, группировке, альянсе, а склонность субъекта к персонализации и представляет собой аддитивность психофизиологическо-эмпирическо-нейрофизилогическо-индивидуальных особенностей, кот. и позволяют самому субъекту репродуцировать-осуществлять социально-онтологическо этическо-значимые действия-поступки, кот. сынтенционированы на метаболизирующие феномены бытия-социума и других индивидов; мультиспособности субъекта к персонализации, в базально-фундаментальном порядке, обеспечиваются самобытностью самого субъекта, мультиобразием тех средств инструментов с помощью коих он может в коммуникативных феноменах, процессах самой деятельности, продуцировать-каузальноизировать-обусловливать эгомультиперсонализирующие матрицы влияния-воздействия, при условиях феноменах его чувствен но-эмотивной парадигмообразности-эгопривлекательности, коммуникабельности, эгосоциоонтологической-значимости для другого субъекта; персонализм— это псих. течение, стор. кот. считают предметом психологии личность, как специфическо-первичную реальность-достоверность-субстанциональность; по их мнению, эволюция личности развивается-репродуцируется с помощью самоассерторизации-самоактуализации-самоэкспрессивности-самосовершенствования, от коих и зависят психосостояния, психо-процессы, психофеномены, объективно отражающие фазы-стадии самоассертичности-самоактуализации, кои необходимо эксплицировать-интерпретировать-изучать в мультикоррелятах активности деятельности субъекта.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Персонализация
от лат. persona — личность] — а) процесс, в ходе которого происходит существенное изменение в системе личностных смыслов и поведенческой активности человека в связи с «идеальной», внеактуальной представленностью в его сознании образа другого субъекта; б) сам факт «идеальной» представленности в сознании человека образа «значимого другого»; в) одна из возможных ипостасей — метаиндивидная — существования личности за счет «идеальной» ее представленности в сознании других людей, что обусловливает специфику их эмоциональной и когнитивной сфер и поведенческой активности. В этом значении понятие «персонализация» введено В. А. Петровским. Им же была предложена концепция персонализации, согласно которой индивид, как, прежде всего, субъект межличностных отношений представляет собой своеобразное единство трех ипостасей существования собственно личности и личностности: 1) как относительно устойчивой совокупности интраиндивидных качеств (симптомокомплексы психических свойств, образующие ее индивидуальность, мотивы, направленности личности, структура характера личности, особенности темперамента, способности); 2) как включенности индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе могут трактоваться как носители личности их участников; 3) как «идеальной» представленности индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их актуального взаимодействия, как результата активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей. Человек испытывает закономерную, социально детерминированную потребность «быть личностью», то есть быть в максимально возможной степени «идеально» представленным в сознании других людей, прежде всего и более всего, теми своими особенностями, гранями индивидуальности, которые он сам ценит в себе. Потребность «быть личностью» может быть удовлетворена лишь при наличии соответствующей способности. Разрыв, «вилка» между этими потребностью и способностью может привести к серьезным нарушениям процесса личностного развития, качественно искривить линию личностного роста, нарушить общую поступательную направленность движения к подлинной зрелости. Одним из базовых положений данного подхода является утверждение о единстве, но не тождестве понятий «индивид» и «личность», что подразумевает возможность целого ряда артефактных, по сути своей, парадоксальных ситуаций: а) наличие индивида, не являющего личностью (например, в ситуациях жесткой вынужденной изоляции индивид может быть попросту лишен возможности реализовать себя как личность); б) наличие личности при отсутствии индивида (например, ситуация индивидуально-специфического влияния на многих никогда не существовавших людей — персонажей художественных произведений и т. п.); в) потеря личностности творца и отчуждение его от результатов своих деяний и приписывание его заслуг другим лицам (например, различные проявления феномена Цахеса); г) приобретение своего рода личностного бессмертия или, как минимум, значительного пролонгирования личностного существования индивида после его реальной физической смерти (например, феномен «референтной памяти» после потери близкого человека). При этом человек именно через деятельность, а еще точнее, через деяния транслирует свою личностность другим, иногда неосознанно удовлетворяя свою социогенную потребность «быть личностью», потребность в персонализации. В то же время в различных сообществах эта потребность удовлетворяется, как правило, в разной степени. Так, многократно и при этом однозначно в целом ряде экспериментальных работ было показано, что в группах высокого уровня социально-психологического развития возможна персонализация практически всех ее членов, своего рода «стопроцентная взаимосоциализация», а, например, в корпоративных группировках персонализация властной «элиты» чаще всего базируется на откровенной деперсонализации остальной части сообщества.
Следует особо отметить, что в концепции В. А. Петровского персонализация рассматривается не только как индивидуальная, но и как общественная потребность. По словам В. А. Петровского, «потребность индивида быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность, жизненно необходимую для поддержания единства, общности, преемственности, передачи способов и результатов деятельности и, что особенно важно, установления доверия друг к другу, без чего трудно надеяться на успех общего дела.
Таким образом, продолжает В. А. Петровский, — выделяя себя как индивидуальность, добиваясь дифференциальной оценки своей личности, человек полагает себя в общности как необходимое условие ее существования, поскольку он производит всеобщий результат, что позволяет сохранять эту общность как целое. Общественная необходимость персонализации очевидна. В противном случае исчезает и становится немыслимой доверительная, интимная связь между людьми, связь между поколениями, где воспитуемый впитывает в себя не только те знания, которые ему передаются, но и личность передающего. На определенном этапе жизни общества эта необходимость выступает в виде ценностно закрепленных форм социальной потребности... Потребность “быть личностью”, потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями. Стремясь включить свое “Я” в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность в персонализации»1.
Легко заметить, что, будучи совершенно самостоятельным и завершенным подходом к проблеме личности, концепция персонализации перекликается не только с рядом фундаментальных персонологических теорий известных в зарубежной психологии, в частности, с психосоциальным подходом Э. Эриксона, гуманистическим психоанализом Э. Фромма и рядом других, но и с перспективными социологическими и философскими теориями, такими как концепция социального капитала, основанного на доверии, Ф. Фукуямы. Тем самым, концепция персонализации, в основе своей разработанная еще в советский период, выгодно отличается от традиционных для советской психологии подходов, многие из которых откровенно противопостовлялись (главным образом, по идеологическим и конъюктурным соображениям) общемировым тенденциям в психологической науке и, как следствие, носили умозрительный и догматический характер, будучи совершенно «неудобоваримыми» с практической точки зрения. По сути дела, в условиях тоталитарного общества в психологии личности господствовла педагогическая парадигма — предметом изучения было не то, как развивается реальная личность в реальных условиях, а то как в «идеале» (на тот момент исторически выдержанном) должна развиваться личность абстрактная.
В этой связи совершенно неудивительно, что хотя основные положения концепции персонализации и получили определенное, в том числе и официальное признание в советской науке, она была почти пригнорирована в рамках реальной социально-психологической и педагогической практики.
В советской школе за редким исключением господствовала жесткая авторитарная модель воспитания, в логике которой потребность индивида «быть личностью» не только практически игнорировалась, но и зачастую рассматривалась как откровенно вредная, толкающая развивающуюся личность к неоправданному индивидуализму и эгоистическим проявлениям. Не случайно у детей, чье дошкольное развитие, в силу семейной специфики, протекало в условиях доверительных партнерских отношений со взрослыми и пытавшихся быть «не таким, как все», нередко возникали проблемы с учителями и администрацией школы. Фактически вся учебно-дисциплинарная модель образования была направлена на тотальную деперсонализацию. К сожалению, эта порочная образовательная система до конца не изжита и по сегодняшний день.
В этой связи проблема персонализации представляется задачей первостепенной важности для любого социального психолога-практика и, конечно же, прежде всего, для курирующего образовательную деятельность. Совершенно очевидно, что концепция персонализации позволяет не только понять общие закономерности данного процесса, но и дает в руки практического социального психолога мощные интерпретационные «ключи», позволяющие не только адекватно оценивать позицию каждого конкретного члена курируемого сообщества, с точки зрения удовлетворения его потребности «быть личностью», но и прогнозировать трансформацию самого сообщества в результате личностной персонализации практически каждого конкретного члена.
Это тем более важно, что процесс персонализации индивида, с точки зрения В. А. Петровского не является конечным: «Он продолжается либо в расширении объектов персонализации, появлении новых и новых индивидов, в которых запечатлевается данный субъект, либо в углублении его присутствия в жизни и деятельности других людей»1. Поэтому чрезвычайно важно поддерживать баланс персонализации участников группы в контексте общегруппового развития. В противном случае возникает реальный риск вырождения группы в корпоративное сообщество. Однако решать эту задачу следует не в логике фактической деперсонализации, а за счет обеспечения условий для максимально полной взаимной персонализации всех членов курируемой группы.
Концепция персонализации также позволяет идентифицировать и интерпретировать ряд хотя и артефактных по своей сути, но достаточно часто встречающихся в реальной социально-психологической практике явлений, таких, как Цахеса (развернуто описан в соответствующей статье «Азбуки»), феномен поручика Киже, эффект Кеннеди, и т. п.
Феномен поручика Киже представляет собой крайний случай наличия личности при отсутствии индивида. В результате неразборчивого написания фразы «поручики же» в недрах бюрократической машины родилась и начала жить совершенно самостоятельной жизнью, получая жалование, поручения, продвижение по службе и т. д., фантомная личность — «поручик Киже». В современном обществе подобные фантомы зачастую оказывают отчетливо выраженное влияние не только на отдельно взятых индивидов, но и на целые группы (в первую очередь, молодежные), оказываясь при этом более значимыми с точки зрения идеальной представленности личностями, чем реальные люди. Как показано в исследованиях Е. П. Белинской, А. В. Венидиктовой и др., для молодых людей, особенно тех, чья профессиональная деятельность напрямую связана с компьютерными технологиями и виртуальной реальностью, все чаще высокозначимыми фантомными личностями становятся персонажи компьютерных игр, наделенные такими «личностными» качествами, как повышенная агрессивность, жестокость, всемогущество, бессмертие. Совершенно очевидно, что в своих крайних проявлениях «феномен поручика Киже» представляет реальную угрозу психическому здоровью индивида, а в тех случаях, когда он приобретает массовый характер, и интересам общества.
Эффект Кеннеди имеет место, когда после физической смерти (как правило, насильственной) индивида идеальная представленность и влияние его личности на других людей не только не исчезает, но и существенно усиливается. Дж. Ф. Кеннеди выиграл президентские выборы 1960 г. с минимальным преимуществом. На протяжении президентства его рейтинги ни разу не превысили 50%, перспективы на преизбрание были доволно туманны. Однако сразу же после своей трагической гибели, Д. Кеннеди не только превратился в национального героя, чьим именем назывались корабли, кому были посвящены десятки книг, несколько художественных документальных фильмов и т. п. Для большинства американцев он стал идельным президентом, примером для массового подражания. Более того, выстрелы в Далласе имели подобные последствия не только в США, но и практически во всем мире. Даже в Советском Союзе покойный президент позиционировался пропагандой как «здравомыслящий политик», «сторонник мирного сосуществования», павший жертвой «крайних реакционных кругов США». При этом особенно показательна в данном контексте, естественно, не позиция агитпропа, а реакция рядовых советских граждан, многие из которых прониклись совершенно искренней симпатией к покойному президенту, воспринимавшемуся ими всего несколькими месяцами ранее (в период Карибского кризиса) как агрессор, готовый вот-вот развязать третью мировую войну.
Эффект Кеннеди необходимо, прежде всего, учитывать при принятии решений о физическом устранении или смертной казни по решению суда, руководителей и наиболее одиозных функционеров террористических и экстремистских организаций (в частности, в этом плане казнь Хуссейна в 2006 году может иметь тот же эффект). При определенных условиях такие действия могут реально привести к приобретению ими статуса «мучеников» и кратному увеличению числа их сторонников. Прямой профессиональной обязанностью социальных психологов, специализирующихся в сфере политического консультирования, а также подготовки сотрудников спецслужб и аналитического обеспечения антитеррористических мероприятий, является доведение до сознания лиц, принимающих и реализующих соответсвующие решения, наличия и социально-психологической природы данной угрозы.
И все-таки при всей значимости перечисленных явлений они представляют собой относительно локальные социально-психологические феномены.
Основной же и наиболее универсальной задачей практического социального психолога в контексте рассматриваемой проблематики должно стать стремление достигнуть реальной просоциальной по своей содержательной направленности взаимной персонализации максимального числа членов курируемой им группы или организации.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
411.40 кб

Персонализация как способ удержания клиентов

Мосалев П.М.
Появление все большего числа сайтов различных компаний создает высокую конкуренцию. Как же можно заманить клиента на свой web-сайт? Как удержать клиента? Этим вопросам и посвящена статья.
Читать PDF
89.22 кб

ЦИФРОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ОТЕЛЬНОМ БИЗНЕСЕ: ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Трубникова Нина Вадимовна, Демьянчук Юлия Ярославовна
Цель, поставленная автором в представленной работе, выявить и проа-нализировать особенности сегмента HoReCa и тенденции, происходящие в индустрии и на глобальном рынке в эпоху диджитализации, которые оказывают влияние на реа-лизац
Читать PDF
210.14 кб

Персонализация подхода к назначению гипотензивной терапии у больных артериальной гипертензией на осн

Киселев А. Р., Гриднев В. И., Караваев А. С., Посненкова О. М., Прохоров М. Д., Пономаренко В. И., Безручко Б. П.
Цель исследования разработка дифференцированного подхода к назначению гипотензивной терапии у больных артериальной гипертензии (АГ) с учетом индивидуальных особенностей вегетативной дисфункции сердечно-сосудистой системы на основе
Читать PDF
264.98 кб

Персонализация терапии лейкозов: роль некоторых лабораторных технологий

Свирновский А.И.
Проанализированы условия и возможности персонализации терапии лейкозов исходя из идентификации генома лейкозных и нормальных клеток, оценки чувствительности лейкозных клеток к лекарственным средствам in vitro и диагностики минимал
Читать PDF
886.86 кб

Персонализация лечения как основа эффективности альфакальцидола при первичных формах системного осте

Родионова С.С., Хакимов У.Р.
Цель: изучение влияния персонализации лечения первичных форм системного остеопороза у мужчин альфакальцидолом на его эффективность и безопасность. Материал и методы.
Читать PDF
3.38 мб

Персонализация терапии хронического миелолейкоза - прогностическое значение индивидуальной динамики

Фоминых Михаил Сергеевич, Абдулкадыров К.М., Туркина А.Г., Шуваев В.А., Мартынкевич И.С., Цаур Г.А., Бедерак Н.В., Челышева Е.Ю., Шухов О.А., Абдуллаев А.О., Удальева В.Ю., Зотова И.И., Шихбабаева Д.И., Полушкина Л.Б., Иванова М.П., Петрова Е.В., Мартыненко Л.С., Клеина Е.В., Цыбакова Н.Ю.
Актуальность. Больные хроническим миелолейкозом представляют собой гетерогенную группу.
Читать PDF
223.98 кб

Персонификация и персонализация как принципы освоения воспитательного потенциала идеалов культуры

Илакавичус Марина Римантасовна
Автор статьи обосновывает педагогическую актуальность принципов персонализации и персонификации в процессе освоения идеалов культуры, их взаимообусловленность.
Читать PDF
1.16 мб

Персонализация образования в условиях глобального перехода к веб-стилю жизни

Грачев В. В.
В статье анализируются проблемы изменения человеческого существования и роль сферы образования в решении задачи «подготовки к жизни».
Читать PDF
77.09 кб

Персонализация образования как ответ на глобальные вызовы современности

Грачев Владимир Викторович
Одним из путей обновления высшего образования, по мнению автора, выступает идея персонализации образовательной политики, методологии и практики.
Читать PDF
634.58 кб

Персонализация виртуальной образовательной среды

Стародубцев Вячеслав Алексеевич
Решение фундаментальной задачи развития личностного потенциала каждого участника педагогического процесса требует признания человека основной ценностью и адресатом системы образования страны и самореализации каждого человека по от
Читать PDF
440.68 кб

Персонализация обучения как условие успешной социализации личности в информационном обществе

Кондратенко Анатолий Борисович
В статье излагаются методологические и теоретические основы обучения с учетом врожденных доминантных специальных способностей личности.
Читать PDF
20.56 мб

Персонализация профессионального обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий

Кондратенко Борис Анатольевич
В статье излагаются методологические и методические основы исследования персонализации профессионального обучения.
Читать PDF
332.94 кб

Персонализация аудитории студентами среднего профессионального образования

Антонов Александр Викторович
В статье рассматривается вопрос освоения предметно-пространственной среды аудитории студентами через персонализацию.
Читать PDF
159.57 кб

Повышение квалификации НПР: персонализация профессионального развития

Стародубцев Вячеслав Алексеевич, Исаева Евгения Владимировна
В условиях быстрого обновления знаний и технологий необходим переход от кратковременных курсов повышения квалификации НПР вузов к системе непрерывного профессионального развития, сочетающей практико-ориентированные курсы формально
Читать PDF
746.95 кб

Персонализация личности идеального учителя

Макарихина Инна Михайловна, Раисова Айгуль Бектуровна
В статье рассматриваются профессиональные характеристики идеального учителя, его профессиональной подготовки. Описываются компетенции учителя профессионала, любящего детей и преподавания своего предмета

Похожие термины: