Пьерон Анри
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник
Соч.:Psychologie experimentale. Paris, 1960. См. психология экспериментальная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Биография. Получил степень лиценциата по философии в Сорбонне. Ученик А.Бине и ассистент П.Жане. Читал лекции по психологии в Высшей практической школе. С 1912 г. - преемник Бине на посту директора психологической лаборатории Сорбонны, на основе которой в 1921 г. им был создан Институт психологии. Основатель Национального института профессиональной ориентации (1928) и психологической лаборатории по исследованию ребенка при Высшей практической школе.
Исследования. Разрабатывал систему психологии на основе естественнонаучных данных. Основал французскую школу объективного изучения психики (psychologie du comportement), по аналогии с американским бихевиоризмом. Отстаивал принцип изучения психики без обращения к явлениям сознания, а лишь - на основании поведенческих актов, при привлечении данных физиологии высшей нервной деятельности, гистологии и морфологии головного мозга. Социальное воздействие может изменять формы биологического поведения и порождать новые формы социального поведения (например, вербального). В области психофизиологии выявил ряд закономерностей.
Сочинения. Levolution de la memoire. P., 1910;
Le cerveau et la pensee. P.,1923;
Psychologie experimentale. P., 1927;
La vision en lumiere intermittente. P., 1961;
Examens et docimologia. P., 1963
(1881-1964) -французский психолог, один из создателей экспериментальной и физиологической психологии во Франции. Окончил ун-т Сорбонны, где учился у Т. Рибо и П. Жане. Был директором психологической лаборатории Сорбонны, сменив на этом посту А. Бинэ (1912-1952). С 1923 г. -профессор в Колледж де Франс. В 1921 г. организовал Институт психологии, а в 1928 г. Национальный ин-т труда и профориентации. В годы фашистской оккупации Франции участвовал в Движении Сопротивления. В начальный период своей научной деятельности рассматривал психологию как биологическую науку о поведении человека и животных. Основным объективным методом исследований признавал физиологический, гистологический и морфологический анализ мозга. При этом исходил из концепции французского физиолога К. Бер-нара о постоянстве внутренней среды организма. Все психические явления рассматривались им как функциональные элементы приспособительного поведения к определенной среде. Индивидуальный опыт, как основа психической жизни, а также законы работы психических функций (мышления, памяти, восприятия и др.) основывались, в его представлении, на рефлексе и нервной ассоциации. В дальнейшем под влиянием работ французской социологической школы (Э. Дюркгейм и др.) стал учитывать влияние социальных воздействий на психические функции и возможность формирования психики под воздействием социальной среды. Основные работы П. посвящены психофизиологии ощущений. Считал, что психофизика без психофизиологии не имеет будущего; доказывал несостоятельность закона Вебера-Фехнера ввиду невозможности его распространения на очень слабые или очень сильные раздражители. Занимался также вопросами филогенеза психики, мозговой локализации психических функций и др. Разделяя принцип обусловленности психики человека его отношениями в социальной среде, критиковал расистские теории, доказывая равенство способностей всех людей к усвоению достижений цивилизации,проводил идеи социальной детерминации психической эволюции. Основные труды: Technique de psychologie experimentale, P., 1904; Le probleme psysiologique du sommeil , P., 1913; Lecerveauet lapesee, P., 1923; Lстиevolution de la memoire, P., 1929; Psychologie experimentale, P., 1960; The sensation, L., 1960; Lстиhomme, rien que lстиhomme, P., 1967. JI.A. Карпенко, В. В. Умрихин
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005