Период взрослости

Найдено 1 определение
Период взрослости
возрастной период от 18 до 55—60 лет. Психофизиологическое развитие взрослых, как подчеркивал Б. Г. Ананьев, складывается из периодов подъема, спада и стабилизации функций. При этом ровное состояние встречается относительно редко (в 14% случаев). Противоречивая структура развития характеризует как самые сложные образования — интеллект,
логические и мнемические функции, так и самые элементарные процессы, включая теплообразование, метаболизм и разноуровневые характеристики психомоторики.
На ранних этапах П. в. (в 18—20 лет) отмечаются оптимумы (точки наивысшего подъема) зрительной, слуховой, кинестетической чувствительности. Объем поля зрения достигает своего максимального показателя в 20—29 лет. Возрастная изменчивость чувствительности зависит от профессиональной деятельности человека. Так, у людей, имеющих дело с мелкими деталями, наблюдается более быстрое снижение остроты зрения, чем у тех, чья профессиональная деятельность связана с восприятием удаленных предметов.
Исследования функции внимания показали, что объем, переключение и избирательность внимания нарастают от 18 до 33 лет, а после 34 лет начинают постепенно снижаться. В то же время устойчивость и концентрация внимания в течение всего П. в. изменяются незначительно. Наиболее высокие показатели кратковременной вербальной памяти отмечены в возрасте 33—40 лет. Наибольшим постоянством долговременная вербальная память отличается в возрасте от 18 до 35 лет, а снижение уровня ее развития происходит от 36 до 40 лет. Образная память подвергается наименьшим возрастным изменениям. Необходимо отметить, что специально организованные упражнения, когда заучивание становится особым видом интеллектуальной деятельности, повышают уровень развития памяти не только у детей, но и у взрослых.
Таким образом, развитие психофизиологических функций в П. в. имеет сложный, противоречивый характер, который отражает онтогенетические закономерности, влияние трудовой деятельности и практического опыта человека.
Достижение высоких уровней развития в зрелые годы возможно благодаря тому, что психические функции оптимально нагружены, а также при условии усиленной мотивации, операционных преобразований. Например, у водителей острота зрения и его поле, глазомер могут оставаться сохраненными вплоть до пенсионного возраста, поскольку они задействованы в их профессиональной деятельности.
Важнейшее значение в структуре П. в. имеет интеллект. Большинство исследователей указывают относительно ранние сроки появления оптимумов интеллектуального развития и постепенное их снижение с возрастом. В дальнейшем характеристика интеллекта определяется двумя факторами — внутренним и внешним. Внутренний — это одаренность. У более одаренных интеллектуальный прогресс более длителен и инволюция наступает позже, чем у менее одаренных. Внешний фактор — образование, которое противостоит старению и затормаживает процесс инволюции психических функций.
В. Овенс и Л. Шоенфельд на основе ряда исследований показали, что вербально-логические функции, достигая оптимума в ранней молодости, могут держаться на довольно высоком уровне длительный период, снижаясь к 60 годам. Использование лонгитюдного метода позволило установить резкое возрастание индексов интеллекта от 18 до 50 лет и незначительное их снижение к 60 годам у творческих людей. По Векслеру, пики некоторых функций, например лексических, достигают оптимума в 40 лет. В целом от 17 до 50 лет происходит неравномерное развитие вербальных и невербальных компонентов интеллекта.
Фактором оптимизации интеллектуального развития выступает сам процесс учения. У лиц с высшим образованием и с постоянной тренировкой ума высокий уровень интеллекта сохраняется в течение всего П. в., при этом в процессе развития взрослого человека отмечается повышение уровня обучаемости.
В П. в. оптимумы отмечаются также в творческой деятельности человека. Известны оптимальные возрастные моменты научного творчества, которые приходятся на возраст 35—45 лет. В разных видах деятельности они не совпадают. Моменты подъемов могут отмечаться и в более позднем возрасте. Таким образом, на фоне творческой активности прослеживается непрерывность развития потенциалов зрелого человека и П. в. проявляет себя как наиболее продуктивный в отношении высших достижений интеллекта.
На этапе ранней взрослости человек определяет свой образ жизни, усваивает профессиональные роли, включается во все виды социальной активности. В период средней взрослости наступает консолидация социальных и профессиональных ролей. Поздняя взрослость характеризуется дальнейшим установлением социальных и специальных ролей по роду занятий и в то же время их перестройкой, доминированием некоторых из них и ослаблением других; изменяются структура семейных отношений (уход детей из семьи) и образ жизни. Статус подвижен вплоть до предпенсионного возраста. Эту стадию Д. Б. Бромлей рассматривает как «пик» наиболее общих социальных достижений — положения в обществе, авторитета.
П. в. можно назвать возрастом практической, профессиональной жизни человека. Постановка жизненных задач опирается на уже определенные на предшествующем этапе принципы и идеалы, жизненные планы человека. Личностное развитие в этот период тесно связано с профессиональными и семейными ролями. Ранняя взрослость — «вхождение» в профессию, социально-профессиональная адаптация, осознание гражданских прав и обязанностей, социальной ответственности; образование семьи, налаживание внутрисемейных отношений, решение бытовых и бюджетных проблем, выработка стиля воспитания детей.
В П. в. развитие сопровождается рядом нормативных кризисов (см. Кризис возрастной).
Нормативный кризис 30—33 лет обусловлен рассогласованием между жизненными идеалами человека и реальными возможностями. В это время пересматривается система ценностей. Нежелание идти на ее корректировку вызывает усиление внутриличностных противоречий.
Стабильный период 33—40 лет характеризуется тем, что наиболее успешно в этом возрасте человек делает то, что он хочет, и добивается целей, демонстрирует компетентность в избранной профессии и требует признания.
40—45 лет — возраст, который называют кризисом середины жизни. Для этого периода характерны морфологические и физиологические изменения: происходит стирание и выпадение зубов, облитерация черепных швов, начинается менопауза (см. Климактерический период), снижается мышечная сила и жизненная емкость легких, уменьшается скорость движений. Отмечается снижение функций внимания и мышления. Устанавливаются специальные и социальные роли, ослабляются внутрисемейные связи, потому что из семьи уходят выросшие дети. Усиливаются противоречия между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Человек размышляет о смысле жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл — в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же человек продолжает сосредоточивать силы на себе, своих потребностях, — это ведет к уходу в болезнь, к новым кризисам.
Возраст от 45 до 50 лет — стабильный, человек достигает реальной зрелости, он хорошо уравновешивает потребности собственные и других людей, проявляет сострадание и согласие с окружающими. Для многих это период лидерства и демонстрации своей квалифицированности.
Трудности, сопутствующие определенным этапам жизни, преодолеваются желанием самого человека развиваться, становиться более зрелым и ответственным. Зрелая личность стремится к самостоятельному выбору или изменению внешней ситуации своего развития и благодаря этому изменяет и себя. Процесс развития личности во многом зависит от уровня ее социальной активности и степени продуктивности.
Литература
Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых // Психология и проблемы современного человекознания. М., 1998.
Степанова Е. И. Психология взрослых: Экспериментальная акмеология. СПб., 2000.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007