Период, начинающийся с момента рождения и заканчивающийся через 28 дней. При этом в первые 7 дней жизни – ранняя стадия неонатального периода, с 7-го по 28-й день после рождения – поздняя его стадия. Определение принято Всемирной ассамблеей здравоохранения в соответствии со статьей 23 Устава ВОЗ.
Период неонатальный
Период неонатальный
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Неонатальный период
краткий возрастной период от рождения до 2 недель, в течение которого происходит адаптация к условиям жизни вне материнской утробы.
Состояние здоровья новорожденного становится обычно основной проблемой и заботой врачей-педиатров и родителей ребенка, так как родовой стресс первых двух недель жизни постоянно напоминает о себе. Основные нарушения у новорожденного связаны с дыханием, питанием и пищеварением.
Эти проблемы относительно легко решаются в случае грудного вскармливания, которое сопровождается установлением психофизиологической связи между матерью и ребенком. Для новорожденного она биологически необходима, поскольку во время кормления с молоком выделяются особые вещества, синтезирующиеся у женщин во время лактации, — эндорфины, регулирующие эмоциональные состояния матери и новорожденного. Их основная функция заключается в уменьшении физиологического дискомфорта, возникающего во время родов при переходе из внутриутробной среды во внешнюю, они меняют отрицательный эмоциональный фон на нейтральный и положительный.
Физиологическое и эмоциональное состояние новорожденного в значительной степени зависит от эмоционального отношения матери во время кормления и выраженности телесного контакта при всех процедурах ухода за ребенком. Существенная функция такого телесного контакта — формирование доверия и чувства защищенности у младенца. О дискомфорте новорожденный сигнализирует специфическим и недифференцированным криком, который не похож на плач.
Завершение создания типичных морфологических связей в каждой сенсорной системе (см. Системы сенсорные) зависит от наличия сенсорных стимулов в среде в первые недели жизни ребенка. Сенсорная депривация в этом периоде заканчивается существенной задержкой созревания мозга, а затем задержкой психического развития.
Новорожденный ребенок характеризуется относительно развитыми перцептивными возможностями, поскольку проекционные зоны коры к моменту рождения частично уже зрелые. Ребенок может хорошо слышать, так как эта сенсорная модальность проявляла себя еще во внутриутробном периоде.
Важна для новорожденного и зрительная стимуляция, потому что человек получает информацию о важнейших внешних событиях через зрительную систему. К моменту рождения зрительная проекционная кора отличается наибольшей зрелостью: у новорожденных она уже функционирует, однако миелинизация афферентных волокон еще слабая, поэтому скорость проведения нервного импульса низкая. Однако ребенок может видеть предметы, попадающие в поле его зрения. Новорожденный довольно рано начинает реагировать на движения такого предмета, которые стимулируют развитие непроизвольного внимания. Однако следящие движения глаз относительно грубые и недифференцированные, к месячному возрасту они становятся более плавными и содружественными.
На основе слуховой и зрительной связей начинают закладываться коммуникативные отношения. При этом большую роль играют лицо матери и ее голос. Его новорожденный уже знает по внутриутробному опыту. Материнское лицо ребенок предпочитает другим стимулам, оно вызывает возбуждение эмоционально окрашенного внимания, процессов распознавания, а также развития памяти, что в целом способствует нервно-психическому развитию младенца.
Новорожденный обеспечен основными и необходимыми двигательными реакциями, которые проявляются в форме безусловных рефлексов. К таким физиологически целесообразным реакциям относятся хватательный рефлекс пальцев рук, сгибательный рефлекс стоп ног, мигательный и глотательный рефлексы, а также сосательные движения. Эти моторные реакции генетически детерминированы. Все они запускаются тактильными стимулами и служат для осуществления пищевого и защитного поведения. Остальная моторика развита слабо, новорожденный не держит голову прямо, движения рук и ног хаотичны и беспорядочны, но они совершенно необходимы для созревания мозга ребенка. Достаточно развит ориентировочный рефлекс, имеющий безусловно-рефлекторную природу; его функция определяется фиксацией в сенсорном поле новых зрительных и слуховых раздражителей.
Все перцептивные, эмоциональные и двигательные возможности новорожденного стремительно развиваются у здорового ребенка в ситуациях эмоционально положительного общения матери с ним.
Состояние здоровья новорожденного становится обычно основной проблемой и заботой врачей-педиатров и родителей ребенка, так как родовой стресс первых двух недель жизни постоянно напоминает о себе. Основные нарушения у новорожденного связаны с дыханием, питанием и пищеварением.
Эти проблемы относительно легко решаются в случае грудного вскармливания, которое сопровождается установлением психофизиологической связи между матерью и ребенком. Для новорожденного она биологически необходима, поскольку во время кормления с молоком выделяются особые вещества, синтезирующиеся у женщин во время лактации, — эндорфины, регулирующие эмоциональные состояния матери и новорожденного. Их основная функция заключается в уменьшении физиологического дискомфорта, возникающего во время родов при переходе из внутриутробной среды во внешнюю, они меняют отрицательный эмоциональный фон на нейтральный и положительный.
Физиологическое и эмоциональное состояние новорожденного в значительной степени зависит от эмоционального отношения матери во время кормления и выраженности телесного контакта при всех процедурах ухода за ребенком. Существенная функция такого телесного контакта — формирование доверия и чувства защищенности у младенца. О дискомфорте новорожденный сигнализирует специфическим и недифференцированным криком, который не похож на плач.
Завершение создания типичных морфологических связей в каждой сенсорной системе (см. Системы сенсорные) зависит от наличия сенсорных стимулов в среде в первые недели жизни ребенка. Сенсорная депривация в этом периоде заканчивается существенной задержкой созревания мозга, а затем задержкой психического развития.
Новорожденный ребенок характеризуется относительно развитыми перцептивными возможностями, поскольку проекционные зоны коры к моменту рождения частично уже зрелые. Ребенок может хорошо слышать, так как эта сенсорная модальность проявляла себя еще во внутриутробном периоде.
Важна для новорожденного и зрительная стимуляция, потому что человек получает информацию о важнейших внешних событиях через зрительную систему. К моменту рождения зрительная проекционная кора отличается наибольшей зрелостью: у новорожденных она уже функционирует, однако миелинизация афферентных волокон еще слабая, поэтому скорость проведения нервного импульса низкая. Однако ребенок может видеть предметы, попадающие в поле его зрения. Новорожденный довольно рано начинает реагировать на движения такого предмета, которые стимулируют развитие непроизвольного внимания. Однако следящие движения глаз относительно грубые и недифференцированные, к месячному возрасту они становятся более плавными и содружественными.
На основе слуховой и зрительной связей начинают закладываться коммуникативные отношения. При этом большую роль играют лицо матери и ее голос. Его новорожденный уже знает по внутриутробному опыту. Материнское лицо ребенок предпочитает другим стимулам, оно вызывает возбуждение эмоционально окрашенного внимания, процессов распознавания, а также развития памяти, что в целом способствует нервно-психическому развитию младенца.
Новорожденный обеспечен основными и необходимыми двигательными реакциями, которые проявляются в форме безусловных рефлексов. К таким физиологически целесообразным реакциям относятся хватательный рефлекс пальцев рук, сгибательный рефлекс стоп ног, мигательный и глотательный рефлексы, а также сосательные движения. Эти моторные реакции генетически детерминированы. Все они запускаются тактильными стимулами и служат для осуществления пищевого и защитного поведения. Остальная моторика развита слабо, новорожденный не держит голову прямо, движения рук и ног хаотичны и беспорядочны, но они совершенно необходимы для созревания мозга ребенка. Достаточно развит ориентировочный рефлекс, имеющий безусловно-рефлекторную природу; его функция определяется фиксацией в сенсорном поле новых зрительных и слуховых раздражителей.
Все перцептивные, эмоциональные и двигательные возможности новорожденного стремительно развиваются у здорового ребенка в ситуациях эмоционально положительного общения матери с ним.