ПЕРЕМЕННОЙ, КРИТЕРИЙ ПЕРЕМЕННЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ

Переменные в исследованиях

Найдено 1 определение:

Переменные в исследованиях

variables in research) Керлингер определяет П. как "символ, которому приписываются цифры или числовые значения". Это родовое определение, относящееся, в том числе, и к психол. П. в исслед., указывает на мат. основу. Иначе говоря, любая П., х или у, подразумевает использование одной из четырех основных измерительных шкал: шкалы наименований, порядковой шкалы, интервальной шкалы или шкалы отношений. Количество, природа и тип П., к-рые может выбрать исследователь, варьируют в широких пределах. Их относительные вклады в научные исслед. не определены, но связаны преимущественно с эксперим. планами, привлекаемыми для проведения исслед. Поэтому трудно, если не невозможно, упорядочить исследовательские П., обсуждаемые в этом разделе, в соответствии с их важностью или частотой использования, либо по любому другому категориальному признаку. Последующее обсуждение П. надлежит рассматривать в этом контексте. Переменные, используемые в исследованиях. Прежде всего, П. группируются в 2 широкие категории: (предположительно) непрерывные и (предположительно) дискретные. Непрерывные П. можно измерять на континууме с нанесенными делениями (напр., от низких к высоким значениям). Эти П. относятся к тем, к-рые обычно измеряются с помощью интервальных шкал или шкал отношений. Примерами таких П. в психол. исследованиях могут служить показатели по стандартизованным тестам, средние баллы успеваемости, и кожно-гальваническая реакция. Дискретные П. являются категориальными по своей природе, упорядоченными или неупорядоченными, и измеряются с помощью шкал наименований. В отличие от непрерывных П., в измерении к-рых используется их величина, дискретные П. оцениваются просто в терминах или/или. Примерами могут служить пол, раса, этническое происхождение и религиозная принадлежность. Следует особо отметить, что дискретные П. могут классифицироваться на истинные дихотомии (напр., мужской/женский пол), истинные политомии (напр., цвет глаз: карие, голубые и серые), произвольные дихотомии (напр., прошел/не прошел тест) и произвольные политомии (напр., да-нет-не знаю). Непрерывные П. называют количественными, а дискретные - качественными П. Др. важная классиф. связана с различением зависимых и независимых П. Предполагается, что независимая П. в научном исслед. яв-ся причиной зависимой П. Как и все П. в целом, они имеют под собой мат. основу. В уравнении у = f(x) зависимая П. у яв-ся функцией независимой П. х. Это означает, что исход (у) зависит от манипулирования П. х. В этом контексте можно догадаться о том, что в исслед. есть и др. П.: те, к-рыми можно манипулировать в ходе эксперимента (регулируемые П.), и те, к-рыми невозможно манипулировать (нерегулируемые П.). Регулируемые П. характерны для планов подлинного эксперимента. Нерегулируемые П. обычно используются в псевдоэкспериментальных планах или корреляционных исслед., в к-рых внимание фокусируется просто на выявлении связи, существующей между независимой и зависимой П. Керлингер называет такие П. соответственно активными и атрибутивными. Оба типа П. выполняют важную и необходимую роль в плане исслед., состоящую в том, что вместе они помогают контролировать нежелательную систематическую изменчивость среды и минимизировать дисперсию ошибки в эксперименте. Этот факт поднимает вопрос об выведении устойчивых ошибочных заключений из некорректно поставленных экспериментов. Классическим примером здесь являются знаменитые (или печально знаменитые, в зависимости от того, по какую сторону баррикад находится критик) хоторнские эксперименты. Так называемый хоторнский эффект - непредвиденное влияние нерегулируемых П. на регулируемые - с 1932 г. признавался исследователями как эффект, основанный на корректных интерпретациях. Однако многие из них в то время не догадывались, какие серьезные вопросы начнут возникать в 1940-х. гг. по поводу некорректных планов экспериментов с П., называемыми Керлингером активными и атрибутивными, которые по-видимому способствовали ошибочным выводам. Гиллеспи написал подробную историю хоторнских экспериментов, к-рая должна служить прояснением вопросов, связанных с корректным использованием П. в исслед. Промежуточные. В психологии, и даже вне ее, хорошо известно, что чисто психол. свойства оказываются практически недоступными для челов. органов чувств; они яв-ся лишь логически выводимыми понятиями или конструктами. Как таковые, они не могут непосредственно наблюдаться и измеряться; их скрытые проявления в поведении могут лишь выводиться из измерений наблюдаемых П. Такие свойства-конструкты как ассертивность, социабельность и лабильность, являются сравнительно неопределенными понятиями, поскольку они не поддаются четкому описанию через поведение. Однако связанные с ними наблюдаемые П. играют важную роль в психол. исслед. Эти П. называют промежуточными П. вслед за Толменом, к-рый первым ввел в обращение этот термин. Выводы, касающиеся присутствия и/или величины промежуточных П., осуществляются на основе интерпретации таких мер, как показатели психол. тестов и данные протоколов, предназначенные для оценки этих конструктов. Специфические типы. Как уже отмечалось, в планы исслед. может включаться широкое разнообразие П. В дополнение к ранее рассмотренным общим типам П., существует множество специфических П., связанных с конкретными планами экспериментов. Наиболее известными из них яв-ся следующие. - Прогнозирующие (переменные-предикторы) (predictor variables). Обычно это непрерывные П., использующиеся в качестве независимых П. в уравнениях регрессии в различных видах корреляционного анализа. Наиболее распространенными статистическими методами, включающими такие П., яв-ся множественный регрессионный, канонический и дискриминантный анализ. - Прогнозируемые (predicted variables). Это непрерывные или дискретные П., в зависимости от используемого статистического метода, к-рый репрезентирует зависимую П. в уравнении(ях) прогноза. Их часто также называют критериальными П. (criterion variables). - Фиктивные (dummy variables). Иногда исследователь может по своему желанию или по необходимости, имея на то веские причины, преобразовать независимую или зависимую непрерывную П. в дискретную. Иногда случается, что исследователю может понадобиться включить некую, на самом деле дискретную, П. в множество непрерывных П. в уравнении прогноза. Наиболее типичным примером яв-ся включение в регрессионное уравнение пола в качестве переменной-предиктора. Иногда бывает и так, что зависимая П. в уравнении преобразуется из измеряемой по интервальной шкале, с к-рой обычно связано большинство психол. измерений, в измеряемую по номинальной шкале. Наиболее распространенным примером такой процедуры яв-ся замена исходного непрерывного измерения на "прошел/не прошел испытание" или на "удовлетворительно/приемлемо/неудовлетворительно". Такие П. называются фиктивными П. Исследователи, к-рые используют их в своих экспериментах, не должны забывать об истинном характере таких П. и учитывать его при интерпретации своих результатов. - До-после (before-after variables). Это независимые П. в эксперим. плане, в к-ром зависимая П. измеряется перед тем и после того, как происходит определенное поведение или действие, измеряемое независимой П. - Межсубъектные (between-subjects variables). Эти П. встречаются гл. обр. в планах дисперсионного анализа (ANOVA). Это независимые П., воздействию к-рых подвергаются разные испытуемые на разных уровнях. - Внутрисубъектные (within-subjects variables). Эти независимые П. также преимущественно используются в планах ANOVA, в к-рых одни и те же испытуемые подвергаются экспериментальному воздействию на всех уровнях и каждого испытуемого неоднократно оценивают по зависимой П. См. также Корреляционные методы, Экспериментальные планы, Экспериментальные методы, Факторные планы, Хоторнский эффект, Методология (научных) исследований, Статистический вывод П. Ф. Меренда
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Гендерная структура переменного состава ведомственного вуза (опыт прикладного исследования на базе в

Комолова Э.В.
Скачать PDF

Гендерная структура переменного состава ведомственного вуза (опыт прикладного исследования на базе в

Комолова Э. В.
Скачать PDF

Агрессия в среде переменного состава

Богданчиков С.А., Иванов Л.Н.
Скачать PDF

Соотношение переменных инициативности с показателями креативности в старшем школьном и студенческом

Жарикова А.С.
В работе представлены результаты эмпирического исследования соотношения инициативности и креативности в старшем школьном и студенческом возрастах: раскрыты связи различных переменных инициативности с показателями креативности и выявлена возрастная динамика данных соотношений.
Скачать PDF

Соотношение переменных уверенности и общительности с показателями адаптированности у различных групп

Волк Марина Игоревна, Акимова Анжелика Ринатовна
Статья посвящена изучению уверенности и общительности в системе личностных детерминант развития и устойчивости адаптационного процесса. На основе системно-функционального подхода раскрыта специфика корреляционных структур уверенности и общительности с показателями адаптированности у различных групп студентов.
Скачать PDF

Соотношение различных переменных настойчивости со свойствами активности темперамента

Дронов В.М., Крупнов Александр Иванович
Статья посвящена изучению соотношений свойств активности темперамента с различными переменными настойчивости личности. Анализируется специфика связей свойств активности темперамента с мотивационно-смысловыми и регуляторно-динамическими составляющими настойчивости.
Скачать PDF

Связь переменных агрессивности со свойствами темперамента

Крючкова Анна Борисовна
В статье анализируются результаты исследования взаимосвязей свойств темперамента и свойств агрессивности у учеников 10-11-х классов московских общеобразовательных школ.
Скачать PDF

Динамика развития различных переменных организованности личности в ходе тренинга

Остапец Е.В
Исследовалась организованность как системное свойство личности, включающее в себя целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный и рефлексивно-оценочный компоненты. В статье анализируется статистическая оценка значимости различных переменных инициативности до и после коррекционных воздействий.
Скачать PDF

Специфика связей регуляторно-динамических переменных общительности у латиноамериканских и российских

Качурина Ольга Олеговна
В статье анализируется специфика связей регуляторно-динамических переменных общительности у латиноамериканских и российских студентов. Раскрываются этнопсихологические особенности в соотношении динамических, эмоциональных и регулятивных признаков общительности у двух сравниваемых групп студентов.
Скачать PDF

Психологические характеристики мотивационносмысловых переменных ответственности у девушек и юношей в

Пархоменко Елена Александровна
Исследование посвящено изучению возможностей спорта как вида деятельности, способствующего становлению психологических характеристик мотивационно-смысловых переменных ответственности личности, и способов реализации этих возможностей на разных этапах их подготовки.
Скачать PDF

Специфика связей переменных трудолюбия и социально-психологической адаптации у иностранных и российс

Каменева Галина Николаевна, Рушина Марина Александровна, Анисимова Юлия Николаевна
Статья посвящена анализу специфики связей переменных трудолюбия как свойства личности и социально-психологической адаптации студентов. В представленных результатах эмпирического исследования показаны как общие, так и специфические связи для иностранных и российских студентов.
Скачать PDF

Измерение латентной переменной «Мотивация к успеху»

Жамалова Анастасия Руслановна, Маслак Анатолий Андреевич
В рамках теории латентных переменных на линейной шкале измерена латентная переменная «мотивация к успеху». Показано, что оценки индикаторных переменных (пунктов опросника) варьируются в довольно широком диапазоне, что позволяет достаточно точно измерить как низкий, так и высокий уровень мотивации к успеху. Проведен анализ мотивации к успеху в зависимости от пола и возраста сотрудников.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!