ПЕРЕМЕННАЯ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ПЕРЕМЕННАЯ
См. переменная, промежуточная.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Промежуточная (вмешивающаяся) переменная
Такая переменная, которая находится между независимой и зависимой переменными. Может быть и модератором, и медиатором.

Источник: Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. 2003

ПЕРЕМЕННАЯ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ
переменная величина, которая располагается между независимой и зависимой переменными и опосредствует влияние независимой переменной на зависимую. См. переменная, переменная зависимая.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ПЕРЕМЕННАЯ
Переменная, которая является звеном причинных отношений независимой и зависимой переменных. Она вызывает изменения зависимой переменной, при этом ее собственные изменения вызваны независимой переменной. ПП статистически связана как с независимой, так и с зависимой переменными.

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

Промежуточная переменная
intervening variable) – ненаблюдаемая связь между двумя наблюдаемыми переменными (Эллин, 2005). В психологии и психиатрии промежуточные переменные обычно представлены в скрытой форме, в массе бесчисленных, большей частью практически бесполезных или нередко бессмысленных корреляций между последними.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПЕРЕМЕННАЯ, ПРОМЕЖУТОЧНАЯ
Внутренняя переменная, которая не оценивается непосредственно, но свойства которой могут быть выведены и проинтерпретированы на основании систематических изменений независимой переменной и наблюдения сопутствующих изменений в зависимой переменной. Гипотетические компоненты во многих теориях в социальных неуках являются, по сути, промежуточными переменными, например, психодинамическое понятие силы эго, или Халловское понятие силы привычки, или бихевиористская связь между стимулом и реакцией. В таких случаях невозможны никакие прямые измерения этих внутренних переменных; скорее, они интерпретируются как скрытые факторы, которые «вмешиваются» в отношения между определенными стимульными условиями (независимыми переменными) и определенными моделями поведения (зависимыми переменными). См. органическая переменная.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПЕРЕМЕННАЯ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ
1. Переменные, кои нельзя контролировать, ибо они составляют неотъемлемую часть испытуемого: его психологическое состояние во время эксперимента, интерес или безразличие и вообще реакция на эксперимент. Эти переменные лежат между переменными независимыми и зависимыми, и их следует учитывать при интерпретации результатов.
2. Понятие, введенное необихевиоризмом с целью преодолеть ограниченность трактовки поведения как процесса, сводимого к формуле стимул-реакция. Под переменными понимались недоступные прямому наблюдению психические компоненты - значение, цель, мотив, карта когнитивная и прочие, выступающие как посредники между стимулом как переменной независимой и ответной реакцией как переменной зависимой.
Наряду с чисто психологической трактовкой переменных промежуточных выдвигалось учение об их представленности в организме в виде доступных физиологическому анализу факторов.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Промежуточная переменная
intervening variable) П. п. - это ненаблюдаемая связь между двумя наблюдаемыми переменными. Во мн. наших допущениях о причинах челов. поведения постулируются промежуточные психол. переменные, выполняющие роль связующего звена между стимулом и реакцией. Рассмотрим пример. Представьте себе двух мальчиков на игровой площадке. Джордж толкает Сэма, после чего Сэм толкает Джорджа. На первый взгляд кажется, что в ответной реакции Сэма (в том, что он толкнул Джорджа), роль стимула сыграло то, что Джордж его толкнул. Однако, чтобы понять причинную связь, мы должны допустить существование П. п. Сэма толкнули (это - стимул), и он думает: "Ага, Джордж толкнул меня, значит, я вправе дать сдачи" (П. п.), и толкает Джорджа (реакция). Введение П. п. позволяет нам понять, почему разные люди по-разному реагируют на один и тот же стимул. Напр. Уильям убегает, когда Джордж пытается толкнуть его, а Дэвид в аналогичной ситуации смеется. Возможно, П. п. для Уильяма яв-ся его мысль: "Джордж сильнее меня. Если я не убегу, он снова меня толкнет". Смех же Дэвида, возможно, связан с тем, что он объясняет поведение Джорджа его чрезмерной шаловливостью или неуклюжестью. П. п. нельзя увидеть. Мы видим только 2 вещи: стимул (толчок Джорджа) и реакцию (ответный толчок, бегство или смех). Психотерапевты работают со своими клиентами, пытаясь понять П. п., приводящие к неадаптивным реакциям. Психоаналитики могут искать П. п., связанные с опытом, приобретенным в раннем детстве. Когнитивные терапевты могут помогать людям заменять неприемлемые П. п. (негативные когниции) более адаптивными П. п. (напр. позитивными когнициями). Так, клиента, боящегося темноты, можно обучить переопределять темноту как сулящую отдых и расслабление. Психологи объясняют последовательность челов. поведения, постулируя такие П. п., как черты личности или способности, к-рые яв-ся относительно устойчивыми характеристиками людей. Можно принять, что Сэм драчлив, Уильям имеет низкую самооценку, а у Дэвида хорошее чувство юмора. Интерпретация реакции зависит от использованной П. п. Представьте себе такую ситуацию: ребенок провалился на экзамене. Можно предположить, что П. п. яв-ся компетентность, мотивация усердно учиться или поддержка любящих родителей. Какая из этих трех переменных - способности, мотивация или поддержка родителей - обусловила провал на экзамене? Помощь терапевта ребенку в достижении успеха зависит от того, как будет интерпретирована П. п. Следует ли переводить ребенка на класс ниже, нужна ли ему какая-то более серьезная мотивация или дело не в ребенке, и терапевт должен работать с родителями? Если П. п. выбрана неверно, терапия может оказаться неэффективной. Для оценки П. п. психологи используют интервью и тесты. В психол. теориях в качестве П. п. постулируются сила Эго, локус контроля и когнитивный диссонанс. Эти ненаблюдаемые переменные яв-ся связующим звеном между стимулами и реакциями. Правильный выбор П. п. позволяет лучше понять и точнее прогнозировать поведение. РЭТ А. Эллиса основана на концепции изменяемости когнитивных П. п. См. также Индивидуальные различия, Рационально-эмотивная поведенческая терапия М. Эллин

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006