ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ
См объект, переходный.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ
transitional OBJECT) См. ОБЪЕКТ, ПЕРЕХОДНЫЙ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ
TRANSITIONAL OBJECT) Это понятие введено Винникоттом для обозначения роли любимых ребенком предметов, таких как одеяло или игрушка, которые нужны ему для того, чтобы чувствовать себя комфортно в отсутствии матери. Кажется, что переходный объект символизирует связь между младенцем и матерью и наделен качествами их обоих.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ
по Винникот - аффективно важный для ребенка объект, служащий заместителем матери и выполняющий успокоительную функцию (например, плюшевый мишка, угол подушки или одеяла). В ходе Гештальт-сеанса может использоваться любой предмет (подушка, предмет одежды, обувь, сумка и др.), символизирующий близкого нам человека, которого сейчас нет с нами рядом.

Источник: Гинзер С. Международный гештальт-лексикон

ОБЪЕКТ, ПЕРЕХОДНЫЙ
Объект, используемый ребенком как утешитель. Обычно наблюдается значительная эмоциональная привязанность к такому объекту, например к кукле. Этот термин происходит из психоаналитической теории, в которой объект рассматривается как психологический мост, позволяющий ребенку совершать переход от примитивного нарциссизма к более зрелой эмоциональной привязанности к другим. Однако многими он употребляется без психоаналитической интерпретации.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Объект переходный
в психоанализе - объект, который индивид рассматривает как находящийся между собой и другим человеком. Для ребенка он может играть роль «утешителя» Например, кукла или кусок материи, которым ребенок очень дорожит и который он использует в качестве поддержки, но с которым нет необходимости обращаться как с человеком. Так, некоторые пациенты с ранним детским аутизмом столь сильно привязываются к каким-то вещам или игрушкам, что не расстаются с ними ни на минуту и не могут без них спать. Вероятно, обладание такими объектами снижает у пациентов уровень тревоги. Считается, что переходный объект имеет значение «переходного моста», позволяющего ребенку переходить от примитивного нарциссизма к более зрелой эмоциональной привязанности к другим людям.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ
материальный объект, являющийся жизненно важным для ребенка в промежуточной сфере детского опыта между оральным эротизмом и объектным отношением, между внутренней и внешней реальностью, между неспособностью ребенка к осознанию реальности и его растущей способностью к принятию ее.
   Гипотеза о промежуточной сфере детского опыта и важности переходных объектов в период инфантильного развития была выдвинута английским психоаналитиком Д. Винникоттом (1896–1971) в статье «Переходные объекты и переходные явления» (1953). Согласно этой гипотезе, в промежуточной сфере детского опыта важную роль в развитии младенца приобретает использование им объектов, не являющихся частью его тела, но в то же время не осознаваемых им до конца в качестве внешней реальности. Речь идет об активном использовании ребенком таких внешних объектов, как, например, часть простыни, пеленки, одеяла, которые он засовывает в рот и которыми по-своему дорожит. К переходным объектам Д. Винникотт отнес также издаваемые ребенком звуки и мелодии, совершаемые им различные действия. Во сне это становится значимым для развития ребенка в возрасте от четырех месяцев до одного года. Во всяком случае переходные объекты используются младенцем во время отхода ко сну и служат «его защитой от тревог, особенно от тревоги депрессивного типа».
   Ребенок заявляет свои права на владение переходным объектом. В его жизни появляются такие внешние объекты (вначале не воспринимаемые им в качестве таковых, то есть внешних), как куклы, плюшевые медвежата, различные мягкие и твердые игрушки. Он дает им свои, подчас только ему самому понятные названия, относится к этим объектам с нежностью и любовью, а иногда и с инстинктивной ненавистью. Владение переходным объектом предполагает, по мнению Д. Винникотта, постепенное приобретение ребенком способности «к допущению сходства и различия» и освоение им жизненного опыта как пути «от полной субъективности к объективности».
   На основании теоретических исследований и клинических описаний Д. Винникотт пришел к следующим выводам: переходный объект заменяет собой грудь матери или объект первых взаимоотношений; он предшествует появлению способности к проверке реальности; ребенок переходит от всемогущего (магического) контроля над таким объектом посредством манипуляции, сопровождающейся мышечным эротизмом и получением удовольствия от согласованности движений; переходный объект может превратиться в фетишистский объект и в этом отношении проявлять активность в качестве особенности взрослой сексуальной жизни; под влиянием анально-эротической организации переходный объект может заменить фекалии.
   В понимании Д. Винникотта ребенок с самого рождения сталкивается с проблемой взаимоотношений между тем, что он объективно воспринимает, и тем, что субъективно понимает. Первоначальная попытка решения этой проблемы приводит к созданию иллюзии, когда ребенок полагает, что грудь матери является его собственной частью, а мать дает молоко, являющееся частью ее самой. Затем ребенок обретает способность к первичному творчеству и вступает в промежуточную, доступную для него область встречи с объективным восприятием. Вместо иллюзии существования внешней реальности появляется иная форма иллюзии, основанная на функции переходного объекта. «Переходные объекты представляют собой ранние стадии использования ребенком иллюзии, без которой идея взаимоотношения человека с объектом, воспринимаемого другими как внешний, лишена для него смысла». Словом, переходные объекты относятся к области иллюзии, стоящей у истоков младенческого опыта, являющегося относительно независимым от внутренней или внешней реальности.
   Разрушение иллюзии составляет главную задачу матери, начиная от отнятия младенца от груди. Впоследствии эта задача по-прежнему остается актуальной и ее разрешение осуществляется со стороны родителей и воспитателей. Но, как полагал Д. Винникотт, проблема иллюзии является одной из главных человеческих проблем, которую ни один индивид не в состоянии решить окончательно. Поэтому «задача принятия реальности остается нерешенной до конца, ни один человек не может освободиться от напряжения, связанного с наличием внутренней и внешней реальности, а освобождение от этого напряжения обеспечивается промежуточной областью опыта (искусство, религия и т. д.)». В младенчестве эта промежуточная область с ее переходными объектами необходима как «начальная основа для взаимоотношений ребенка с внешним миром». Она сохраняет свое значение на протяжении всей жизни человека «как сильное переживание, связанное с искусством, религией, миром фантазий и творческой научной деятельностью».
   Переходный объект связан с промежуточным опытом, универсальным для здорового эмоционального развития ребенка. Вместе с тем Д. Винникотт считал, что значение переходного объекта в жизни человека дает о себе знать и в области психопатологии. Так, наркомания рассматривалась им в качестве регрессии к ранней стадии, в которой переходные явления носят неустойчивый характер, фетиш – как вид объекта, возникающего в младенческом опыте и связанного с манией материнского фаллоса, ложь и воровство – как бессознательное стремление индивида к ликвидации разрыва в непрерывности опыта, сопряженного с переходным объектом.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
91.69 кб

От Эго-теории к Жаку Лакану: переходный объект и стадия зеркала

Ванеян С.С.
В статье приводятся рассуждения Лакана, которые убедительно подтверждают, что он не чужд различных концептуальных впечатлений, в частности юнгианской теории.
Читать PDF
6.05 мб

Понятие «Переходный объект» как когнитивный инструмент культурологии

Яковлева Татьяна Анатольевна
Осуществляется перевод на язык культурологии психологического термина «переходный объект», введенного Д.

Похожие термины:

  • Переходные объекты или переходные феномены

    transitional phenomena). По Уинникотту, объекты, которые играют особую роль, насыщаемые силой, исходящей от ребенка. В то же время они являются реальными объектами, принадлежащими реальному миру.