Перцептивный стиль ПЕРЦЕПТИВНЫЙ ЦИКЛ

Перцептивный транзакционализм

Найдено 1 определение:

Перцептивный транзакционализм

perceptual transactionalism) Восприятие направляется прошлым опытом, предположениями воспринимающего и индивидуальными различиями в прошлом опыте. Все наиболее известные доказательства этого утверждения основываются на неопределенностях чисто геометрических проекций. Прежде всего, к ним можно отнести результаты опытов с "перекошенной комнатой" Эймса, вращающимся трапецивидным окном и знакомыми предметами, размер проекций к-рых изменяют в пустом пространстве. "Перекошенная комната" построена по законам элементарной геометрии: бесконечное количество неподвижно закрепленных плоскостей при меняющемся расстоянии от них до наблюдателя могут давать совершенно одинаковые проекции. "Перекошенная комната" Эймса создавалась с таким расчетом, чтобы сетчаточная проекция в глазу наблюдателя соответствовала обычной прямоугольной комнате, даже если один ее угол находится от него на гораздо большем расстоянии, чем другой. Человек, стоящий в ближнем (к наблюдателю) углу такой комнаты, выглядит великаном, а находящийся в дальнем углу - карликом. Эта иллюзия предполагает, что наблюдатель смотрит одним глазом и держит голову неподвижно. Подобные курьезы геометрической перспективы хорошо известны, и первые упоминания о них датируются, по меньшей мере, XVI в. Находящийся в "перекошенной комнате" человек, с к-рым у наблюдателя сложились прочные эмоциональные связи (напр. супруг или возлюбленный), воспринимается с существенно меньшими искажениями, чем незнакомец. Вращающееся трапецивидное окно представляет собой раму окна, выкрашенную под трапецию т. о., что ее большее основание находится ближе к наблюдателю. При вращении такого окна (вокруг вертикальной оси) оно будет выглядеть раскачивающимся взад и вперед, тогда как обычное прямоугольное окно при его вращении будет выглядеть вращающимся, и только. Принято считать, что этот эффект обусловлен нашим опытом восприятия окон. Предметы, рассматриваемые в "зрительном вакууме", подразумевающем наличие одного только видимого объекта без к.-л. признаков промежуточной или окружающей среды, кажутся наблюдателю находящимися на расстоянии, к-рое соответствует их привычному размеру. Так, игральная карта в половину своего обычного размера выглядит как находящаяся дальше от наблюдателя, чем карта обычного размера, хотя обе они предъявляются ему на одинаковом расстоянии. См. также Воспринимаемый размер, Иллюзии, Восприятие (перцепция), Перцептивные искажения Р. Д. Уолк
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено научных статей по теме — 12

Специфика нарушений сенсорно-перцептивных функций у детей дошкольного возраста с тяжелой двигательно

Белякова Ю.Ю.
В статье отражены актуальные проблемы диагностики нарушений сенсорно-перцептивных функций у дошкольников с тяжелой двигательной патологией, раскрыты основные принципы организации работы по их коррекции средствами полифункционалыюй интерактивной среды.
Скачать PDF

Социально-психологические условия развития профессионально-перцептивной культуры будущего практическ

Аксенова И.В.
В данной работе рассмотрены условия развития профессионально-перцептивной культуры студентов-психологов. Корреляционный анализ позволил выявить социально-психологические условия развития образа объекта и субъекта профессиональной деятельности практического психолога. Результаты исследования свидетельствуют о том, что чем хуже студент относится к другим, и группе в целом, тем вероятней восприятие клиента самовлюбленным, эгоцентричным. В свою очередь, чем сплоченней группа, чем выше уровень принятия друг друга в группе, выше общность группы, тем выше готовность воспринимать психолога как послушного, зависимого от другого и от чужого мнения, ожидающего помощи и советов. Стремление поддерживать отношения, ориентация на совместную деятельность студентов-психологов способствует развитию готовности воспринимать себя как психолога ответственным по отношению к людям, умеющим подбодрить окружающих, общительным, конгруэнтным в контактах.
Скачать PDF

Включенное наблюдение как метод исследования социально-перцептивных факторов оценки служебно-боевых

Винокуров Игорь Борисович
В статье рассматриваются возможности использования метода включенного наблюдения при изучении социального восприятия сотрудников спецподразделений полиции в служебно-боевых ситуациях. В работе отражен анализ основных результатов применения данного метода, описаны социально-перцептивные особенности в профессиональной деятельности сотрудников СОБР и ОМОН МВД России.
Скачать PDF

Особенности сенсомоторных и перцептивно-моторных реакций у студенток с разным уровнем ювенильности

Павлов Константин Иванович
Ведущим конституциональным признаком современного человека является ювенильность. Изучение данного признака стало возможным только в последние 30 лет. Цель нашего исследования — изучить сенсомоторные реакции на динамически организованные серии стимулов и перцептивно-моторные реакции по опознанию цифровых символов разного размера на цветовом фоне, особенности произвольного внимания, а также оперативной памяти у девушек 18-23 лет с разной степенью ювенильности. Было показано, что девушки с высоким и средним уровнем ювенильности имеют более высокий уровень организации перцептивно-моторных реакций по опознанию цифровых символов разного размера на цветовом фоне, демонстрируют наилучшую способность к восприятию времени и высокий уровень развития оперативной памяти и произвольного внимания, в отличие от низкоювенильных. Однако в сложной рефлексометрической серии девушки с высоким уровнем ювенильности имеют большее время реакции на акустические стимулы, в сравнении с низкоювенильными.
Скачать PDF

Социально-перцептивные аспекты воспитательной деятельности современного учителя

Чуткина Галина Михайловна
Cтатья посвящена проблемам воспитательной деятельности современного учителя. В ней даётся анализ психолого-педагогических положений социально-перцептивных аспектов воспитательной деятельности учителя. Воспитательная деятельность рассматривается как фактор гуманизации «пространства детства» это помощь ребёнку и его поддержка в процессе развития. В связи с этим его социально-перцептивные аспекты рассматриваются в качестве одного из важнейших факторов повышения эффективности педагогической деятельности.
Скачать PDF

Исследование характеристик невротического статуса и субъективной организации перцептивных ощущений в

Петрожак О.Л., Фомин Н.А.
Рассмотрены особенности субъективного переживания интрацептивных ощущений в норме у лиц с различным уровнем невротизации в свете феноменологии телесности. В исследовании выявлены общий уровень невротичности, доминирующие невротические расстройства, а также степень осознания интрацептивных ощущений.
Скачать PDF

Теоретические реконструкции перцептивного процесса

Барабанщиков Владимир Александрович
Рассматриваются основные теории восприятия, их достоинства и недостатки. Дается теоретико-методологическая характеристика исследований перцептивного процесса и обсуждается перспектива их развития.
Скачать PDF

Модель социально-перцептивной компетентности педагога

Ершова Нина Николаевна
В статье представлена теоретическая модель социально-перцептивной компетентности, ее сущностные характеристики и результаты изучения основных компонентов социально-перцептивной компетентности педагога.
Скачать PDF

Исследование условий трансформации перцептивных образов (на примере анализа характера движений глаз

Редькина Екатерина Андреевна
Статья посвящена выявлению условий и механизмов трансформации перцептивных образов. Обосновывается необходимость обращения к восприятию «неоднозначных» изображений. Результаты экспериментального исследования продемонстрировали, что характер движений глаз (выделение точек и зон фиксации) определяется задачами и содержанием деятельности, а не характером изображения.
Скачать PDF

Исследование особенностей перцептивно-интерактивной компетентности сотрудников банка

Красненкова Наталия Сергеевна
Профессия банковского служащего стала в последнее время достаточно распространенной. Традиционная классификация сфер деятельности получила дополнение в виде новой сферы «человек-бизнес». В статье рассматривается понятие профессиональной компетентности и его содержание в отношении сотрудников банка, приводятся результаты исследования, вьшвляющие специфику перцептивно-интерактивной компетентности работников разных подразделений, подводятся итоги тренинговой работы по развитию качеств, определяющих содержание перцептивно-интерактивной компетентности.
Скачать PDF

Социально-психологический тренинг как метод развития личностной и перцептивной компетентности менедж

Корниенко Анжелика Владимировна
Рассмотрена специфика употребления понятия «компетентность», в зарубежных и отечественных исследованиях. Описаны результаты внедрения тренинга развития личностной и перцептивной компетентности менеджеров продаж. Представлены значимые различия структурных компонентов личностной и перцептивной компетентностей в контрольной и экспериментальной группе (до и после проведения тренинга). Выявлены изменения в структурных компонентах личностной и перцептивной компетентности по тестовым шкалам: нервно-психическая устойчивость, контактность, креативность, самоуважение, сензитивность, мотивация к успеху.
Скачать PDF

Перцептивная группировка и неосознаваемое восприятие

Иванов Георгий Валентинович
Предлагается гипотеза, рассматривающая субъективные образы, размещенные в субъективном (сенсорном, семантическом) пространстве как состоящие из позитивного и негативного внимания. Вводятся предположения о закономерности управляющей количеством внимания в образе физического стимула и о закономерности, определяющей движение образов в субъективном пространстве. Рассматривается метод неосознаваемого ввода, основанный на явлении перцептивной группировки. Представляются результаты эксперимента на время реакции, доказывающие работоспособность метода, и являющиеся свидетельством в пользу истинности предложенных закономерностей.
Скачать PDF