ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Перцептивные действия
действия, сознательно направляемые на обследование объектов.

Источник: Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 2001

Перцептивные действия
структурные единицы процесса восприятия у человека, которые обеспечивают сознательное преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Перцептивные действия
Словообразование. Происходит от лат. рerteрtiо - восприятие.
Категория. Основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа.
Специфика. Реализуются с помощью различных наборов перцептивных операций.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Перцептивные действия
основные структурные единицы процесса человеческого восприятия, возникающие в ходе сознательного выделения различных сторон объекта (ситуации), а также процесса переработки сенсорной информации, приводящей к созданию образа, адекватного задачам поведения и деятельности. Понятие введено А. В. Запорожцем. Любое П. д. включает множество различных перцептивных операций. К их числу относятся обнаружение объекта, различение, выделение информационных признаков и др.
Литература
Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986. Т. 1.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
от лат. perceptio — восприятие...) — действия, направленные на решение разнообразных перцептивных задач, таких как обнаружение, различение, идентификация, формирование образа, опознание. П. д.— активный, динамичный, регулируемый задачами деятельности процесс, обладающий механизмом обратной связи и предвосхищения и подчиняющийся особенностям обследуемого объекта. П. д. осуществляются посредством поисковых, установочных движений рецепторных аппаратов, а также посредством собственно гностических движений, первые создают наиболее благоприятные условия восприятия объекта, участвуют в определении его пространственного положения, с помощью вторых происходит оценка размеров, опознание знакомых объектов, осуществляется процесс формирования образа. В процессе онтогенетического и функционального развития, в том числе профессионального, происходит сокращение и свертывание движений рецепторных аппаратов, формирование оперативных единиц восприятия. П. д. производят впечатление одномоментных актов восприятия. П. д. являются существенным компонентом деятельности оператора-наблюдателя.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
[лат. perceptio - восприятие] - структурные единицы процесса восприятия у человека. Понятие в 1941 г. выдвинул советский психолог А.В. Запорожец. П.д. обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности. П.д., служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных заборов перцептивных операций - структурных единиц процесса восприятия у человека. П.д. обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности. Генетическая связь П.д. с практическими действиями проявляется в их развернутом внешне-двигательном характере. В движениях руки, ощупывающей предмет, в движениях гортани, воспроизводящей слышимый звук, в движениях глаз, прослеживающих видимый контур, происходит непрерывное сравнение восприятия с оригиналом, проверка и коррекция образа (Ю.Б. Гиппенрейтер). Развитие П.д. сопровождается значительным сокращением моторных компонентов, и процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного акта «усмотрения». Эти изменения обусловлены формированием у ребенка разветвленных систем сенсорных эталонов и оперативных единиц восприятия, которые позволяют превратить восприятие из процесса построения образа в относительно более элементарный процесс опознания. Сенсорные эталоны соответствуют таким общественно выработанным системам сенсорных качеств, как шкала музыкальных звуков, система фонем родного языка или основных геометрических форм. Усваивая сенсорные эталоны, ребенок начинает пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками. В результате возрастает как точность, так и произвольность сенсорно-перцептивных процессов.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
англ. perceptual actions) - основные структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного, рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа. Впервые понятие П. д. было выдвинуто Л. В. Запорожцем, в школе которого они и были наиболее полно изучены (см. Теория развития восприятия путем формирования перцептивные действия). В настоящее время понимание восприятия как системы П. д. широко распространено в отечественной психологии. Близки к нему высказывания таких видных зарубежных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Гибсон, Р. Хелд, У. Найссер.
Исследования онтогенетического (см. Онтогенез) развития процессов восприятия показывают, что вначале они бывают включены во внешние практические действия ребенка. По мере усложнения деятельности и тех требований, которые она предъявляет к предметному отражению ситуации, происходит выделение собственно П. д., осуществляемых в плане чувственного образа. Генетическая связь П. д. с практическими действиями проявляется в их развернутом, внешнедвигательном характере. В движениях руки, ощупывающей предмет (см. Осязание), в движениях глаз, прослеживающих видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, происходит непрерывное сравнивание образа с оригиналом, осуществляется его проверка и коррекция.
Дальнейшее развитие деятельности сопровождается значительным сокращением моторных компонентов П. д., в результате чего процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного (симультанного) акта "усмотрения". Эти изменения обусловливаются выработкой у ребенка целой системы оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие и превращающих его из процесса построения образа в более элементарный процесс опознания. Важно отметить, что сенсорные эталоны соответствуют таким общественно выработанным системам сенсорных качеств, как общепринятая звуковысотная шкала музыкальных звуков, "решетка" фонем родного языка Или система геометрических форм. Усваивая на протяжении детства системы сенсорных эталонов, ребенок научается пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками для систематизации свойств окружающей действительности.
Всякое П. д. может реализоваться с помощью значительного числа различных перцептивных операций. Большое практическое значение имеет исследование операционально-технической стороны специфически-перцептивных (наблюдательных) видов трудовой деятельности операторов радиолокационных станций, дешифровщиков следов элементарных частиц и аэрофотоснимков. В их составе были выделены и изучены такие П. д., как обнаружение сигнала, выделение информационных признаков и ознакомление с ними, идентификация, опознание (категоризация), т. е. отнесение воспринятого объекта к тому или иному классу. Сравнительно мало изучены процесс координации различных П. д. и составляющих их операций в микро- и макроинтервалах времени (см. Метод микроструктурного анализа). Актуальным представляется также исследование смысловых отношений, связывающих П. д. с деятельностью, в контексте которой они осуществляются. Решение этих задач позволит приблизиться к пониманию психологических механизмов эстетического восприятия и визуального мышления.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
365.34 кб

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ КАК ВИД ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Лосик Георгий Васильевич
Рассмотрены четыре закономерности, выполняемые детьми в процессе ролевой игры в виде ее условий.
Читать PDF
754.03 кб

Перцептивные действия в формировании операционно-проективных сред

Розанов Андрей Владимирович
Читать PDF
163.83 кб

Особенности перцептивных действий у детей в реалиях предметного мира и образнознаковых систем компью

Ткаченко Софья Болеславовна
Представлены результаты исследования особенностей перцептивных действий у детей 5-7 лет. Экспериментальная работа была проведена с использованием дидактических и компьютерных игр.

Похожие термины:

  • ВИКАРНЫЕ ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

    Словообразование. Происходит от лат. vicarius - заменяющий, замещающий. Категория. Перцептивные действия. Специфика. Направлены на анализ информации, представленной следом от возбуждения рецепторов с
  • ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    1) процесс начинается с того, что проблема решается в практическом плане с помощью внешних материальных действий с предметами. На данной стадии начинает складываться внешний материальный прототи
  • ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПЕРЦЕПТИВНЫХ

    концепция, разработанная А. В. Запорожцем, в коей восприятие трактуется как овладение все более сложными видами действий перцептивных, основанных на сопоставлении свойств воспринимаемых объекто
  • ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    разработана Л. В. Запорожцем и его сотрудниками (Л. А. Венгером, В. П. Зинченко, А. Г. Рузской и др.). Рассматривает развитие восприятия как овладение все более сложными видами перцептивных действий, со