ПЕДОЛОГИЯ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПЕДОЛОГИЯ
Буквально – инфантильная речь.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Педология
Течение в педагогике и психологии конца XIX – начала XX вв., использовавшее психологические, анатомо-физиологические, биологические и социальные особенности ребенка в его обучении и воспитании. В СССР была запрещена как «буржуазная» наука, что в определенной степени затормозило развитие педагогической и психологической наук.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Педология
Наука, которая изучает ребенка. Она изучает законы, которым подчиняется развитие и поведение ребенка, существенно отличающиеся от развития и поведения, взрослых. Имеет существенное значение (и способствует значительно) для правильного воспитания и формирования личности здоровых детей, так и особенно детей с отклонениями в интеллектуальном и поведенческом развитии.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Педология
возникшая на Западе и получившая в 1883 г. название наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка, при этом преобладающими были механистические, бихевиористические представления о детях. В СССР в 1936 году педология была объявлена лженаукой и запрещена, так как она противоречила идеологии страны, готовившейся к отражению агрессии со стороны третьего рейха.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Педология
психолого-педагогическое течение, возникшее в конце 19 в., основателем которого был амер. психолог С. Холл. В противовес традиционной педагогике П. стремилась к комплексному изучению ребенка, выявлению зависимости его психического развития от условий среды. Крупнейшими представителями зарубежной П. были Ж. Болдуин, Э. Мейман («Экспериментальная педагогика») и др. Среди отечественных ученых приверженцами П. были В.М. Бехтерев, А.С. Выготский, П.П. Блонский, М.Я. Басов, А.Б. Залкинд и др.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Педология
Словообразование. Происходит от греч. pais - дитя и logos - слово, наука.
Категория. Направление в психологии и педагогике.
Специфика. Возникла в конце ХIХ в. под действием эволюционных идей. Связана прежде всего с именем С.Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях, а целью ставилось помочь развитию всех его потенций.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Педология
(от греч. pais (paodos) — «дитя», logos — «учение») — течение в педагогике и психологии, возникшее на рубеже XIX—XX вв. Основатели данного направления С. Холл, Дж. Болдуин,
Э. Киркпатрик и др. Методологическую основу П. составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических, социальных и педагогических подходов к развитию ребенка. В России П. получила распространение еще в дореволюционный период, а ее развитие связано с именами таких российских ученых, как П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др. Хотя предмет П. определен не был, ее основная идея заключалась в обеспечении всестороннего развития ребенка.
Литература
Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск, 2001.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

педология

(от греч. pais – дитя и logos – учение) – течение в педагогике и психологии конца ХIХ – середины ХХ века (С.Холл, П.П.Блонский и др.), пытающееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы при обучении и воспитании детей. П. копила ценный эмпирический материал, однако была ошибочно оценена в СССР как буржуазная наука и запрещена (постановление цк ВКП/б/ от 1936 г. "О педологических извращениях в системе наркомпроссов"), в результате чего нарушился естественный ход развития педагогической и возрастной психологии, психодиагностики, ослабилось внимание напуки к личности ребенка в процессе обучения и воспитания.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПЕДОЛОГИЯ
(греч. paides — дети, logos — учение) — буквально наука о детях, понятие и термин, выражающие возникшие в конце XIX в. в США и Западной Европе концепции развития ребенка. В 20-х — начале 30-х гг. эти концепции поддержали некоторые советские педагоги, психологи, физиологи и врачи, положившие в ее основу теорию двух факторов и тестирование. В результате П. стала не только подменять педагогику, но и тормозить ее развитие, что было отмечено в специальном постановлении ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». В нем было записано, что необходимо восстановить полностью в правах педагогику и педагогов; ликвидировать звено педологов в школах; упразднить преподавание педологии как особой науки в педагогических институтах и техникумах (см.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. докум. 1917—1973 гг. М., 1974).

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Педология
от греч. pais, paidos - дитя и... logos - учение, знание; букв. наука о детях), направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребенка. Возникла в кон. XIX в. Распространение педологии в России в 1920-30-е гг. сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. Многие работы, выполненные в русле педологии, содержали ценный материал по проблемам детства. Ценным в П. было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития. Постановлением ЦК ВКП(б) (1936) педология была объявлена "псевдонаукой" и прекратила свое существование. Результатом разгрома педологии явилось торможение развития педагогической и возрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая "бездетность" педагогики).

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

ПЕДОЛОГИЯ
это наука о генетико-психической эволюции ребенка, об изучении самого ребенка, как целостной системы не только по генетико-врожденно-биологическим признакам, но и с учетом социальных условий-факторов; основателем П. считается амер. псих. Холл, кот. создал первую в мире, в 1889 году педологическую лабораторию, а считается, что сам термин педология», придумал не он, а его ученик Крисмент; проблемами П. на Западе занимались Болдуин, Кирпатрик, Пиаже, Мейман, Джонсон, а в России Нечаев, Лурия, Мясищев, Бехтерев, Блонский, Выготский, Басов, Залкинд, Денисова, Леонтьев; многие ученые по-разному интерпретируют основные постулаты П., на наш взгляд в П. как науке, необходимо выделить-дифференцировать базальные тезисы-положения-принципы: самого ребенка можно эксплицировать-дескриптировать, как целостную систему, но с учетом изучениям его и по частям — в лоции психологии, физиологии, нейрофизиологий, психофизиологии, а также, принимая во внимание, динамику его генетико-эволюционного и индивидуально-социального развития с учетом социосреды, кот. влияет на трансформационные процессы его реакциеповеденческих паттернов, на эволюционно-метаболизированные процессы его психики; П. как наука о ребенке должна базироваться на эмпирическо-экспериментально-лабораторных исследованиях-интерпретациях-открытиях и обладать также широким спектром-набором теоретическо-практических психодиагностик, психометодик, придающих конкретно-реально-базальный научный смысл продуктивным исследованиям, связанным с самой педологией

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Педология
греч. pais (paidos) — дитя + logos — наука, учение) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX — XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основатели П. — С. Холл, Дж.М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прейер и др. Содержание П. составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка, однако эти подходы оказались связанными между собой чисто механически. В России П. получила широкое распространение еще в начале XX в. К концу 20-х годов в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефектологов (П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.). Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее представителей, определен не был. Попытки найти специфику П., несводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели, хотя в исследованиях ученых, работавших в области П., был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей. Ценным в П. было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития. Постановлением ЦК ВКП(б) (1936) П. была объявлена «псевдонаукой» и прекратила свое существование. Результатом разгрома П. явилось торможение развития педагогической и возрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая «бездетность» педагогики). А.В.Петровский

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ПЕДОЛОГИЯ
течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и педагогии экспериментальной. Связано прежде всего с именем С. Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. Основатели педологии - С. Холл, Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прейер и пр. В России педология широко распространилась еще в дооктябрьский период. К концу 20-х гг. в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефектологов.
В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях; целью ставилось помочь развитию всех его потенций. Содержание педологии составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка, хотя эти подходы связывались между собой чисто механически.
Однако предмет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки, не был определен, и попытки найти специфику педологии были безуспешны, хотя в исследованиях отечественных педологов был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития.
В 1936 году педология в СССР была объявлена "псевдонаукой" и прекратила существование. Результатом разгрома педологии было торможение развития психологии педагогической и возрастной, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая "бездетность" педагогии).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Педология
наука о ребенке. Педология – наука новая, не вполне установившая свои границы и точное свое содержание. Обычно она понимается как наука о развитии ребенка, охватывающая все стороны этого развития – и телесную, и психическую. (12.1, 127) Педология осознает себя не как частную науку в ряду других частных наук о ребенке, а как общую науку о развитии ребенка. (24.1, 52) Объект педологии – строение и течение целостного процесса детского развития. (24.1, 52) историческая тенденция к объединению различных научных областей, изучающих различные стороны развития ребенка, сделалась слишком очевидной. Тогда возникла идея педологии как особой науки о развитии ребенка и о законах, управляющих этим процессом. (24.1, 54) Педология как единая самостоятельная наука о развитии ребенка может методологически и практически оформиться лишь на основе нового понимания своего предмета. Основание для построения педологии как самостоятельной науки заключается в объективной реальности того единого процесса развития, который является предметом ее изучения. (24.1, 56 – 57) В пределах формально логического научного мышления нет места для педологии как особой науки. характерно для данной эпохи в развитии педологии, что, ища ключ к пониманию целого, исследователи шли не от целого к пониманию отдельных частей, анатомически мыслимых, к выискиванию математических корреляций между ними. Бессмысленность, непонятность тех связей, которые устанавливались научным исследованием, и фактическое отсутствие идеи развития – вот два основных порока, которые с самого начала определили быстрое увядание педологии в начале ее мирового расцвета. (24.1, 57 – 58) Педология есть наука о развитии ребенка. (7.1, 12) педология подходит ко всем внешним проявлениям, наблюдениям в детском развитии, только как к признакам, за которыми она ищет, как протекал, как совершался сам процесс развития, который привел к возникновению этих симптомов. (7.1, 48) Педология есть наука о ребенке. Предметом ее изучения является ребенок, это естественное целое, которое помимо того, что является чрезвычайно важным объектом теоретического знания, является вместе с тем и объектом воздействия на него, или воспитания, которое имеет дело именно с ребенком как целым. Вот почему педология является наукой о ребенке как едином целом. педология изучает не только ребенка как целое, но еще шире – ребенка в его взаимодействии с окружающей средой. (5.1, 40, 42) См. Наука, Развитие

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

ПЕДОЛОГИЯ
комплексная прикладная наука, исторически сложившаяся в конце XIX-начале XX в. и в свое время объединившая в себе научные знания о ребенке и законах его развития из области психологии, педагогики, генетики, физиологии и медицины. В основе идеи создания П. лежала мысль о педоцентризме, согласно которому ребенок представляет собой центр исследовательских интересов представителей многих наук: психологии, педагогики, биологии, педиатрии, антропологии, социологии и других. Из всех этих областей в П., по мнению ее создаталей, должна была войти та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука должна была объединить все отрасли знаний, связанные с исследованиями детского развития. Собственная задача П. как науки заключалась в том, чтобы разработать и внедрить в практику обучения и воспитания детей целостную, научно обоснованную концепцию разностороннего развития ребенка.
Основателями П. считаются С. Холл и Ж. Болдуин. В СССР П. была принята и активно разрабатывалась многими психологами в начале ХХ в. Однако, она просуществовала только до середины 30-х гг., а затем ее разработка была запрещена постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. («О педологических извращениях в системе Наркомпроса»). Вместе с тем, П. оказала существенное положительное влияние на развитие педагогической и возрастной психологии. В развитии самой П. в нашей стране можно выделить шесть этапов (Т.Д. Марцинковская). Первый этап (1900—1907)-это зарождение отечественной детской психологии и педологии; появление первых теорий комплексного развития ребенка, соответствующих научных и прикладных исследований. Второй этап (1907—1917)-разработка методологических принципов построения детской психологии и педологии; появление научно-практических центров, объединяющих ученых и практиков. Третий этап (1917—1924) – становление новой отечественной детской психологии, поиск новых методов обучения и воспитания детей. Четвертый этап (1925—1928)-объединение детских психологов и педологов вокруг единой теоретической концепции развития ребенка и внедрение ее основных положений в педагогическую практику. Пятый этап (1929—1931)-период интенсивного развития детской психологии и педологии, в ходе которого наметился разрыв между теорией и практикой, между тем, что утверждала и доказывала наука (демократизация воспитания), и тем, что проводили и внедряли в жизнь власть и коммунистическая идеология (авторитарные методы обучения и воспитания детей). Шестой этап (1932—1936)-окончательное оформление системы педологических взглядов, базирующихся на идее свободного, демократического воспитания детей, и полное закрепление тоталитарных тенденций в руководстве государством и системой образования. Установка на коллективистскую систему авторитарного воспитания, обезличивающую ребенка. Фактическая ликвидация педологических исследований, связанных с педологией учреждений (научно-исследовательских и научнопрактических центров), государственный (партийный) запрет на разработку педологии в стране.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПЕДОЛОГИЯ
ПЕДАЛОГІЯ / PAEDOLOGY комплексная наука о ребенке, объединяющая подходы различных наук (медицины, биологии, физиологии, психологии и педагогики) к пониманию развития ребенка и построению системы обучения. Ее основателем на Западе признан американский психолог С. Холл, создавший первую педологическую лабораторию в 1883 г., термин предложил О. Крисман в 1893 г. Представителями П. за рубежом являются Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др. Основоположниками российской П., распространившейся в начале XX в., считаются А. П. Нечаев, В. М. Бехтерев, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский. Задачи П. заключались в том, чтобы собрать и систематизировать данные, касавшиеся жизни и развития детей; обнаружить законы и установить периоды детского развития. Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объеди нениях, одновременно соединяя черты психологической, социологической и медико-биологической службы. Осуществлялось психолого педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В школах шло активное внедрение психологического тестирования и основанной на нем комплектации классов, организации школьного режима. В 1904 г. под руководством А. П. Нечаева в Санкт -Петербурге открылись педологические курсы для распространения знаний об особенностях развития и образования педагогов. Выходило множество журналов, освещавших вопросы П. В 1920-е гг. в Ленинграде и Москве действовали институты П., где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Наука была включена в программу педагогических институтов. Значительный вклад в развитие П. внес П. П. Блонский, исследования которого строились на двух главных принципах– принципе развития и целостном подходе к изучению ребенка. В 1927 г. открылся Первый съезд педологов, на котором с основным докладом выступил А. Б. Залкинд. На основе его доклада была разработана программа развития П., в практику образования внедрена система педологического обследования, вменявшаяся в обязанности школьного врача (социологическое обследование окружающей среды ребенка, изучение психических свойств и процессов, определение антропометрических показателей учащихся). Основным методом диагностического обследования учащихся при этом выступали тесты. Диагностическая работа педологов 1920-х гг. была практически не связана с формирующей; последняя полностью перекладывалась на педагогов. В документах того времени указывается, что работа школьного педолога выступает как обследование, регистрация, констатация, но не как активное участие в формировании личности ребенка. Недооценка культурно-исторической среды и переоценка учета биологических факторов, формализация педологических методов в воспитании и обучении детей привели к определенному разочарованию в науке. В 1930- е гг. началась критика П., в результате в 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпроса», в котором отмечалось, что П. есть результат некритичного перенесения в советскую педагогику антинаучных принципов буржуазной науки. Были и серьезные претензии к качеству рекомендаций, которые давали ученые практикам. После выхода постановления П. была разгромлена, многие ученые репрессированы. Закрылись все педологические институты и лаборатории, дисциплину убрали из учебных программ всех вузов. Более полувека тщательно скрывалось, что известные советской психологии Б. П. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, педагоги Л. В. Занков и Я. П. Соколянский были педологами. Труды И. М. Щелованова, М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурина, создававшиеся в педологических по названию учреждениях, содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. О. Г. Ксенда

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ПЕДОЛОГИЯ
от греч. pais - дитя + logos -слово, наука) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию, развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.
Основателем П. признан амер. психолог С. Холл, который создал в 1889 г. 1-ю педологическую лабораторию; сам термин придумал его ученик. - О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде "Человек как предмет воспитания" предвосхитил появление П.: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях".
На Западе П. занимались С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др. Основоположником рос. П. явился блестящий ученый и организатор А. П. Нечаев. Большой вклад внес В. М. Бехтерев, организовавший в 1907 г. Педологический ин-т в СПб. Первые 15 послереволюционных лет были благоприятными: шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста.
Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, С. С. Моложавый и др.), четко определен не был, и попытки найти специфику П., не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели.
П. стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Блонский определял П. как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. То, что П. была еще далека от идеала, объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов. Все же можно выделить 4 основных принципа.
1. Ребенок - целостная система. Он не должен изучаться только "по частям" (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией).
2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.
3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.
4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.
Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Л. и М. действовали ин-ты П., где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.
В 1930-е гг. началась критика многих положений П. (проблем предмета П., био- и социоге-неза, тестов и др.), приняты 2 постановления ЦК ВКП(б). В 1936 г. П. была разгромлена, многие ученые репрессированы, судьбы других искалечены. Закрылись все педологические ин-ты и лаборатории; П. вымарали из учебных программ всех вузов. Щедро наклеивались ярлыки: Выготский объявлен "эклектиком", Басов и Блонский - "пропагандистами фашистских идей".
Постановления и последовавшая обвальная "критика" варварски, но мастерски извратили саму суть П., вменив ей в вину приверженность биогенетическому закону, теории 2 факторов (см. Конвергенции теория), фатально предопределяющей судьбу ребенка застывшей социальной средой и наследственностью (это слово должно было звучать ругательно). На самом деле, считает В. П. Зин-ченко, педологов погубила их система ценностей: "Интеллект занимал в ней одно из ведущих мест. Они ценили прежде всего труд, совесть, ум, инициативу, благородство".
Ряд работ Блонского (напр.: Развитие мышления школьника. - М., 1935), работы Выготского и его сотрудников по детской психологии заложили фундамент современных научных знаний о психическом развитии ребенка. Труды Н. М. Ще-лованова, М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурина (см. Комплекс оживления), создававшиеся в педологических по названию учреждениях, содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. Эти труды были положены в основу и ныне действующей системы воспитания в младенческом и раннем возрасте, а психологические исследования Блонского Выготского обеспечили возможности разработки теоретических и прикладных проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране. При этом реальный психологический смысл исследований и их педологическое оформление долгое время не позволяли отделить одно от другого и по достоинству оценить их вклад в психологическую науку. (И. А. Мещерякова.)
Добавление: Несомненно, гос. произвол в отношении отечественной П. сыграл решающую роль в ее трагическом конце, но обращает на себя внимание тот факт, что и в др. странах П. в конце концов прекратила свое существование. Судьба П. как поучительный пример недолговечного проекта комплексной науки заслуживает глубокого методологического анализа. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
372.11 кб

Педология в России: сущность и историческая судьба

Шалаева Светлана Леонидовна
Рассматриваются истоки возникновения интереса к научному и комплексному изучению детства, история возникновения и развития педологии в России. В статье выделяются основные принципы, на которых она строила свою деятельность.
Читать PDF
369.36 кб

Педология в России: историческая судьба и упущенные возможности (социально-философский аспект)

Шалаева Светлана Леонидовна
В статье рассматриваются истоки возникновения педологии, описывается непростая и непродолжительная история ее становления в России, а также анализируются причины, которые привели к официальному ее запрету.
Читать PDF
108.50 кб

Педология

Ковалева Антонина Ивановна, Степанова Мария Анатольевна
В статье, подготовленной к электронной энциклопедии «Социология молодежи», показаны основные черты и особенности педологии как комплексной науки о детях. Возникшая на рубеже XIX и ХХ вв.
Читать PDF
262.38 кб

Репрессированная педология (история одного большевистского аутодафе)

Емельянов Борис Владимирович, Ионайтис Ольга Борисовна
В статье показаны основные этапы развития отечественной педологии, раскрыты причины ее ликвидации, осуществленной компартией в 1930-е годы.
Читать PDF
254.49 кб

Психолого-педагогические основы развития педологии в контексте педагогической антропологии

Наумов Николай Дмитриевич
Статья посвящена анализу психолого-педагогических основ становления и развития педологии как науки. Автор рассматривает процесс возникновения педологии в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Читать PDF
137.10 кб

К вопросу о социальной биографии педологии в России

Артемьева Ольга Аркадьевна
Статья посвящена вопросу социальной биографии педологии в России. Проводится анализ социально-психологических закономерностей развития педологии в России 1920-1930 гг.
Читать PDF
140.97 кб

Социальная биография советской педологии: история развития

Артемьева Ольга Аркадьевна
Приводится анализ закономерностей социальной детерминации развития педологии в России 1920-1930 гг. Сопоставляются социальный, личностный и предметно-логический аспекты социальной биографии советской педологии.
Читать PDF
437.50 кб

Россолимо григорий Иванович и формирование педологии в России

Овчинникова Е.О., Мухин К.Ю.
Читать PDF
3.18 мб

Основные положения педологической типологии детей в конце XIX-начале XX веков

Сенченков Николай Петрович
Читать PDF
3.61 мб

Формирование предпосылок становления педологии как предмета научно- педагогических исследований

Ценюга Сергей Николаевич
Статья отражает формирование предпосылок становления педологии как предмета научно-педагогических исследований, динамику развития педологической мысли.
Читать PDF
271.01 кб

Загробная жизнь «Науки» педологии: к вопросу о значении «Научных движений» (и их истории) для соврем

Байфорд Э.
В статье анализируется дискуссия, развернувшаяся в постсоветские годы вокруг «вытравленной» науки педологии и некоторых современных попыток ее реабилитации и частичного возрождения.
Читать PDF
15.23 мб

Развитие отечественной педологии (20-30-е гг. ХХ В. )

Ромаева Наталья Борисовна, Ромаев Антон Павлович
Авторы статьи рассматривают развитие отечественной педологии, основные направления данной науки медицинское, рефлексологическое, эволюционное, социогенетическое, несущие гуманистический характер.
Читать PDF
241.17 кб

Формирование педологии как учебного предмета для педагогических учебных заведений в 30-40-е годы ХХ

Сухова Н.Н.
В представленном материале дается аналитический обзор основных направлений фор мирования педологии как учебного предмета для педагогических учебных заведений в пе риод 1930-1940-х гг.
Читать PDF
306.62 кб

Недолгий век отечественной педологии

Помелов В.Б.
В статье дается краткая история развития педологии за рубежом и в начале XX в. в России и в 1920-х первой половине 1930-х гг. в СССР.
Читать PDF
120.07 кб

«Педологическая антропология» и народное образование Сибири

Ценюга Сергей Николаевич
Антропологи активно исследовали естественную историю человека, палеонтологию, вопросы физической, педагогической, религиозной, культурной антропологии,характерологии народов России.

Похожие термины:

  • Педологический возраст

    уровень развития, которого он [ребенок] реально достиг. (7.1, 14) Мы могли бы предварительно определить педологический возраст как определенную эпоху, цикл или ступень развития: 1) которая связана с пр
  • Метод педологического исследования

    В связи с особенностями своего предмета педология разрабатывает свой специальный метод, который характеризуется тремя основными моментами. Первое – тем, что это метод целостного исследования ре