ПЕДОЛОГИЯ
Буквально – инфантильная речь.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Педология
Течение в педагогике и психологии конца XIX – начала XX вв., использовавшее психологические, анатомо-физиологические, биологические и социальные особенности ребенка в его обучении и воспитании. В СССР была запрещена как «буржуазная» наука, что в определенной степени затормозило развитие педагогической и психологической наук.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Педология
Наука, которая изучает ребенка. Она изучает законы, которым подчиняется развитие и поведение ребенка, существенно отличающиеся от развития и поведения, взрослых. Имеет существенное значение (и способствует значительно) для правильного воспитания и формирования личности здоровых детей, так и особенно детей с отклонениями в интеллектуальном и поведенческом развитии.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Педология
возникшая на Западе и получившая в 1883 г. название наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка, при этом преобладающими были механистические, бихевиористические представления о детях. В СССР в 1936 году педология была объявлена лженаукой и запрещена, так как она противоречила идеологии страны, готовившейся к отражению агрессии со стороны третьего рейха.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Педология
психолого-педагогическое течение, возникшее в конце 19 в., основателем которого был амер. психолог С. Холл. В противовес традиционной педагогике П. стремилась к комплексному изучению ребенка, выявлению зависимости его психического развития от условий среды. Крупнейшими представителями зарубежной П. были Ж. Болдуин, Э. Мейман («Экспериментальная педагогика») и др. Среди отечественных ученых приверженцами П. были В.М. Бехтерев, А.С. Выготский, П.П. Блонский, М.Я. Басов, А.Б. Залкинд и др.
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
Педология
Словообразование. Происходит от греч. pais - дитя и logos - слово, наука.
Категория. Направление в психологии и педагогике.
Специфика. Возникла в конце ХIХ в. под действием эволюционных идей. Связана прежде всего с именем С.Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях, а целью ставилось помочь развитию всех его потенций.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
Педология
(от греч. pais (paodos) — «дитя», logos — «учение») — течение в педагогике и психологии, возникшее на рубеже XIX—XX вв. Основатели данного направления С. Холл, Дж. Болдуин,
Э. Киркпатрик и др. Методологическую основу П. составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических, социальных и педагогических подходов к развитию ребенка. В России П. получила распространение еще в дореволюционный период, а ее развитие связано с именами таких российских ученых, как П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др. Хотя предмет П. определен не был, ее основная идея заключалась в обеспечении всестороннего развития ребенка.
Литература
Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск, 2001.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
педология
(от греч. pais – дитя и logos – учение) – течение в педагогике и психологии конца ХIХ – середины ХХ века (С.Холл, П.П.Блонский и др.), пытающееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы при обучении и воспитании детей. П. копила ценный эмпирический материал, однако была ошибочно оценена в СССР как буржуазная наука и запрещена (постановление цк ВКП/б/ от 1936 г. "О педологических извращениях в системе наркомпроссов"), в результате чего нарушился естественный ход развития педагогической и возрастной психологии, психодиагностики, ослабилось внимание напуки к личности ребенка в процессе обучения и воспитания.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ПЕДОЛОГИЯ
(греч. paides — дети, logos — учение) — буквально наука о детях, понятие и термин, выражающие возникшие в конце XIX в. в США и Западной Европе концепции развития ребенка. В 20-х — начале 30-х гг. эти концепции поддержали некоторые советские педагоги, психологи, физиологи и врачи, положившие в ее основу теорию двух факторов и тестирование. В результате П. стала не только подменять педагогику, но и тормозить ее развитие, что было отмечено в специальном постановлении ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». В нем было записано, что необходимо восстановить полностью в правах педагогику и педагогов; ликвидировать звено педологов в школах; упразднить преподавание педологии как особой науки в педагогических институтах и техникумах (см.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. докум. 1917—1973 гг. М., 1974).
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Педология
от греч. pais, paidos - дитя и... logos - учение, знание; букв. наука о детях), направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребенка. Возникла в кон. XIX в. Распространение педологии в России в 1920-30-е гг. сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. Многие работы, выполненные в русле педологии, содержали ценный материал по проблемам детства. Ценным в П. было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития. Постановлением ЦК ВКП(б) (1936) педология была объявлена "псевдонаукой" и прекратила свое существование. Результатом разгрома педологии явилось торможение развития педагогической и возрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая "бездетность" педагогики).
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
ПЕДОЛОГИЯ
это наука о генетико-психической эволюции ребенка, об изучении самого ребенка, как целостной системы не только по генетико-врожденно-биологическим признакам, но и с учетом социальных условий-факторов; основателем П. считается амер. псих. Холл, кот. создал первую в мире, в 1889 году педологическую лабораторию, а считается, что сам термин педология», придумал не он, а его ученик Крисмент; проблемами П. на Западе занимались Болдуин, Кирпатрик, Пиаже, Мейман, Джонсон, а в России Нечаев, Лурия, Мясищев, Бехтерев, Блонский, Выготский, Басов, Залкинд, Денисова, Леонтьев; многие ученые по-разному интерпретируют основные постулаты П., на наш взгляд в П. как науке, необходимо выделить-дифференцировать базальные тезисы-положения-принципы: самого ребенка можно эксплицировать-дескриптировать, как целостную систему, но с учетом изучениям его и по частям — в лоции психологии, физиологии, нейрофизиологий, психофизиологии, а также, принимая во внимание, динамику его генетико-эволюционного и индивидуально-социального развития с учетом социосреды, кот. влияет на трансформационные процессы его реакциеповеденческих паттернов, на эволюционно-метаболизированные процессы его психики; П. как наука о ребенке должна базироваться на эмпирическо-экспериментально-лабораторных исследованиях-интерпретациях-открытиях и обладать также широким спектром-набором теоретическо-практических психодиагностик, психометодик, придающих конкретно-реально-базальный научный смысл продуктивным исследованиям, связанным с самой педологией
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Педология
греч. pais (paidos) — дитя + logos — наука, учение) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX — XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основатели П. — С. Холл, Дж.М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прейер и др. Содержание П. составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка, однако эти подходы оказались связанными между собой чисто механически. В России П. получила широкое распространение еще в начале XX в. К концу 20-х годов в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефектологов (П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.). Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее представителей, определен не был. Попытки найти специфику П., несводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели, хотя в исследованиях ученых, работавших в области П., был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей. Ценным в П. было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития. Постановлением ЦК ВКП(б) (1936) П. была объявлена «псевдонаукой» и прекратила свое существование. Результатом разгрома П. явилось торможение развития педагогической и возрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая «бездетность» педагогики). А.В.Петровский
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005
ПЕДОЛОГИЯ
течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и педагогии экспериментальной. Связано прежде всего с именем С. Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. Основатели педологии - С. Холл, Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прейер и пр. В России педология широко распространилась еще в дооктябрьский период. К концу 20-х гг. в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефектологов.
В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях; целью ставилось помочь развитию всех его потенций. Содержание педологии составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка, хотя эти подходы связывались между собой чисто механически.
Однако предмет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки, не был определен, и попытки найти специфику педологии были безуспешны, хотя в исследованиях отечественных педологов был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития.
В 1936 году педология в СССР была объявлена "псевдонаукой" и прекратила существование. Результатом разгрома педологии было торможение развития психологии педагогической и возрастной, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая "бездетность" педагогии).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Педология
наука о ребенке. Педология – наука новая, не вполне установившая свои границы и точное свое содержание. Обычно она понимается как наука о развитии ребенка, охватывающая все стороны этого развития – и телесную, и психическую. (12.1, 127) Педология осознает себя не как частную науку в ряду других частных наук о ребенке, а как общую науку о развитии ребенка. (24.1, 52) Объект педологии – строение и течение целостного процесса детского развития. (24.1, 52) историческая тенденция к объединению различных научных областей, изучающих различные стороны развития ребенка, сделалась слишком очевидной. Тогда возникла идея педологии как особой науки о развитии ребенка и о законах, управляющих этим процессом. (24.1, 54) Педология как единая самостоятельная наука о развитии ребенка может методологически и практически оформиться лишь на основе нового понимания своего предмета. Основание для построения педологии как самостоятельной науки заключается в объективной реальности того единого процесса развития, который является предметом ее изучения. (24.1, 56 – 57) В пределах формально логического научного мышления нет места для педологии как особой науки. характерно для данной эпохи в развитии педологии, что, ища ключ к пониманию целого, исследователи шли не от целого к пониманию отдельных частей, анатомически мыслимых, к выискиванию математических корреляций между ними. Бессмысленность, непонятность тех связей, которые устанавливались научным исследованием, и фактическое отсутствие идеи развития – вот два основных порока, которые с самого начала определили быстрое увядание педологии в начале ее мирового расцвета. (24.1, 57 – 58) Педология есть наука о развитии ребенка. (7.1, 12) педология подходит ко всем внешним проявлениям, наблюдениям в детском развитии, только как к признакам, за которыми она ищет, как протекал, как совершался сам процесс развития, который привел к возникновению этих симптомов. (7.1, 48) Педология есть наука о ребенке. Предметом ее изучения является ребенок, это естественное целое, которое помимо того, что является чрезвычайно важным объектом теоретического знания, является вместе с тем и объектом воздействия на него, или воспитания, которое имеет дело именно с ребенком как целым. Вот почему педология является наукой о ребенке как едином целом. педология изучает не только ребенка как целое, но еще шире – ребенка в его взаимодействии с окружающей средой. (5.1, 40, 42) См. Наука, Развитие
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
ПЕДОЛОГИЯ
комплексная прикладная наука, исторически сложившаяся в конце XIX-начале XX в. и в свое время объединившая в себе научные знания о ребенке и законах его развития из области психологии, педагогики, генетики, физиологии и медицины. В основе идеи создания П. лежала мысль о педоцентризме, согласно которому ребенок представляет собой центр исследовательских интересов представителей многих наук: психологии, педагогики, биологии, педиатрии, антропологии, социологии и других. Из всех этих областей в П., по мнению ее создаталей, должна была войти та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука должна была объединить все отрасли знаний, связанные с исследованиями детского развития. Собственная задача П. как науки заключалась в том, чтобы разработать и внедрить в практику обучения и воспитания детей целостную, научно обоснованную концепцию разностороннего развития ребенка.
Основателями П. считаются С. Холл и Ж. Болдуин. В СССР П. была принята и активно разрабатывалась многими психологами в начале ХХ в. Однако, она просуществовала только до середины 30-х гг., а затем ее разработка была запрещена постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. («О педологических извращениях в системе Наркомпроса»). Вместе с тем, П. оказала существенное положительное влияние на развитие педагогической и возрастной психологии. В развитии самой П. в нашей стране можно выделить шесть этапов (Т.Д. Марцинковская). Первый этап (1900—1907)-это зарождение отечественной детской психологии и педологии; появление первых теорий комплексного развития ребенка, соответствующих научных и прикладных исследований. Второй этап (1907—1917)-разработка методологических принципов построения детской психологии и педологии; появление научно-практических центров, объединяющих ученых и практиков. Третий этап (1917—1924) – становление новой отечественной детской психологии, поиск новых методов обучения и воспитания детей. Четвертый этап (1925—1928)-объединение детских психологов и педологов вокруг единой теоретической концепции развития ребенка и внедрение ее основных положений в педагогическую практику. Пятый этап (1929—1931)-период интенсивного развития детской психологии и педологии, в ходе которого наметился разрыв между теорией и практикой, между тем, что утверждала и доказывала наука (демократизация воспитания), и тем, что проводили и внедряли в жизнь власть и коммунистическая идеология (авторитарные методы обучения и воспитания детей). Шестой этап (1932—1936)-окончательное оформление системы педологических взглядов, базирующихся на идее свободного, демократического воспитания детей, и полное закрепление тоталитарных тенденций в руководстве государством и системой образования. Установка на коллективистскую систему авторитарного воспитания, обезличивающую ребенка. Фактическая ликвидация педологических исследований, связанных с педологией учреждений (научно-исследовательских и научнопрактических центров), государственный (партийный) запрет на разработку педологии в стране.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ПЕДОЛОГИЯ
ПЕДАЛОГІЯ / PAEDOLOGY комплексная наука о ребенке, объединяющая подходы различных наук (медицины, биологии, физиологии, психологии и педагогики) к пониманию развития ребенка и построению системы обучения. Ее основателем на Западе признан американский психолог С. Холл, создавший первую педологическую лабораторию в 1883 г., термин предложил О. Крисман в 1893 г. Представителями П. за рубежом являются Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др. Основоположниками российской П., распространившейся в начале XX в., считаются А. П. Нечаев, В. М. Бехтерев, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский. Задачи П. заключались в том, чтобы собрать и систематизировать данные, касавшиеся жизни и развития детей; обнаружить законы и установить периоды детского развития. Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объеди нениях, одновременно соединяя черты психологической, социологической и медико-биологической службы. Осуществлялось психолого педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В школах шло активное внедрение психологического тестирования и основанной на нем комплектации классов, организации школьного режима. В 1904 г. под руководством А. П. Нечаева в Санкт -Петербурге открылись педологические курсы для распространения знаний об особенностях развития и образования педагогов. Выходило множество журналов, освещавших вопросы П. В 1920-е гг. в Ленинграде и Москве действовали институты П., где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Наука была включена в программу педагогических институтов. Значительный вклад в развитие П. внес П. П. Блонский, исследования которого строились на двух главных принципах– принципе развития и целостном подходе к изучению ребенка. В 1927 г. открылся Первый съезд педологов, на котором с основным докладом выступил А. Б. Залкинд. На основе его доклада была разработана программа развития П., в практику образования внедрена система педологического обследования, вменявшаяся в обязанности школьного врача (социологическое обследование окружающей среды ребенка, изучение психических свойств и процессов, определение антропометрических показателей учащихся). Основным методом диагностического обследования учащихся при этом выступали тесты. Диагностическая работа педологов 1920-х гг. была практически не связана с формирующей; последняя полностью перекладывалась на педагогов. В документах того времени указывается, что работа школьного педолога выступает как обследование, регистрация, констатация, но не как активное участие в формировании личности ребенка. Недооценка культурно-исторической среды и переоценка учета биологических факторов, формализация педологических методов в воспитании и обучении детей привели к определенному разочарованию в науке. В 1930- е гг. началась критика П., в результате в 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпроса», в котором отмечалось, что П. есть результат некритичного перенесения в советскую педагогику антинаучных принципов буржуазной науки. Были и серьезные претензии к качеству рекомендаций, которые давали ученые практикам. После выхода постановления П. была разгромлена, многие ученые репрессированы. Закрылись все педологические институты и лаборатории, дисциплину убрали из учебных программ всех вузов. Более полувека тщательно скрывалось, что известные советской психологии Б. П. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, педагоги Л. В. Занков и Я. П. Соколянский были педологами. Труды И. М. Щелованова, М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурина, создававшиеся в педологических по названию учреждениях, содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. О. Г. Ксенда
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
ПЕДОЛОГИЯ
от греч. pais - дитя + logos -слово, наука) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию, развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.
Основателем П. признан амер. психолог С. Холл, который создал в 1889 г. 1-ю педологическую лабораторию; сам термин придумал его ученик. - О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде "Человек как предмет воспитания" предвосхитил появление П.: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях".
На Западе П. занимались С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др. Основоположником рос. П. явился блестящий ученый и организатор А. П. Нечаев. Большой вклад внес В. М. Бехтерев, организовавший в 1907 г. Педологический ин-т в СПб. Первые 15 послереволюционных лет были благоприятными: шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста.
Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, С. С. Моложавый и др.), четко определен не был, и попытки найти специфику П., не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели.
П. стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Блонский определял П. как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. То, что П. была еще далека от идеала, объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов. Все же можно выделить 4 основных принципа.
1. Ребенок - целостная система. Он не должен изучаться только "по частям" (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией).
2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.
3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.
4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.
Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Л. и М. действовали ин-ты П., где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.
В 1930-е гг. началась критика многих положений П. (проблем предмета П., био- и социоге-неза, тестов и др.), приняты 2 постановления ЦК ВКП(б). В 1936 г. П. была разгромлена, многие ученые репрессированы, судьбы других искалечены. Закрылись все педологические ин-ты и лаборатории; П. вымарали из учебных программ всех вузов. Щедро наклеивались ярлыки: Выготский объявлен "эклектиком", Басов и Блонский - "пропагандистами фашистских идей".
Постановления и последовавшая обвальная "критика" варварски, но мастерски извратили саму суть П., вменив ей в вину приверженность биогенетическому закону, теории 2 факторов (см. Конвергенции теория), фатально предопределяющей судьбу ребенка застывшей социальной средой и наследственностью (это слово должно было звучать ругательно). На самом деле, считает В. П. Зин-ченко, педологов погубила их система ценностей: "Интеллект занимал в ней одно из ведущих мест. Они ценили прежде всего труд, совесть, ум, инициативу, благородство".
Ряд работ Блонского (напр.: Развитие мышления школьника. - М., 1935), работы Выготского и его сотрудников по детской психологии заложили фундамент современных научных знаний о психическом развитии ребенка. Труды Н. М. Ще-лованова, М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурина (см. Комплекс оживления), создававшиеся в педологических по названию учреждениях, содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. Эти труды были положены в основу и ныне действующей системы воспитания в младенческом и раннем возрасте, а психологические исследования Блонского Выготского обеспечили возможности разработки теоретических и прикладных проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране. При этом реальный психологический смысл исследований и их педологическое оформление долгое время не позволяли отделить одно от другого и по достоинству оценить их вклад в психологическую науку. (И. А. Мещерякова.)
Добавление: Несомненно, гос. произвол в отношении отечественной П. сыграл решающую роль в ее трагическом конце, но обращает на себя внимание тот факт, что и в др. странах П. в конце концов прекратила свое существование. Судьба П. как поучительный пример недолговечного проекта комплексной науки заслуживает глубокого методологического анализа. (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004