ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Найдено 1 определение
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ПЕДАГАГІЧНАЕ ЎЗАЕМАДЗЕЯННЕ / PEDAGOGICAL INTERACTION– это специально организованный процесс совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общения педагога и учащихся в ходе учебно-воспитательной работы, направленный на развитие личности воспитанника при руководящей роли взрослого. П. в. нацелено на передачу общественного опыта подрастающему поколению для воспроизводства общества, связано с процессом общения, детерминировано социокультурной и образовательной ситуацией. Теоретическую модель педагогического взаимодействия предложил Я. Л. Коломинский, выделив два пласта: общение (видимое вербальное или невербальное поведение, которое проявляет человек по отношению к другим); отношение (личностно значимое, образное, эмоциональное и когнитивное отражение людьми друг друга, внутреннее состояние личности, которое в обычной жизни может и не проявиться). Им было выделено несколько типов П. в. 1. Согласованные (положительно-положительный и отрицательно-отрицательный) характеризуются совпадением поведенческих паттернов и эмоционального отношения. Наиболее благоприятный положительно-положительный (устойчиво-положительный) тип отличается эмоционально положительным отношением педагога к ученикам, принятием детей и позитивным прогнозом их развития. В общении взрослый выбирает доброжелательные, эмпатийные, непредвзятые способы контактирования, которые отличаются ровным и спокойным тоном общения. Неблагоприятный отрицательно-отрицательный (устойчиво-отрицательный) тип отражает негативное отношение к детям в жестком, императивном, авторитарном общении (агрессия, негативные оценки личности и прогнозы на будущее). 2. Несогласованные (положительно-отрицательный, отрицательно-положительный) типы отличаются несовпадением внешнего поведения и внутреннего отношения. Положительно-отрицательный (пассивно-положительный) тип отличается эмоционально позитивным отношением и принятием детей, но в общении с ними педагог проявляет жесткость, требовательность, автократизм, сухость и официальность, предпочтитает деловые отношения. Учащиеся могут понимать и даже принимать такое поведение. Отрицательно-положительный (пассивно-отрицательный) тип взаимодействия характерен для педагогов с негативным отношением, но позитивным общением. Безучастность, отчужденность и скрытая неприязнь (внутренняя эмоциональная позиция неприятия учеников) маскируется внешне доброжелательной манерой контактов. Такое социальное лицемерие замечают дети и в силу возрастного максимализма очень негативно оценивают. 3. Непоследовательный (неустойчивый) тип взаимодействия наблюдается в том случае, когда педагог находится во власти своих отношений и переживаний, поэтому проявляет отношение и демонстрирует поведение в зависимости от ситуации (настроения, присутствия других педагогов или руководителей, ситуации дома). Неблагоприятен для педагогического взаимодействия, т. к. учащиеся должны угадывать состояние педагога, подстраиваться под его поведение. Различные подходы к классификации типов взаимодействия демонстрируют многогранность этого процесса. Выделяют множество других типов П. в. в зависимости от основания анализа: добровольное и вынужденное; планомерное и импровизационное; кратковременное и долговременное, целенаправленное и стихийное, непосредственное и опосредованное. Для понимания и оптимизации образовательного процесса важны отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности и субъектных позиций. На этом основании выделяют следующие типы П. в.: диалог (равенство позиций, уважительное положительное отношение сторон), соглашение (договоренность сторон о роли, позициях, функциях, деятельности), опека (забота одной стороны о другой), подавление (пассивное подчинение одной стороны другой, проявляется в виде жестких указаний, требований и предписаний), индифферентность (равнодушие, безучастность, безразличие), конфронтация (скрытая неприязнь сторон, противоборство, расхождение целей и интересов), конфликт (столкновение интересов, позиций), сотрудничество (наиболее эффективный тип, связанный с совместной деятельностью, постановкой целей, определением средств, результатов, оценок, основанной на положительных взаимоотношениях). О. Г. Ксенда

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.