Педагогические средства реабилитации Педагогическое общение : диалог и его виды

Педагогическое взаимодействие: виды

Найдено 1 определение:

Педагогическое взаимодействие: виды

Педагогическое взаимодействие (П. в.) осуществляется в 2 осн. видах: 1) индивидуальное взаимодействие педагога с учеником, диадическое О. «лицом к лицу» и 2) фронтальное О. педагога с целым классом или группой детей - в подсистеме «учитель-ученик-ученик» (детская группа). Межличностное взаимодействие в каждой из обозначенных подсистем требует от педагога использования разл. средств О. и опирается на разл. внутриличностные ресурсы. Есть педагоги, склонные либо к диадическому, либо к фронтальному межличностному взаимодействию, - в процессе подготовки будущего учителя необходимо формирование универсальной культуры пед. О. Существенна роль личностно-предметной опосредованности П. в.: учитель взаимодействует с учеником непосредственно (субъектсубъектное взаимодействие), и «через» преподаваемый учебный предмет (субъект-объект-субъектно). Обнаружились различия в П. в. учителей - математиков, филологов, музыкантов и т. д. Избирательность и характер оценочной деятельности в системе «учитель-ученик» детерминируется и субъективно-личностными характеристиками педагогов и предметностью межличностного П. в. Различается монопедагогическое (с детским коллективом работает один педагог) и полипедагогическое взаимодействие (П. п. в.) - с детским коллективом работают несколько учителей-предметников. В ситуации П. п. в. возникают опр. социально-психол. проблемы: психол. совместимости педагогов (психофизиологическая, индивидуально-личностная, дидактическая) и взаимодействия группы учителей, работающих с данным классом. Необходимо преодолеть представление учителей об индивидуальном характере пед. деятельности: педагоги, работающие в одном классе, зачастую не осознают, что они общаются через посредство учеников, а школьный класс - это общее поле их пед. деятельности, на к-ром они либо позитивно, либо негативно влияют друг на друга и на учеников. Для осуществления подлинного пед. сотрудничества и плодотворного П. п. в. с ученической общностью (классом) необходимо восприятие и переживание себя в кач. членов единой «педагогической команды», участники к-рой помогают друг другу для достижения общей цели. Пед. коллектив школы должен быть системой пед. команд, что также способствует профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания. Лит.: Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Мн., 1975; Коломинский Я. Л. Социальная психология школьного класса. Мн., 2003; Коломинский Я. Л., Плескачева Н. М., Заяц И. И., Митрахович О. А. Психология педагогического взаимодействия / Под ред. проф. Я. Л. Коломинского. СПб., 2007; Леонтьев А. А. Педагогическое общение М., 1979; Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. Я. Л. Коломинский
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Понятие «Взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии

Хребина С.В.
Скачать PDF

Диагностика проблем педагогического взаимодействия в современной школе

Гущина Л.И.
Феномен педагогического взаимодействия является ресурсом образовательной системы, который целесообразно использовать, повысив эффективность за счет своевременного выявления и решения возникающих проблем. Подходы к решению направлены на формирование у субъектов обучения потребностей в самопознании и стремлении изменять себя на основе знаний о человеке, на умение использовать диагностические методики, позволяющие своевременно выявлять проблемы и решать их с учетом индивидуальных особенностей личности.
Скачать PDF

Эмоциональные и коммуникативные особенности субъектов педагогического взаимодействия

Турецкая С.А.
В статье представлены результаты психологического исследования, целью которого стал анализ связен эмоциональных и коммуникативных особенностей субъектов педагогического взаимодействия. В качестве объекта исследования выступили педагога детского сада и специального детского дома и дети дошкольного возраста.
Скачать PDF

Взаимодействие субъектов образовательного процесса по преодолению психолого-педагогических барьеров

Фещенко В.В.
Прогресс развития общества в новом столетии во многом зависит от воспитания современной молодежи. Формирование и становление личности школьников требуют современных и эффективных образовательных технологий, помогающих адаптироваться в окружающем социуме. В данном случае можно выделить новый вид творческой учебной деятельности как проектную. В этой учебной деятельности взаимодействие субъектов образовательного процесса должно способствовать развитию творчества и активности ребенка. Огромную помощь учителям и учащимся окажет знание возможных психолого-педагогических барьеров в обучении проектной деятельности, с которыми они могут столкнуться при ее овладении.
Скачать PDF

Психолого-педагогические особенности организации взаимодействия курсантов с интерактивными обучающим

Афанасьев С.Н., Беляков А.Ю., Цагельник В.И.
Скачать PDF

Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема

Кощиенко Ирина Васильевна
В статье дается трактовка понятия «взаимодействие педагогов и родителей», анализируются современные проблемы организации взаимодействия детского сада и семьи.
Скачать PDF

Связь понимания и представлений в педагогическом взаимодействии

Евдокимова Елена Гершечевна
В статье обосновывается связь феномена понимания и представлений в качестве одного из его показателей в педагогическом взаимодействии.
Скачать PDF

Социально-психологические аспекты улучшения педагогического взаимодействия с детьми

Хохлов Сергей Иванович
В статье раскрываются некоторые педагогические и социальнопсихологические условия успешного педагогического взаимодействия педагога и воспитуемых.
Скачать PDF

Стиль педагогической деятельности и его метаэффект в аспекте взаимодействия «Учитель младший школьни

Долгополова Ирина Владимировна
В статье рассматриваются структура и особенности стиля педагогической деятельности учителей начальных классов, а также структура стиля учебной деятельности их учащихся. На примере начальной школы обсуждается новый подход в исследовании стиля деятельности влияние стиля деятельности учителя на особенности стиля деятельности и индивидуальности его учащихся. Доказано присутствие двух аспектов метаэффекта стиля деятельности учителей: первый касается непосредственно стилевых характеристик деятельности учащихся, второй характеристик их индивидуальности.
Скачать PDF

Формирование социального опыта младших школьников в условиях педагогического взаимодействия

Даурова Мариета Руслановна
В статье изложены результаты исследования, посвященного выявлению научно-методических основ организации педагогического взаимодействия, обеспечивающего формирование социального опыта младших школьников. Определено содержание социального опыта учащихся в соответствии с содержанием современных образовательных стандартов, охарактеризованы критерии его сформированности. Представлена совокупность психолого-педагогических условий организации педагогического взаимодействия; описан поэтапный процесс их реализации в реальном образовательном процессе.
Скачать PDF

Проблема сотрудничества как межсубъектного взаимодействия в психолого-педагогических исследованиях

Карпушкина Л. В.
В статье определяется взаимосвязь понятий взаимодействия, общения, отношения. Выделяются основные характеристики взаимодействия: активность, системность. Обосновывается необходимость формирования у дошкольников готовности к сотрудничеству в образовательном пространстве
Скачать PDF

Статусно-позиционно-ролевой «Барьер» общения в процессе педагогического взаимодействия преподавателя

Шестакова А.В., Александрова Н.А.
Скачать PDF