это поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности. Уровни творчества:
1. Творчество — открытие нового для себя, обнаружение вариативных нестандартных способов решения педагогических задач. Эти способы уже известны и описаны, субъект их открывает для себя. Здесь осуществляется переход от алгоритмических, стереотипных приемов к субъективно новым. Примеры этого уровня творчества: выбор оптимального решения из веера возможных, использование старого приема в новых, изменившихся условиях, в ходе импровизации.
2. Творчество — открытие нового и для себя, и для других, новаторство. Это создание новых оригинальных приемов или целостных подходов, меняющих привычный взгляд на явление, перестраивающих общественный педагогический опыт. Новаторство — это особый тип мышления, включающего, прежде всего способы обнаружения всеобщих проблем с последующим оригинальным решением и возвращением его в педагогическую практику. Новатор — особый тип личности, для которого характерна устойчивая профессиональная направленность, позитивная и конструктивная «Я — концепция», умение защитить свои идеи, доказать их новизну и эффективность.
Педагогическая профессия по самой своей сути является профессией творческой, поскольку учитель действует в ситуации, особенности которой заранее не могут быть полностью определены. Творчество в педагогической деятельности — это преодоление стереотипов, оно связано, с одной стороны, с применением по–новому, в новых сочетаниях известных, методов, приемов, средств, с их видоизменением, модернизацией в образовательном процессе, с другой — с разработкой новых подходов к решению задач, связанных с обучением, воспитанием и развитием обучающихся. Указанные особенности педагогического творчества позволяют выделить его уровни, характеризующие специфику деятельности педагога:
– репродуктивный — решение задач на основе имеющегося опыта в конкретных ситуациях без достаточного анализа всех
их особенностей;
– адаптивный — умение отбирать содержание, методы, приемы, средства взаимодействия с учащимися с учетом уровня их развития, интересов, личностных проявлений;
– оптимальный — высокая эффективность педагогической деятельности, возможность на оптимальном уровне решать сложные, нестандартные задачи, опираться на собственные индивидуальные качества;
– исследовательский — возможность определять научную основу поиска новых путей решения актуальных задач, разрабатывать систему собственной деятельности, использовать ее в практике, изучать эффективность и оценивать качество предлагаемых нововведений;
– инновационный — способность видеть задачи прогностического характера, влияющие на изменение системы образования в целом, предлагать пути ее совершенствования на основе владения методикой научного педагогического исследования. (Вергелес Г. И.)
Педагогическое творчество
Педагогическое творчество
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014