Педагогическое общение : речевые аспекты

Найдено 1 определение:

Педагогическое общение : речевые аспекты

Все функции Пед. О. - коммуникативная, перцептивная и интерактивная - реализуются благодаря совокупности речевых, изобразительных, символических и кинестетических средств. Определяющая роль в этом процессе отводится речи, изучением к-рой занималась еще античная риторика, где учитывались позиции партнеров в диалоге, подбор мат-ла и его словесное воплощение, интонационное оформление, готовность слушателя к восприятию. Речь важный инструмент в деятельности не только оратора, но и учителя, актера, лектора, телеведущего и т. д. Речевые аспекты О. активно изучаются педагогами, психологами, лингвистами. В фокусе внимания требования к речи, о к-рых говорится с древних времен: убедительность, правильность, выразительность, понятность. Разработаны технологии, способствующие развитию интонационной выразительности, артистизма, логичности, образности речи. Выявлено общее, что свойственно речи любого профессионала, и особенное, что составляет ее специфику. Предложена концепция профессиональной речи учителя (Н. Т. Ерчак), осн. составляющими к-рой являются: а) понимание сущности и специфики профессиональной речи; б) знание закономерностей и механизмов речемыслительной деятельности; в) учет возможностей речевого понимания, характерных для учащихся определенного возраста. Специфика речи представителя любой профессии детерминируется выполняемыми им функциями. Деятельность учителя предполагает осуществление информационной, развивающей, мобилизационной, ориентирующей, конструктивной, коммуникативной, организаторской, исследовательской функций, - все они реализуются прежде всего через речь и могут рассматриваться в кач. ее функций (А. И. Щербаков). Речь актера, часто рассматриваемая в кач. образца для учителя или лектора, выполняет иные функции - О., характеризации персонажа пьесы (А. Н. Петрова). Степень выраженности в речи учителя таких ее качеств как образность, языковое богатство, доступность для понимания, эмоциональность детерминируется целями и задачами пед. деятельности. Так, языковое богатство может вступать в противоречие с доступностью речи для понимания. Подчеркнуто эмоциональная речь встречается на уроке редко (обычно как реакция на низкую умственную активность или неадекватное поведение); при объяснении правил, организации упражнений по развитию навыков и умений она воспринималась бы слушателями как неестественная. Значительная часть высказываний учителя короткие, а их цель - активизация речемыслительной активности учащихся, поэтому доминируют побуждения в виде указания и вопроса. Информативность речи может оцениваться по соотношению количества смысловых единиц в высказывании и общему количеству содержащихся в нем слов. Важнейшее противоречие пед. взаимодействия - чем больше говорит учитель, тем меньше приходится говорить учащимся. В оценке эффективности речи говорящего определяющая роль принадлежит слушателям, поэтому учителю необходимо регулярно получать информацию о том, как воспринимается и оценивается учащимися то или иное речевое качество. Для обеспечения глубины и отчетливости понимания учениками речевых сообщений учителю помогут упражнения, развивающие восприятие вышеперечисленных качеств речи. Лит.: Ерчак Н. Т. Психология профессиональной речи: учеб.-метод. пособие. М., 2007. Н. Т. Ерчак
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Методологические аспекты педагогического исследования досугового общения

Степанова Татьяна Павловна
В статье рассматриваются методологические аспекты исследования досугового общения, представлены методологические основания социокультурного и деятельностного подходов к исследованию досугового общения
Читать PDF

Методологические аспекты педагогического исследования досугового общения

Степанова Татьяна Павловна
В статье рассматриваются методологические аспекты исследования досугового общения, представлены методологические основания социокультурного и деятельностного подходов к исследованию досугового общения
Читать PDF

Некоторые аспекты понятия делового общения

Эксакусто Т.В.
Читать PDF

Личность как субъект затрудненного общения; тендерный аспект

Самохвалова Анна Геннадьевна, Нестерова Татьяна Александровна
Читать PDF

Психология детского затрудненного общения: онтогенетический аспект

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье рассмотрен феномен детского затрудненного общения; отражены основные причины и типология коммуникативных трудностей ребенка; выявлены обобщенные психологические характеристики затрудненного о
Читать PDF

Психологические аспекты затрудненного общения в детстве

Самохвалова Анна Геннадьевна
Статья посвящена проблеме затрудненного общения в детском возрасте.
Читать PDF

Психологические аспекты обиды и прощения как феномена межличностного общения

Мкртчян Цовинар Ленвеловна
Феномен обиды и прощения проявляются в межличностных отношениях, в которые вовлечены двое – обидчик и жертва. Методика строится на сочетании лекционных, семинарских и практических занятий.
Читать PDF

Эмоциональный аспект межличностного общения умственно отсталых детей-сирот дошкольного возраста

Защиринская Оксана Владимировна
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Когнитивные особенности невербальной коммуникации умственно отсталых школьников»), проект № 07-06
Читать PDF

Психологические аспекты предпочтения реального и виртуального общения

Арсентьева Екатерина Владимировна, Чукмарова Юлия Мяксутовна
Общение является основой нашей жизнедеятельности, через него мы реализуем свои мысли, Чувства, желания, отношение к людям И многое другое.
Читать PDF

Философский и социально-психологический аспекты проблемы общения

Усмонов Аюб Исломович, Хошимова Наргис Мирхакимовна
Статья посвящена изучению и анализу философской и социальнопсихологической литературы, посвященной проблеме общения. Научно обоснованы роль и место общения в человеческом обществе.
Читать PDF

Внутрисемейное общение в пространственно-временном аспекте

Юмкина Екатерина Анатольевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования пространственно-временных особенностей внутрисемейного общения, проведенного на выборке студенческой молодежи Санкт-Петербурга (116 человек,
Читать PDF

Детерминация межличностного общения: потребностно-мотивационный аспект

Васильева Т.В.
Представленное исследование посвящено изучению особенностей человеческого общения и его психологических детерминант.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: