Педагогическое общение : речевые аспекты это что такое Педагогическое общение : речевые аспекты: определение — Психология.НЭС
Педагогическое общение : диалог и его виды Педагогическое общение : стиль

Педагогическое общение : речевые аспекты

Найдено 1 определение:

Педагогическое общение : речевые аспекты

Все функции Пед. О. - коммуникативная, перцептивная и интерактивная - реализуются благодаря совокупности речевых, изобразительных, символических и кинестетических средств. Определяющая роль в этом процессе отводится речи, изучением к-рой занималась еще античная риторика, где учитывались позиции партнеров в диалоге, подбор мат-ла и его словесное воплощение, интонационное оформление, готовность слушателя к восприятию. Речь важный инструмент в деятельности не только оратора, но и учителя, актера, лектора, телеведущего и т. д. Речевые аспекты О. активно изучаются педагогами, психологами, лингвистами. В фокусе внимания требования к речи, о к-рых говорится с древних времен: убедительность, правильность, выразительность, понятность. Разработаны технологии, способствующие развитию интонационной выразительности, артистизма, логичности, образности речи. Выявлено общее, что свойственно речи любого профессионала, и особенное, что составляет ее специфику. Предложена концепция профессиональной речи учителя (Н. Т. Ерчак), осн. составляющими к-рой являются: а) понимание сущности и специфики профессиональной речи; б) знание закономерностей и механизмов речемыслительной деятельности; в) учет возможностей речевого понимания, характерных для учащихся определенного возраста. Специфика речи представителя любой профессии детерминируется выполняемыми им функциями. Деятельность учителя предполагает осуществление информационной, развивающей, мобилизационной, ориентирующей, конструктивной, коммуникативной, организаторской, исследовательской функций, - все они реализуются прежде всего через речь и могут рассматриваться в кач. ее функций (А. И. Щербаков). Речь актера, часто рассматриваемая в кач. образца для учителя или лектора, выполняет иные функции - О., характеризации персонажа пьесы (А. Н. Петрова). Степень выраженности в речи учителя таких ее качеств как образность, языковое богатство, доступность для понимания, эмоциональность детерминируется целями и задачами пед. деятельности. Так, языковое богатство может вступать в противоречие с доступностью речи для понимания. Подчеркнуто эмоциональная речь встречается на уроке редко (обычно как реакция на низкую умственную активность или неадекватное поведение); при объяснении правил, организации упражнений по развитию навыков и умений она воспринималась бы слушателями как неестественная. Значительная часть высказываний учителя короткие, а их цель - активизация речемыслительной активности учащихся, поэтому доминируют побуждения в виде указания и вопроса. Информативность речи может оцениваться по соотношению количества смысловых единиц в высказывании и общему количеству содержащихся в нем слов. Важнейшее противоречие пед. взаимодействия - чем больше говорит учитель, тем меньше приходится говорить учащимся. В оценке эффективности речи говорящего определяющая роль принадлежит слушателям, поэтому учителю необходимо регулярно получать информацию о том, как воспринимается и оценивается учащимися то или иное речевое качество. Для обеспечения глубины и отчетливости понимания учениками речевых сообщений учителю помогут упражнения, развивающие восприятие вышеперечисленных качеств речи. Лит.: Ерчак Н. Т. Психология профессиональной речи: учеб.-метод. пособие. М., 2007. Н. Т. Ерчак
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Педагогическое общение : речевые аспекты — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Некоторые аспекты понятия делового общения

Эксакусто Т.В.
Скачать PDF

Личность как субъект затрудненного общения; тендерный аспект

Самохвалова Анна Геннадьевна, Нестерова Татьяна Александровна
Скачать PDF

Психология детского затрудненного общения: онтогенетический аспект

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье рассмотрен феномен детского затрудненного общения; отражены основные причины и типология коммуникативных трудностей ребенка; выявлены обобщенные психологические характеристики затрудненного общения детей различных возрастных групп старших дошкольников, младших школьников и подростков.
Скачать PDF

Психологические аспекты затрудненного общения в детстве

Самохвалова Анна Геннадьевна
Статья посвящена проблеме затрудненного общения в детском возрасте. Описаны психологические характеристики ребенка как субъекта затрудненного и незатрудненного общения; дана классификация коммуникативных трудностей; выявлена специфика коммуникативного развития и затрудненного общения в разные периоды детства.This article deals with the problem of hindered communication in childhood. Psychological characteristics of a child as a subject of hindered and unhindered communication have been described; classification of communicative difficulties; specific character of communicative development and hindered communication in different periods of childhood have been identified.
Скачать PDF

Психологические аспекты обиды и прощения как феномена межличностного общения

Мкртчян Цовинар Ленвеловна
Феномен обиды и прощения проявляются в межличностных отношениях, в которые вовлечены двое – обидчик и жертва. Методика строится на сочетании лекционных, семинарских и практических занятий. У студентов переосмысление обидчивости отражается в сложных когнитивных процессах, в которых тесно переплетены внешние и внутренние факторы, влияющие на познание действительности и опредмечивание сформированных понятий.
Скачать PDF

Эмоциональный аспект межличностного общения умственно отсталых детей-сирот дошкольного возраста

Защиринская Оксана Владимировна
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Когнитивные особенности невербальной коммуникации умственно отсталых школьников»), проект № 07-06-00382а. Межличностное общение играет важную роль в психическом развитии умственно отсталых детей. В статье изложены результаты изучения особенностей эмоциональных проявлений умственно отсталых детей в общении. Показано значение общения с взрослыми, которые поддерживают положительный эмоциональный контакт с умственно отсталым ребенком. Приведены факты, свидетельствующие о значении эмоций в развитии межличностного общения со сверстниками.
Скачать PDF

Психологические аспекты предпочтения реального и виртуального общения

Арсентьева Екатерина Владимировна, Чукмарова Юлия Мяксутовна
Общение является основой нашей жизнедеятельности, через него мы реализуем свои мысли, Чувства, желания, отношение к людям И многое другое. Человек живет в реальном мире, зависим от реального мира, всю полноту общения он не сможет вместить в отдельную часть мира, называемую виртуальной. Познание реально существующего мира, его нераскрытых закономерностей требует реального присутствия человека.
Скачать PDF

Философский и социально-психологический аспекты проблемы общения

Усмонов Аюб Исломович, Хошимова Наргис Мирхакимовна
Статья посвящена изучению и анализу философской и социальнопсихологической литературы, посвященной проблеме общения. Научно обоснованы роль и место общения в человеческом обществе. Проблема общения рассматривается в плане анализа межличностных отношений, восприятия людьми друг друга, структуры и динамики малых групп, механизмов социальной регуляции поведения людей, процессов массовой коммуникации.
Скачать PDF

Внутрисемейное общение в пространственно-временном аспекте

Юмкина Екатерина Анатольевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования пространственно-временных особенностей внутрисемейного общения, проведенного на выборке студенческой молодежи Санкт-Петербурга (116 человек, средний возраст 20 лет). В качестве метода исследования использовался опросник «Семейные отношения и дом», направленный на выявление сторон семейного уклада. Для анализа были выбраны характеристики общения (разрешения конфликтов, взаимопонимание, семейное согласие; пространства дома (организация интерьера, принадлежность пространства); временного аспекта (семейный сценарий, связь времен и поколений, праздники). В статье рассматриваются характеристики конструктивного и деструктивного внутрисемейного общения, проявляемые в восприятии дома, пространственных границах, преемственности поколений, соблюдении семейных традиций и др.
Скачать PDF

Детерминация межличностного общения: потребностно-мотивационный аспект

Васильева Т.В.
Представленное исследование посвящено изучению особенностей человеческого общения и его психологических детерминант. Выявлено, что внутренняя потребность в общении, мотивы аффилиации (стремление к принятию и страх отвержения), психологические защиты определяют специфику межличностного общения. Все эти явления взаимосвязаны, имеют тендерную детерминацию и с возрастом динамически изменяются.
Скачать PDF

Социально-психологические аспекты лжи в межличностном общении

Дупак Александр Александрович
Скачать PDF

Общение школьников: эстетико-экологический аспект

Яфальян Алла Федоровна
В статье рассматриваются особенности общения в структуре эстетического отношения, дается сравнение идеальных и искусственных отношений, которые препятствуют здоровому открытому общению. На основе идеи о том, что все в мире находится во взаимосвязи и начинает действовать лишь в зависимости от отношения, автор обосновывает качество, направленность, устойчивость, активность, избирательность общения. Общение является одним из фундаментальных и универсальных явлений. Эстетизация и экологизация общения прослеживается на основе взаимосвязи эстетических чувств и экологических установок. Автор выделяет четыре группы эстетических чувств и соответствующие им экологические установки: 1) природосообразные чувства находятся во взаимосвязи с базовыми установками; 2) личностно значимые чувства формируются под воздействием установок, учитывающих индивидуально-личностные особенности; 3) социально обусловленные чувства зависят от принятых установок в социуме; 4) духовно ценностные чувства могут проявляться у школьников под воздействием экологической установки на целостность восприятия. Причем в общении проявляются разные модальности личности (Я природное, Я индивидуальное, Я социальное, Я духовное). Эстетические чувства и экологические установки являются ядром любого общения, в которое вступает ученик, оно представляет собой завершенную, гармоничную систему, предполагающую голографическую (целостную), эмоционально положительную, экологически целесообразную связь ученика с окружающими и с самим собой.
Скачать PDF

Похожие термины: