Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя это что такое Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя: определение — Психология.НЭС
Педагогическое общение: поощрение Педагогическое общение: смысложизненные ориентации

Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя

Найдено 1 определение:

Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя

негативные новообразования, сопровождающие деструктивную профессионализацию, составляющие группу изменений, получивших в психологии название жесткого ролевого поведения. Рассматриваются 2 осн. комплекса профессиональных деформаций учителя: 1) синдром хронической усталости (близкое понятие «астения переутомления») - специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей; 2) синдром эмоционального выгорания, к-рый имеет след. проявления: чувство эмоционального истощения, изнеможения, депривация, деперсонализация, тенденция развивать негативное отношение к субъекту деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане. В концепции профессионального развития учителя (Л. М. Митина) профессиональные деформации личности представляют собой системные изменения сущностных (интегральных) характеристик личности профессионала, к-рые ведут к упрощению системы Пед. О., профессиональной деятельности, образа профессии и себя в ней, упрощая как саму личность, так и среду, к-рую она организует вокруг себя. Деформируется сущностное начало личности - саморазвитие, смыслопостроение, творчество, - и это определяет ее дальнейшие поступки, мысли, отношения. Рассматривая 2 альтернативные модели (стратегии) пед. труда - адаптивного поведения и профессионального развития учителя, - подчеркнем, что проявления профессиональных деформаций личности связаны с реализацией адаптивного (приспособительного) поведения и практически не осознаются им. Психол. особенности профессиональных деформаций личности определяются системными изменениями таких личностных образований, как: слабоструктурированное самосознание личности (отсутствие мотивации на самопознание, негуманистический взгляд на природу человека, низкий самоинтерес, низкий уровень самоактуализации и др.), что увеличивает влияние ситуативных доминант повседневной жизни, существенно затрудняя выстраивание «вертикали» бытия. При профессиональных деформациях личности у педагога выявляется: обыденно-психол. пед. направленность с тенденцией к негативизму (низкая креативность, ощущение непродуктивности собственной жизни, низкий локус ответственности за собственную жизнь и неудовлетворенность ею); коммуникативная некомпетентность, сопровождающаяся устойчивыми трудностями О.; деятельностная некомпетентность, к-рая проявляется формализмом в преподавании, непониманием существа дела; личностная некомпетентность, к-рая выражается в трудностях смыслопостроения, неготовности нести ответственности за собственную жизнь, низком уровне саморегуляции и др.; ригидность. Преодоление профессиональных деформаций обеспечивается осознанием, рефлексией учителем проявляющихся у него деформационных тенденций. Одним из условий конструктивных изменений поведения и связанных с ним системно сущностных (интегральных) характеристик личности является интегрированная в образовательное пространство технология профессионального развития личности учителя. Лит.: Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. Учеб. пособие. М., 2004; Она же. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994; Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М., 2001. Л. М. Митина
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Профессиональная деформация личности в педагогической деятельности

Корытова Галина Степановна
Представлены результаты эмпирического исследования проявлений эмоционального выгорания у различных категорий педагогических работников. Эмоциональное выгорание определяется как структурное личностное образование, что позволяет рассматривать это явление в аспекте психологического феномена профессиональной деформации.
Скачать PDF

Профессиональная педагогическая деятельность как фактор профессиональной деформации личности учителе

Захарова Елена Владимировна
В данной статье рассмотрены условия и влияние профессиональной педагогической деятельности на социально-психологическое функционирование личности учителей общеобразовательных школ и преподавателей высших учебных заведений.
Скачать PDF

Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности

Пряжников Николай Сергеевич, Ожогова Елена Геннадьевна
В статье рассматривается взаимосвязь уровня эмоционального выгорания и смысложизненных ориентаций педагогов. В ходе эмпирического исследования показано, что у респондентов с выраженным уровнем эмоционального выгорания статистически чаще наблюдаются рассогласования в системе смысложизненных ориентаций, чем у респондентов с невыраженным синдромом эмоционального выгорания. Для последних характерны внутренняя гармония, принятие своего прошлого, настоящего и будущего. В статье также обозначен парадокс: стрессовые ситуации, провоцирующие эмоциональное выгорание, могут при определенных обстоятельствах рассматриваться и как условия развития педагогов и психологов. В выявлении таких условий и разработке на их основе более современных медико-гигиенических нормативов труда педагогов и психологов авторы видят перспективы новых исследований синдрома эмоционального выгорания.
Скачать PDF

Инженерно-педагогическая деятельность и ее требования к личностно-профессиональному развитию специал

Евдокимова О.Н.
Скачать PDF

Социально-психологическая адаптация и профессиональное развитие личности в педагогическом вузе (из о

Ахметова Л. В.
В статье на основе опыта работы описаны организационные и научно-образовательные условия социально-психологической адаптации российских и иностранных (монгольских) студентов в педагогическом вузе. В том числе раскрыты особенности и содержание работы международной студенческой научно-образовательной лаборатории когнитивно-адаптивных технологий психологии образования. Фундаментальной задачей адаптивного образования, по мысли автора, является психолого-дидактическая «настройка» учебного процесса на физические, психологические, этнические индивидуальные особенности учащихся, для достижения цели высшего профессионального образования.
Скачать PDF

Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема

Бордовская Нина Валентиновна
Раскрыты методологические, теоретические и прикладные аспекты проблемы профессионального развития и становления личности будущего специалиста. Уточняется содержание общих для психологии и педагогики профессионального и личностного развития категорий и понятий, основных направлений и механизмов интеграции психологии и педагогики в постановке и решении проблем профессионально-личностного развития будущего специалиста с опорой на традиционные и новые идеи, подходы и методы.
Скачать PDF

Профессионально-нравственная деформация личности сотрудника ОВД как девиантогенный фактор

Стригуненко Юлия Владимировна
Статья посвящена анализу профессиональной деформации личности сотрудника ОВД как одному из факторов девиантного поведения данной категории лиц. Автор приводит группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, классификацию уровней профессиональных деструкций. Делается акцент на то, что служба формирует такие ценности, стереотипы и свойства психики, которые принципиально отличны от иных видов деятельности.
Скачать PDF

Педагогическая поддержка развития смысловой сферы личности старшеклассника в процессе профессиональн

Хижняк Людмила Викторовна
В статье представлены результаты анализа понятия «педагогическая поддержка» в контексте проблем профессионального самоопределения старшеклассников. Выделены основные противоречия интерпретации данного понятия, обозначена авторская позиция в решении проблемы, описаны этапы педагогической поддержки становления смыслового отношения старшеклассников к будущей профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Особые условия профессиональной деятельности как причина возможных личностных деформаций

Воинкова Н.А.
Скачать PDF

Проблема профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел

Петрова А.С.
Скачать PDF

Профессионально-педагогическое общение преподавателя современной высшей школы

Ларионова Марина Александровна
В статье рассматривается возможность повышения качества высшего профессионального образования за счет овладения вузовскими преподавателями приемами и методами субъектно-ориентированного профессионально-педагогического общения со студентами, коллегами и т. д. Приводятся данные изучения личностно-профессиональных особенностей преподавателей высшей школы.
Скачать PDF

Профессиональноличностная компетентность как условие преодоления профессиональной деформации личност

Бессонова Людмила Александровна, Добросмыслова Светлана Николаевна
В статье рассматриваются понятия «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность специалиста» и «профессиональная деформация личности». Исходя из целей, специфики профессиональной деятельности специалиста социальной работы описаны виды профессиональной компетентности. Подчеркнута роль личностной компетентности специалиста социальной работы в преодолении профессиональной деформации личности.
Скачать PDF

Похожие термины: