Педагогическое общение: направленность Педагогическое общение: образ учителя

Педагогическое общение: образ ребенка

Найдено 1 определение:

Педагогическое общение: образ ребенка

целостная совокупность житейских и науч. представлений о ребенке, комплекс социальных культурно-психол. установок на ребенка, формирующихся в сознании педагога и актуализирующихся в процессе межличностного пед. взаимодействия. Образ ребенка имеет индивидуальный и культурно-социально-исторический характер (Ллойд де Моз, М. Мид, Э. Эриксон, И. С. Кон). Лит.: Кон И. С. Социологическая психология. Избр. психол. тр. М.Воронеж, 1999; Ллойд де Моз. Психоистория. Ростов-н/Д, 2000; Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000. Я. Л. Коломинский
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Образ ребенка у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста

Разенкова Ю.А., Айвазян Е.Б., Иневаткина С.Е., Одинокова Г.Ю.
В статье приведены результаты исследования, посвященного изучению структуры и содержания образа ребенка у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Необходимость данного исследования продиктована тем, что ситуация рождения ребенка с особыми потребностями, в том числе с синдромом Дауна, изменяет ситуацию детско-родительского взаимодействия, являющегося основным фактором благополучного развития ребенка.
Скачать PDF

Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л. С. Выготского к П. Я. Га

Карабанова Ольга Александровна
В статье представлена модель динамической структуры социальной ситуации развития ребенка. На основе учения об ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина обосновывается роль и место ориентирующего образа в структуре социальной ситуации развития, реализующего активно-действенное отношение ребенка к миру. Выделены виды ориентирующих образов, показана их возрастная специфика. Конкретизирован механизм развивающего эффекта зоны ближайшего развития.
Скачать PDF

Отношения ребенка с приемной матерью на этапе вхождения в приемную семью как психолого-педагогическа

Иванова М. В.
В статье рассматриваются основные проблемы внутрисемейных конфликтов ребенка и приемной матери. Представлена разработанная программа семейной поддержки детей, обращенная к опыту Детских деревень SOS. Обращено внимание на мало разработанную проблему реабилитации ребенка, лишенного родительского попечения, воспитывающегося в силу разных обстоятельств вне биологической семьи. Основная исследовательская задача состоит в выявлении противоречий и анализе эмоциональных состояний, формирующихся на начальных этапах построения взаимоотношений приемной матери, биологической матери и ребенка, либо способствующих, либо препятствующих процессу социализации ребенка в новых для него условиях, а также в поиске путей их преодоления.
Скачать PDF

Профессионально-педагогическое общение преподавателя современной высшей школы

Ларионова Марина Александровна
В статье рассматривается возможность повышения качества высшего профессионального образования за счет овладения вузовскими преподавателями приемами и методами субъектно-ориентированного профессионально-педагогического общения со студентами, коллегами и т. д. Приводятся данные изучения личностно-профессиональных особенностей преподавателей высшей школы.
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия комплексной работы с семьей и ребенком «Группы риска»

Баженов Вячеслав Григорьевич
В статье обоснованы основные направления деятельности субъектов профилактики детской безнадзорности и психолого-педагогические условия их взаимодействия в комплексной работе с семьей и ребенком «группы риска».
Скачать PDF

Психолого-педагогические аспекты формирования образа мира у ребенка-дошкольника

Корепанова Марина Васильевна
Рассматриваются проблемы формирования у дошкольника образа мира как целостного образования познавательной сферы личности. Подчеркивается, что образ мира существует и функционирует на трех уровнях сенсорно-перцептивном, интеллектуальном, личностном.There are considered the issues of formation of a pre-school childs world picture as an integral phenomenon of a cognitive personal sphere. There is marked out that world picture exists and functions at three stages sensory and perceptive, intellectual, personal.
Скачать PDF

Педагогическое обеспечение формирования социальной позиции у студентов, получающих музыкальное образ

Чекмарев Григорий Васильевич
В статье анализируются процессы педагогического обеспечения формирования социальной позиции студентов, получающих музыкальное образование. Обосновано содержание программы опытно-экспериментальной работы и сформулированы ее результаты. Предложен диагностический инструментарий успешности процесса педагогического обеспечения формирования социальной позиции студентов, получающих музыкальное образование.
Скачать PDF

Проблемы психолого-педагогического консультирования ребенка раннего возраста с задержанным темпом пс

Лихачева Елена Николаевна
В настоящее время отмечается рост числа детей с задержанным темпом психического развития. Задержка психического развития детей во всех формах может поддаваться психолого-педагогической коррекции в таких условиях, которые соответствуют состоянию ребенка. Фундаментальным условием является коррекция развития психолого-педагогическими средствами в период раннего развития. Задачи и направления работы определяются психофизиологическим нормативом ребенка раннего возраста и особенностями замедленного психического развития в раннем детстве.
Скачать PDF

Психолого - педагогические условия развития индивидуальности ребёнка на уроках музыки

Олефир Валентина Петровна
Работа посвящена эмпирическому исследованию влияния проблемно-направленного обучения на развитие музыкальных способностей и индивидуальности младших школьников. Особенностями предложенного нами подхода было применение методов проблемного обучения к урокам музыки. На каждом уроке, в зависимости от его цели, педагог может объединять детей по их темпераментам, типам музыкальных способностей, типам мышления. Выявлено, что предложенный метод позволяет каждому ребёнку продемонстрировать свои умения, быть включённым в ход урока, независимо от исходного уровня развития музыкальных способностей. Процесс обучения музыкально-творческой деятельности построен с учетом общепсихологических характеристик младших школьников (типа мышления; ведущей модальности, восприятия; типа темперамента). Обнаружено, что в результате применения данной программы произошло улучшение показателей музыкальности, дифференциация когнитивного стиля.
Скачать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи, принявшей на воспитание ребенка из учрежден

Захарова Жанна Анатольевна
В России с каждым годом растет число замещающих семей. Анализ опыта функционирования замещающих семей показал, что они обладают разным потенциалом: т.е. тем, от чего зависят возможности развивать и воспитывать приемного ребенка. Признавая важность замещающей семьи в становлении приемного ребенка, необходимо учитывать, проблемы с которыми они сталкиваются, оказавшись в новых для себя условиях воспитания. Следовательно, необходима продуманная система сопровождения замещающей семьи со стороны, как различных социальных институтов, так и отдельных специалистов.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая поддержка молодых родителей в преодолении страхов у ребенка

Пестерова В.В.
В статье представлены результаты пилотного исследования по проблеме помощи молодым родителям в преодолении страхов у ребенка. Обоснованы причины детских страхов, их разновидности. Предложена идея психолого-педагогической программы для родителей.
Скачать PDF

Педагогическая позиция родителя ребенка раннего возраста: ее содержание, динамика развития

Новикова Ольга Валерьевна, Романенко Валентина Алексеевна
Рассматриваются психологические проблемы социальной ситуации развития ребенка раннего возраста в контексте содержания детско-родительских отношений. Изменившаяся социальная ситуация развития современного ребенка является темой многих исследований сегодня. Сегодня мы видим детей, приходящих в группу детского сада (2-4 года), не имеющих навыков самообслуживания, коммуникации со сверстниками и взрослыми, навыков игровой деятельности. Одним словом, детей, которым не хватает личной (бытовой) и социальной компетентности. Причин может быть много, но одной из них мы видим неэффективность, несформированность актуальной для конкретного возрастного периода ребенка родительской позиции. При смене одного возрастного периода другим ребенок не просто растет, он меняет свое отношение к среде и свои отношения со средой, у него появляются новые задачи [2], [7], [3]. Соответственно, среда тоже должна вовремя измениться, чтобы создавать оптимальные условия для развития ребенка. Этой средой в раннем возрасте является взаимодействие со значимым взрослым, родителем. Слободчиков В.И. и Исаев Е.И. эту систему отношений обозначают термином «со-бытийная общность». Со-бытие это со-организованная, совместно распределенная деятельность взрослого и ребенка, актуальная в данный жизненный момент, создающая условия для дальнейшего движения вперед [5]. Если говорить о событийной общности родителя и ребенка раннего возраста, то со-бытие ребенка и взрослого в раннем возрасте это их совместная, со-организованная жизнедеятельность, опосредованная предметными действиями (действиями по логике предмета). Предметная деятельность в раннем возрасте закладывает основу для собственно игровой деятельности, которая будет актуальна в дошкольном детстве, определяет ее богатство, эмоциональную окраску, насыщенность, многообразие, сложность. Главная задача взрослого в раннем возрасте разделить эту радость познания с ребенком, поощрять его первые собственные достижения и помогать в неудачах, поддержать его внезапную активность, непоседливость и создать зону безопасности, чтобы ничто не мешало познавать и осваивать окружающую предметную действительность. Через предметную деятельность познается все: и свойства предметов, и взаимоотношения с близкими взрослыми, между взрослыми, а также возникает ощущение себя, переживание удачи («Я хороший я справился»), и, наоборот («Я плохой я не смог это сделать»). Новообразование данного возрастного периода «гордость за достижения» [4], [1]. Успешно разделяя деятельность со взрослым, со временем ребенок начинает стремиться к самостоятельному выполнению действий. Если взрослый «чувствует», предугадывает во времени эти изменения, происходящие в их психологическом пространстве (со-бытийной общности) с ребенком, он позволяет ребенку социализироваться, почувствовать себя 791 полноценным участником социума. А что же это за взрослый, который готов и умеет вовремя преобразовывать со-бытийную общность? Мы полагаем, что это взрослый, имеющий сформированную родительскую позицию, которую он актуализирует в конкретный возрастной период ребенка. Родительская позиция это сторона личностной позиции, это осознанная стратегия поведения, которая имеет свои цели и задачи, реализующие воспитание ребенка как деятельность. И эта деятельность непрерывна. Она позволяет удерживать сознание родителя непрерывно в событийной общности с ребенком. Слободчиков определяет четыре педагогических позиции Взрослого (родителя или другого близкого ребенку взрослого): Мудрец, Родитель, Умелец и Учитель. Эти педагогические позиции необходимы во всей своей полноте, но в определенные возрастные периоды развития ребенка на первый план выходят наиболее актуальные, наиболее значимые, из них. Так, в раннем возрасте, мы предполагаем, наиболее важна педагогическая позиция «Умелец». Более того, преобладание других позиций в раннем возрасте может свидетельствовать о неадекватности родительской позиции. В нашем исследовании мы полагаем, что педагогическая позиция родителя, ее особенности, проявляющиеся во взаимодействии с ребенком раннего возраста, определяет характеристики событийной общности как условия развития ребенка. Одна из задач состояла в том, чтобы разработать диагностический инструмент для измерения уровня сформированности педагогической позиции «Умелец» у родителя ребенка раннего возраста. Авторский опросник состоит из 28 утверждений; испытуемых просили отметить положительно те утверждения, с которыми они полностью согласны, и отрицательно, с которыми они не согласны. Все утверждения описывают возрастосообразные модели взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста. Например, такие утверждения, как: «Если ребенок пытается помогать в деле не по его возрасту, стараюсь переключать его внимание на что-нибудь другое»; «Когда я занимаюсь уборкой, ребенок занят игрушками или смотрит мультфильмы»; «Дома мы много вырезаем, лепим, раскрашиваем» и т.д. В опроснике присутствуют прямые и обратные утверждения. Выборка состояла из 54 родителей детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста (от 1,7 года до 3,8 лет). Все родители, участвующие в опросе матери. Среднегрупповое значение сформированности родительской позиции «Умелец» в выборке составило 11,63 баллов при максимуме 28 баллов. При группировке испытуемых по возрастам, у нас получилось три подгруппы: от 1 до 2 лет 9,6 баллов; от 2 до 3 лет 11,41 баллов; от 3 до 4 лет 11,65 баллов. Таким образом, мы наблюдаем в целом по выборке, преобладание низких и средних значений сформированности у родителей позиции «Умельца». Наблюдается тенденция небольшого увеличения значений «Умельца» по мере взросления ребенка. Чем старше ребенок, тем выше «Умелец». Высокие значения встречаются в группе испытуемых старше 3 лет. Различия между подгруппами статистически не значимы. Это может свидетельствовать о том, что чем старше ребенок, тем вероятней, что родитель будет рассматривать его в качестве партнера по совместной, предметной деятельности. Более младших детей родители склонны рассматривать как незрелых, маленьких, неспособных к взрослым делам. Но так как раз ранний возраст от 1 до 3х является как раз периодом активной предметной деятельности ребенка и формирования основ его личностной и социальной компетентности, то мы можем говорить о проявлении феномена запаздывания родителей в преобразовании их взаимодействия с ребенком. Налицо предполагаемый нами феномен запаздывания родителей в преобразовании событийной общности с ребенком, родительская слепота к изменившимся возможностям, потребностям и задачам развития ребенка. 792 Безусловно, необходима дальнейшая разработка данной проблемы, исследование структуры личности родителя, его ценностей, определяющих его педагогическую позицию и пути и возможности ее преобразования.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: