Педагогическое общение: гибкость

Найдено 1 определение:

Педагогическое общение: гибкость

сложное многомерное психическое образование, обусловливающие способность учителя легко отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов поведения, приемов мышления и эмоционального реагирования и вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при неизменных принципах и нравственных основаниях жизнедеятельности. Сочетает в себе содержательные и динамические характеристики. Гибкость как интегральная характеристика личности педагога обеспечивает ему возможность успешного разрешения широкого спектра профессиональных проблем, в т. ч. проблем во взаимодействии и Пед. О. Структура пед. гибкости включает 3 ее вида: эмоциональную, интеллектуальную, поведенческую. Пед. гибкость вне зависимости от вида представляет собой гармоничное сочетание 2 психол. характеристик, одна из к-рых обеспечивает стабильность, устойчивость системы, вторая - наоборот, ее изменчивость, спонтанность. Эмоциональная гибкость - оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости) и эмоциональной устойчивости учителя. Осн. факторы развития эмоциональной гибкости учителя представляют собой сочетание личностных качеств, объединенных в блоки: эмоциональная устойчивость (удовлетворенность жизнью, отсутствие склонности к переживанию страха; отсутствие склонности к переживанию гнева; парциальная эмоциональная устойчивость), позитивная эмоциональная экспрессивность (склонность к переживанию радости, сенситивность к себе, спонтанность проявления своих состояний). Психол. условием развития эмоциональной гибкости является осознание учителем роли и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, О., психич. и физич. здоровья и учителя, и учеников. Ее динамика определяется гармонизацией и усложнением аффективных проявлений педагога: способностью «оживлять» подлинные эмоции в многократно повторяющемся учебно-воспитательном процессе, вызывать положительные эмоции и контролировать отрицательные, т. е. проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество. Интеллектуальная гибкость - инвариантная личностная характеристика, представляющая собой оптимальное сочетание интеллектуальной вариативности и интеллектуальной стабильности. Интеллектуальная вариативность обеспечивает многообразие идей, легкость перехода от одного класса явлений к другому (социальная смелость, активность, склонность к экспериментированию, поиску, исследовательской деятельности); интеллектуальная стабильность обеспечивает устойчивость проявляемых признаков (автономность, способность иметь собственное мнение, независимость от группы, устойчивые познавательные потребности, наличие ценностей, присущих самоактуализирующейся личности). Психол. условием развития интеллектуальной гибкости является повышение уровня самосознания учителя, гл. о., его когнитивного компонента - самопознания. Поведенческая гибкость является характеристикой личности учителя, представляющей сочетание индивидуальных паттернов поведения и вариативных способов ролевого взаимодействия. Психол. условием развития поведенческой гибкости является повышение уровня поведенческого компонента самосознания - возможностей саморегуляции, а организационно-пед. условием - специально разработанный психол. тренинг. Лит.: Митина Л. М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. М., 1992; Она же. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996 ; Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М., 2001; Митина Л. М., Ефимова Н. С. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М., 2003; Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. Учеб. пособие. М., 2004. Л. М. Митина
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Профессионально-педагогическое общение преподавателя современной высшей школы

Ларионова Марина Александровна
В статье рассматривается возможность повышения качества высшего профессионального образования за счет овладения вузовскими преподавателями приемами и методами субъектно-ориентированного профессиональн
Читать PDF

Педагогическое общение преподавателя

Шарухин Анатолий Петрович, Ермолов Евгений Михайлович
В статье рассматриваются вопросы сущности, структуры и технологий педагогического общения преподавателя учебного заведения.
Читать PDF

Педагогическое общение преподавателя

Шарухин Анатолий Петрович, Ермолов Евгений Михайлович
В статье рассматриваются вопросы сущности, структуры и технологий педагогического общения преподавателя учебного заведения.
Читать PDF

Технология модерации - инструмент мягкого педагогического управления развивающим досуговым общением

Степанова Татьяна Павловна
В статье рассматривается сущность технологии модерации, особенности ее системного, теоретико-эмпирического проектирования.
Читать PDF

Технология модерации - инструмент мягкого педагогического управления развивающим досуговым общением

Степанова Татьяна Павловна
В статье рассматривается сущность технологии модерации, особенности ее системного, теоретико-эмпирического проектирования.
Читать PDF

Педагогическое общение и его принципы

Мишина О.А.
Проблемы педагогического общения составляют основу про-фессиональной деятельности вузовского преподавателя. Оно имеет свои особенности, знание которых способствует продуктивной пе-дагогической работе.
Читать PDF

Психолого-педагогические основания построения технологии формирования гибкости мышления детей

Ермакова Елена Сергеевна
В статье обсуждается понимание гибкости мышления, анализируются закономерности её развития в детстве, представлена структура технологии формирования гибкости мышления детей.
Читать PDF

Психолого-педагогические основания построения технологии формирования гибкости мышления детей

Ермакова Елена Сергеевна
В статье обсуждается понимание гибкости мышления, анализируются закономерности её развития в детстве, представлена структура технологии формирования гибкости мышления детей.
Читать PDF

Педагогическое общение на уроке иностранного языка и автономность обучаемого

Шамонина Г. Н.
Статья посвящена педагогическому общению в обучении и воспитании как инструменту воздействия на личность обучаемого.
Читать PDF

Педагогическое общение на уроке иностранного языка и автономность обучаемого

Шамонина Г. Н.
Статья посвящена педагогическому общению в обучении и воспитании как инструменту воздействия на личность обучаемого.
Читать PDF

Коммуникативная активность человека: общение с другими людьми и с собой

Васюра С. А.
Рассматриваются вопросы психологии коммуникативной активности человека: понятие, подходы к изучению, формы проявления. Уделяется внимание феномену общения человека с самим собой.
Читать PDF

Библиотечное общение в ракурсе мыслительной деятельности библиотекаря

Езова Светлана Андреевна
Делаются попытки раскрыть значимость различных видов мышления в осознании библиотекарями смысла библиотечного общения.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: