последствие недостаточного внимания к воспитанию ребенка со стороны родителей или других лиц, ответственных за воспитание. Проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений, этической и социальной неразвитости личности и в связанных с этим личностных отклонениях, когда примитивные влечения играют господствующую роль, а сдерживающие тенденции им уступают.
Педагогическая запущенность является благоприятной почвой для злоупотребления наркотиками и другими одурманивающими веществами в подростковом возрасте.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ
Педагогическая запущенность
Источник: Наркотики и наркомания. Энциклопедический словарь. 2014 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ
отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками обучения и воспитания; причинами П. з. могут быть: отсутствие должного воспитания в семье, частая смена учебно-воспитательных учреждений, недостаточное внимание педагогов к отстающему ребенку, частые болезни и пропуски занятий, безнадзорность и др.; П. з. может также возникнуть вследствие замедленного развития ребенка, поскольку он оказывается не готовым к школьному обучению, и без применения коррекционно-педагогических мероприятий становится в процесс обучения педагогически запущенным
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
– устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания. Как правило, к педагогически запущенным относят детей, не страдающих аномалиями развития, но не обладающих знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности (нередко, однако, эти знания могут быть ребенком усвоены, но не включены им в систему нравственных убеждений, а потому они не оказывают регулирующего влияния на поведение).
Педагогически запущенных детей нередко называют трудными. Но это определение скорее относится не к самим детям, а к условиям, в которых они воспитываются.
В ряде случаев З. п. приводит к значительному отставанию в психическом и физическом развитии. Некоторые педагогически запущенные дети своим поведением напоминают аномальных детей. Поэтому необходимо квалифицированное отличение З. п. от нарушений в эмоциональной сфере, а также от ЗПР. Школьная неуспеваемость, обычно сопутствующая З. п., часто не имеет в своей основе нарушений интеллекта; но и в этом случае необходим квалифицированный диагноз специалистадефектолога.
У аномальных детей З. п. является следствием недостатков в коррекционновоспитательной работе. З. п. аномальных детей носит особенно тяжелый характер, т. к. у них вследствие дефекта снижена возможность восприятия педагогических воздействий. Отклонения у аномальных детей (ошибочные представления, вредные привычки, отрицательные черты поведения и т. п.) приобретают стойкий характер и нелегко преодолеваются даже после создания благоприятных условий.
З. п. может встречаться и в учреждениях интернатного типа, в которых у детей иногда наблюдается снижение восприимчивости к педагогическим воздействиям. Своевременное распознавание 3. п. и активизация специальной педагогической работы с аномальными детьми способствуют успешному преодолению данных отклонений.
Педагогически запущенных детей нередко называют трудными. Но это определение скорее относится не к самим детям, а к условиям, в которых они воспитываются.
В ряде случаев З. п. приводит к значительному отставанию в психическом и физическом развитии. Некоторые педагогически запущенные дети своим поведением напоминают аномальных детей. Поэтому необходимо квалифицированное отличение З. п. от нарушений в эмоциональной сфере, а также от ЗПР. Школьная неуспеваемость, обычно сопутствующая З. п., часто не имеет в своей основе нарушений интеллекта; но и в этом случае необходим квалифицированный диагноз специалистадефектолога.
У аномальных детей З. п. является следствием недостатков в коррекционновоспитательной работе. З. п. аномальных детей носит особенно тяжелый характер, т. к. у них вследствие дефекта снижена возможность восприятия педагогических воздействий. Отклонения у аномальных детей (ошибочные представления, вредные привычки, отрицательные черты поведения и т. п.) приобретают стойкий характер и нелегко преодолеваются даже после создания благоприятных условий.
З. п. может встречаться и в учреждениях интернатного типа, в которых у детей иногда наблюдается снижение восприимчивости к педагогическим воздействиям. Своевременное распознавание 3. п. и активизация специальной педагогической работы с аномальными детьми способствуют успешному преодолению данных отклонений.
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005