ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ
ПЕДАГАГІЧНАЯ САЦЫЯЛЬНАЯ ПЕРЦЭПЦЫЯ / PEDAGOGICAL SOCIAL PERCEPTION– способность педагога отображать внутренний мир детей (чувства, переживания, мысли), взглянуть на ситуацию с их точки зрения, предвидеть трудности учащихся, их восприятие различных ситуаций. В основе П. с. п. также лежат следующие механизмы: проецирование, децентрация, идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипизация. Проецирование есть неосознаваемая склонность приписывать другим свои собственные переживания, мотивы и качества. Учителя в школе часто приписывают ученикам свои эмоциональные переживания по поводу протекания занятий, но различия в возрастном и социальном статусе и ролевых позициях учеников и педагогов могут нивелировать действие механизма проецирования. Децентрация есть способность отойти от собственной эгоцентрической позиции и воспринять чужую, основывается на специальных рефлексивно-перцептивных способностях. Она отличает педагогов высокого профессионального уровня и способствует адекватному познанию личности ребенка. Идентификация– неосознанное отождествление себя с другим человеком или сознательная мысленная постановка себя на место другого. Эмпатия предполагает стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, постичь его эмоциональное состояние в форме сопереживания. Способность к эмпатии имеет три уровня развития. Первый, низший, уровень характеризуется тем, что педагог нечувствителен к эмоциональному состоянию, переживаниям и ходу мыслей учащихся. На втором уровне по ходу общения у педагогов возникают отрывочные представления о детских переживаниях. И только третий, высший, уровень отличает тех учителей, которые сразу могут войти в состояние других в отдельных ситуациях и на протяжении всего процесса взаимодействия. Это позволяет им оперативно менять и общение, и деятельность на занятиях. Эмпатия позволяет педагогу выбирать оптимальные способы взаимодействия, дает возможность заслужить авторитет и установить положительные взаимоотношения с детьми. Рефлексия– осознание того, как человек воспринимается партнерами по общению. В образовательном процессе для педагога очень важно понимать то, как его видят ученики, как характеризуют, как отражают его внутренний мир. Кроме того, рефлексивные действия способствуют саморазвитию, самовоспитанию, что положительно сказывается на продуктивности педагогической деятельности. Стереотипизация состоит в том, что под влиянием взаимодействия с миром у человека складываются определенные образцы, на основе которых оцениваются окружающие. В образовательной среде существует множество стереотипов, которые касаются и учебно-воспитательного процесса («эталонный ответ»), и учащихся («умница», «середнячок», «бездарь», «трудный ребенок»). П. с. п. имеет два уровня: когнитивный (познавательный)– основан на способности видеть других людей, распознавать их состояние по мимике, выражению глаз, темпу, содержанию и количеству действий; эмоциональный– связан со способностью сопереживать и сочувствовать (эмпатией) и становиться на уровень развития собеседника, чтобы понимать его состояние (конгруэнтностью). Основывается П. с. п. на рефлексивно-перцептивных способностях (Я. Л. Коломинский, Н. В. Кузьмина ), которые отражают возможность объективной интерпретации субъект-субъектных отношений в педагогическом взаимодействии и связаны со специфической чувствительностью педагога к собственной личности и личности учащегося. На их основе развиваются соответствующие умения и навыки, образующие органичный комплекс: перцептивные, рефлексивные и интеллектуальные. Развитые перцептивные навыки педагога отражаются в объективной оценке личности ребенка, независимо от успеваемости и поведения, на основе анализа разных поступков в определенных жизненных ситуациях. Основывается такая оценка не только на опыте, но и на теоретических психологических знаниях. В П. с. п. существуют эффекты, которые мешают адекватному восприятию учеников (ореола, первичности, новизны, проецирования, атрибутирования, стереотипизации). Изучение П. с. п. проводится в основном с помощью методов экспертных оценок, приписывания характеристик, семантического дифференциала. О. Г. Ксенда