ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭМПАТИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭМПАТИЯ
ПЕДАГАГІЧНАЯ ЭМПАТЫЯ / PEDAGOGICAL EM PATHY– элемент целостной структуры личности, системное образование, включающее отражение эмоционального состояния другого человека (когнитивный компонент), сопереживание или сочувствие, испытываемое субъектом эмпатии в отношении к другому лицу (эмоциональный компонент), активное помогающее поведение субъекта (поведенческий компонент). Эмпатия предполагает стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, постичь его эмоциональное состояние в форме сопереживания. Способность к эмпатии имеет три уровня развития. Первый, низший, уровень характеризуется тем, что педагог нечувствителен к эмоциональному состоянию, переживаниям и ходу мыслей учащихся. На втором уровне по ходу общения у педагогов возникают отрывочные представления о детских переживаниях. И только третий, высший, уровень отличает тех учителей, которые сразу могут войти в состояние других в отдельных ситуациях и на протяжении всего процесса взаимодействия. Это позволяет им оперативно менять и общение, и деятельность на занятиях. Эмпатия позволяет педагогу выбирать оптимальные способы взаимодействия, дает возможность заслужить авторитет и установить положительные взаимоотношения с детьми с учетом психических состояний, эмоций, чувств, переживаний учащихся. Для диагностики используют методику «Оценка способности педагога к эмпатии», разработанную И. М. Юсуповым. О. Г. Ксенда