воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования (И.А. Зимняя).
Педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность
Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЕДАГАГІЧНАЯ ДЗЕЙНАСЦЬ / PEDA GOGICAL ACTIVITY– воспитывающее и обучающее воздействие педагога на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Известный исследователь психологии труда учителя Н. В. Кузьмина построила целостную теоретическую систему его деятельности, в которой выделила пять структурных элементов (цели, учебная информация, средства коммуникации, учащиеся, педагоги) и пять функциональных элементов (исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский). Последние положены автором в основу классификации педагогических способностей. П. д. отличается от других рядом особенностей (С. В. Кондратьева): большая общественная значимость труда, перспективная направленность деятельности, удаленность во времени, значимость личности учителя, высокий уровень занятости, творческий характер, необходимость непрерывного образования, коллективный характер педагогического труда. В процессе воспитания и обучения работают многие нерегулируемые факторы (окружающая социальная и природная среда, наследственные данные человека, средства массовой информации, экономические отношения в стране). Эта многофакторность влияния на индивида нередко приводит к тому, что результат труда педагога значительно расходится с намеченной целью. П. д. полифункциональна и включает множество разных видов (развивающая, обучающая и воспитательная деятельности как основополагающие для педагогической профессии; управленческая и организационная работа; диагностическая, коррекционная и консультационная практика; рефлексивная деятельность– анализ и обобщение опыта). В процессе П. д. осуществляются следующие функции: целеполагающие (ориентационная, развивающая, мобилизующая, информационная) и организационно-структурные (конструктивная, организаторская, коммуникативная, исследовательская). На основе анализа осуществляемых функций выделяются рефлексивно-перцептивные, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические педагогические умения. П. д. полимотивирована: учитель может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и материальное поощрение и др.). К социально ценным мотивам П. д. относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми, осознание высокой миссии учителя, любовь к детям. П. д. многопланова, отсюда и множество стилей, характеризующих ее. Индивидуальный стиль П. д. понимается как характерная для каждого учителя система навыков, методов, приемов, способов решения задач в процессе работы (А. К. Маркова ). Стили П. д. разделены на четыре вида: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методический. В реальном образовательном процессе педагоги используют различные стили, меняя их в зависимости от обстоятельств. Однако в целом какой-либо один стиль превалирует и связан с определенной направленностью и системой ценностей. Индивидуальный стиль деятельности выполняет еще и компенсаторную функцию, помогая индивидуальности учителя наиболее эффективно приспособиться к требованиям образовательной среды. О. Г. Ксенда