Педагогическая деятельность

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Педагогическая деятельность
воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования (И.А. Зимняя).

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЕДАГАГІЧНАЯ ДЗЕЙНАСЦЬ / PEDA GOGICAL ACTIVITY– воспитывающее и обучающее воздействие педагога на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Известный исследователь психологии труда учителя Н. В. Кузьмина построила целостную теоретическую систему его деятельности, в которой выделила пять структурных элементов (цели, учебная информация, средства коммуникации, учащиеся, педагоги) и пять функциональных элементов (исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский). Последние положены автором в основу классификации педагогических способностей. П. д. отличается от других рядом особенностей (С. В. Кондратьева): большая общественная значимость труда, перспективная направленность деятельности, удаленность во времени, значимость личности учителя, высокий уровень занятости, творческий характер, необходимость непрерывного образования, коллективный характер педагогического труда. В процессе воспитания и обучения работают многие нерегулируемые факторы (окружающая социальная и природная среда, наследственные данные человека, средства массовой информации, экономические отношения в стране). Эта многофакторность влияния на индивида нередко приводит к тому, что результат труда педагога значительно расходится с намеченной целью. П. д. полифункциональна и включает множество разных видов (развивающая, обучающая и воспитательная деятельности как основополагающие для педагогической профессии; управленческая и организационная работа; диагностическая, коррекционная и консультационная практика; рефлексивная деятельность– анализ и обобщение опыта). В процессе П. д. осуществляются следующие функции: целеполагающие (ориентационная, развивающая, мобилизующая, информационная) и организационно-структурные (конструктивная, организаторская, коммуникативная, исследовательская). На основе анализа осуществляемых функций выделяются рефлексивно-перцептивные, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические педагогические умения. П. д. полимотивирована: учитель может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и материальное поощрение и др.). К социально ценным мотивам П. д. относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми, осознание высокой миссии учителя, любовь к детям. П. д. многопланова, отсюда и множество стилей, характеризующих ее. Индивидуальный стиль П. д. понимается как характерная для каждого учителя система навыков, методов, приемов, способов решения задач в процессе работы (А. К. Маркова ). Стили П. д. разделены на четыре вида: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методический. В реальном образовательном процессе педагоги используют различные стили, меняя их в зависимости от обстоятельств. Однако в целом какой-либо один стиль превалирует и связан с определенной направленностью и системой ценностей. Индивидуальный стиль деятельности выполняет еще и компенсаторную функцию, помогая индивидуальности учителя наиболее эффективно приспособиться к требованиям образовательной среды. О. Г. Ксенда

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
248.31 кб

Мотивация педагогической деятельности

Корзенко Наталья Ивановна, Тимофеенко Марина Сергеевна
Представлено несколько аспектов, отражающих как личные, так и профессиональные качества преподавателя. Также рассматривается особенность выбора именно педагогического направления деятельности.
Читать PDF
148.59 кб

Структура педагогической деятельности

Новиков Александр Михайлович
В предыдущей статье данного цикла (журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №4) была рассмотрена образовательная деятельность обучающегося.
Читать PDF
1.08 мб

Мотивация педагогической деятельности

Рысева Анастасия Сергеевна, Антропова Ирина Юрьевна, Товмасян Сюзи Суреновна
В современных условиях мотивация педагогической деятельности является одной из проблем образования.
Читать PDF
162.34 кб

Педагогическая деятельность Хораса Манна

Игнатенко М. Н.
Рассматривается малоизвестное в российской науке педагогическое наследие выдающегося американского педагога и подвижника просвещения Хораса Манна, внесшего значительный теоретический вклад в обоснование принципов демократической и
Читать PDF
134.52 кб

Педагогическая деятельность С. Бикбулатова

Марданшин М. М.
Читать PDF
106.46 кб

Генезис функций педагогической деятельности

Рыхлова Наталья Николаевна
Рассматривается генезис функций педагогической деятельности, выделяются социальные, нравственные и религиозные факторы, влияющие на данный процесс.
Читать PDF
168.52 кб

Функции юмора в педагогической деятельности

Сергеева Ольга Александровна
Читать PDF
59.47 кб

Педагогическая деятельность как доброделание

Малашкина Е. С.
В статье тезисно обозначена проблема введения понятия доброделания в психологию развития образования.
Читать PDF
404.30 кб

Сопровождение как педагогическая деятельность

Яковлева Надежда Олеговна
Рассматривается проблема педагогического сопровождения: анализируется его сущность, значение, область применимости, формулируются проблемы, связанные с его использованием в условиях современного образования.
Читать PDF
245.68 кб

Предмет социально-педагогической деятельности

Рожков Михаил Иосифович
Читать PDF
194.97 кб

Педагогическая деятельность Н. И. Лобачевского

Кандауров И. Н.
В статье представлен педагогический аспект деятельности Н. И.
Читать PDF
604.03 кб

Самоактуализация в педагогической деятельности

Колпакова Анна Николаевна
В статье рассматриваются основные теоретические и методические предпосылки формирования самоактуализирующейся личности в образовательном процессе.
Читать PDF
1.29 мб

Учитель как субъект педагогической деятельности

Бахрамова Гульмира Абдурасуловна, Арзымбетова Шолпан Жаксылыковна, Алимова Кунзуз Шайыповна, Естаева Алия Онласбековна
В статье личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры училя раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта.
Читать PDF
1.28 мб

Педагогическая деятельность Н. В. Склифосовского

Решетова П.С., Семенов П.А.
В статье освещается хронологическое становление педагогической деятельности Н.В. Склифосовского, а также достижения и новаторский подход в области хирургии.
Читать PDF
664.81 кб

Эффективность педагогической деятельности в вузе

Плотникова Н. А., Пичугина Ирина Викторовна
Рассматриваются особенности педагогической деятельности, осуществлен подробный анализ существующих подходов к педагогической деятельности; определены критерии эффективности педагогической деятельности; осуществлен анализ исследова