ПЕД(И) это что такое ПЕД(И): определение — Психология.НЭС
ПЕВНИЦКИЙ Алексей Александрович ПЕД- , ПЕДО

ПЕД

Найдено 1 определение:

ПЕД(И)

Составная часть слова, означающая ногу.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Найдено рефератов по теме ПЕД — 0

Найдено научных статей по теме — 12

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТОВ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШ

Вершинина Т.С., Кузнецов А.А.
В статье рассматриваются проблемы стрессоустойчивости как детерминированного профессионально значимого качества курсанта высшей школы МЧС. На основе существующей методологической базы по исследованию стрессоустойчивости у представителей экстремальных профессий разработана программа исследования этого качества у курсантов высшей школы МЧС. В представленной статье освещаются выбранные в соответствии с программой методы исследования стрессоустойчивости, склонности к риску и уровни агрессивности, а также описывается группа испытуемых. По результатам исследования на начальном этапе была разработана программа формирования стрессоустойчивости с применением тренинговых занятий. В статье также приводятся результаты, полученные в процессе лонгитюдного наблюдения динамики изменения свойств личности курсантов высшей школы МЧС как представителей экстремальной профессии. Приводятся рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению курсантов в ходе профессиональной подготовки и формированию у них стрессоустойчивости. Комплекс методов, использованных в исследовании, может быть применен в образовательных учреждениях силовых ведомств. Приведенные в статье результаты и описание методов сопровождения процесса обучения могут быть полезны при подготовке специалистов экстремальных профессий. Они могут быть расширены и дополнены в соответствии со спецификой конкретных образовательных учреждений и направлений подготовки.
Скачать PDF

Педагогическое содействие самореализации баскетболистов подросткового возраста в спортивной деятельн

Данькова Александра Юрьевна
В статье рассматривается процесс самореализации подростков в спортивной деятельности, в которой обосновывается необходимость поддержки спортсмена педагогом с помощью программы педагогического содействия самореализации баскетболистов в спортивной деятельности.
Скачать PDF

Педагогічне спілкування у вищому навчальному закладі як соціально-психологічна взаємодія

Юлія Сівко
У статті розкривається педагогічне спілкування як складний багаторівневий процес у ВНЗ. За його допомогою здійснюється вплив викладача на особистість студента з метою забезпечення не пише передання інформації під час заняття, а й отримання зворотного зв'язку, що є основою ефективної взаємодії.
Скачать PDF

Педология

Ковалева Антонина Ивановна, Степанова Мария Анатольевна
В статье, подготовленной к электронной энциклопедии «Социология молодежи», показаны основные черты и особенности педологии как комплексной науки о детях. Возникшая на рубеже XIX и ХХ вв. наука оказалась наиболее соответствующей задаче создания единой науки о человеке, однако ей не удалось избежать неопределенности в определении предмета исследований, неверной оценки тестирования, приписывания новой науке особых признаков обобщающей исследовательской дисциплины. Все это определило критическое отношение к педологии в СССР и ее запрет в 1936 г. В 1990-х годах в России вновь возникает интерес к педологии, но без ее извращений, характерных для 1930-х годов.
Скачать PDF

Педагогические аспекты рассмотрения кризисов возрастного развития дошкольного детства

С. А. Сидоренко
Скачать PDF

Педагогические способности и их взаимосвязь с деятельностью

Вяткина Лада Брониславовна, Богданов Сергей Анатольевич
В статье дается анализ теоретических основ проблем развития, формирования и проявления педагогических способностей в деятельности. Выделяются компоненты общепедагогических и предметных способностей, что связано со спецификой деятельности. Приводятся результаты исследования, полученные методами статистики. Сравнительный анализ позволил выявить сходства и различия в проявлении компонентов педагогических способностей, психодинамических и личностных свойств воспитателей в зависимости от стажа педагогической деятельности. Корреляционный анализ показал особенности взаимодействия показателей в различных группах.
Скачать PDF

Педагогическое управление экспектациями специалиста физической культуры

Жабаков В.Е.
В статье рассматривается процесс педагогического управления экспектациями как мотивационными качествами личности. Профессиональные ожидания наполнены ценностным содержанием, которое придает ей смысл. Взаимодействие субъектных смыслов и ценностных ориентиров педагогической деятельности рождает качество «субъектности», проявляющееся в личностном выборе. В результате контент-анализа лексических единиц экспектаций испытуемых, выделенных по методике «Незаконченные предложения», исследованы единицы, отражающие положительную модальность экспектаций (36,5% от общей дисперсии), отрицательную модальность экспектаций (17,8% от общей дисперсии), нейтральную модальность ожиданий (5,8% от общей дисперсии). Выявлены и подтверждены статистически различия в частотности употребления единиц категории модальность экспектаций в группах испытуемых с различным стилем учебной деятельности, а ожидания от межличностных отношений преподавателя и студентов связаны с такими экспектациями, как готовность помогать окружающим, развитое чувством ответственности, уверенность, независимость в поведении, реалистичность базы суждений и поступков, чувство ответственности. Таким образом, ожидания связаны с представлениями студентов о будущей профессии, формируя образ желаемого будущего через контекст восприятия реальности.
Скачать PDF

Педология в России: историческая судьба и упущенные возможности (социально-философский аспект)

Шалаева Светлана Леонидовна
В статье рассматриваются истоки возникновения педологии, описывается непростая и непродолжительная история ее становления в России, а также анализируются причины, которые привели к официальному ее запрету. С социально-философских позиций анализируются место и роль педологии в системе воспитания в современном обществе.
Скачать PDF

Педагогическая адаптация как фактор формирования профессионально-прикладных навыков в процессе физич

Кузнецов Б.В., Усков В.М., Шуткин С.Н.
Скачать PDF

Педагог-психолог в дошкольном учреждении

Коломинский Яков Львович
Дошкольное детство играет важную роль в развитии человека. Часто подчеркивается, что это стартовая площадка, с которой начинается жизненный путь личности. Если на этом этапе ошибиться, допустить неточность в расчетах и действиях тех, от кого зависят «параметры запуска» родители, воспитатели, психологи, «ракета» человеческой судьбы помчится по другой, неожиданной, а порой и нежелательной орбите. Помните, у А. Вознесенского: «Судьба, как ракета, летит по параболе. Порою, во мраке, но чаще по радуге». Итак, все начинается с детства. Оно во многом определяет «взрослую» жизнь человека. Но мы хотим обратить внимание на другую грань детства. На самобытность, самоценность «счастливой невозвратимой поры детства» (Л. Толстой). Ребенок не просто готовится к будущей жизни. Он живет «здесь и сейчас». От нас, взрослых. «специалистов по детству», зависит не только будущая судьба человека, но и его сегодняшняя радость бытия, открытий, общения и творчества. Особенно велико значение детских психологов генеральных конструкторов детского развития.
Скачать PDF

Педагогическая позиция родителя ребенка раннего возраста: ее содержание, динамика развития

Новикова Ольга Валерьевна, Романенко Валентина Алексеевна
Рассматриваются психологические проблемы социальной ситуации развития ребенка раннего возраста в контексте содержания детско-родительских отношений. Изменившаяся социальная ситуация развития современного ребенка является темой многих исследований сегодня. Сегодня мы видим детей, приходящих в группу детского сада (2-4 года), не имеющих навыков самообслуживания, коммуникации со сверстниками и взрослыми, навыков игровой деятельности. Одним словом, детей, которым не хватает личной (бытовой) и социальной компетентности. Причин может быть много, но одной из них мы видим неэффективность, несформированность актуальной для конкретного возрастного периода ребенка родительской позиции. При смене одного возрастного периода другим ребенок не просто растет, он меняет свое отношение к среде и свои отношения со средой, у него появляются новые задачи [2], [7], [3]. Соответственно, среда тоже должна вовремя измениться, чтобы создавать оптимальные условия для развития ребенка. Этой средой в раннем возрасте является взаимодействие со значимым взрослым, родителем. Слободчиков В.И. и Исаев Е.И. эту систему отношений обозначают термином «со-бытийная общность». Со-бытие это со-организованная, совместно распределенная деятельность взрослого и ребенка, актуальная в данный жизненный момент, создающая условия для дальнейшего движения вперед [5]. Если говорить о событийной общности родителя и ребенка раннего возраста, то со-бытие ребенка и взрослого в раннем возрасте это их совместная, со-организованная жизнедеятельность, опосредованная предметными действиями (действиями по логике предмета). Предметная деятельность в раннем возрасте закладывает основу для собственно игровой деятельности, которая будет актуальна в дошкольном детстве, определяет ее богатство, эмоциональную окраску, насыщенность, многообразие, сложность. Главная задача взрослого в раннем возрасте разделить эту радость познания с ребенком, поощрять его первые собственные достижения и помогать в неудачах, поддержать его внезапную активность, непоседливость и создать зону безопасности, чтобы ничто не мешало познавать и осваивать окружающую предметную действительность. Через предметную деятельность познается все: и свойства предметов, и взаимоотношения с близкими взрослыми, между взрослыми, а также возникает ощущение себя, переживание удачи («Я хороший я справился»), и, наоборот («Я плохой я не смог это сделать»). Новообразование данного возрастного периода «гордость за достижения» [4], [1]. Успешно разделяя деятельность со взрослым, со временем ребенок начинает стремиться к самостоятельному выполнению действий. Если взрослый «чувствует», предугадывает во времени эти изменения, происходящие в их психологическом пространстве (со-бытийной общности) с ребенком, он позволяет ребенку социализироваться, почувствовать себя 791 полноценным участником социума. А что же это за взрослый, который готов и умеет вовремя преобразовывать со-бытийную общность? Мы полагаем, что это взрослый, имеющий сформированную родительскую позицию, которую он актуализирует в конкретный возрастной период ребенка. Родительская позиция это сторона личностной позиции, это осознанная стратегия поведения, которая имеет свои цели и задачи, реализующие воспитание ребенка как деятельность. И эта деятельность непрерывна. Она позволяет удерживать сознание родителя непрерывно в событийной общности с ребенком. Слободчиков определяет четыре педагогических позиции Взрослого (родителя или другого близкого ребенку взрослого): Мудрец, Родитель, Умелец и Учитель. Эти педагогические позиции необходимы во всей своей полноте, но в определенные возрастные периоды развития ребенка на первый план выходят наиболее актуальные, наиболее значимые, из них. Так, в раннем возрасте, мы предполагаем, наиболее важна педагогическая позиция «Умелец». Более того, преобладание других позиций в раннем возрасте может свидетельствовать о неадекватности родительской позиции. В нашем исследовании мы полагаем, что педагогическая позиция родителя, ее особенности, проявляющиеся во взаимодействии с ребенком раннего возраста, определяет характеристики событийной общности как условия развития ребенка. Одна из задач состояла в том, чтобы разработать диагностический инструмент для измерения уровня сформированности педагогической позиции «Умелец» у родителя ребенка раннего возраста. Авторский опросник состоит из 28 утверждений; испытуемых просили отметить положительно те утверждения, с которыми они полностью согласны, и отрицательно, с которыми они не согласны. Все утверждения описывают возрастосообразные модели взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста. Например, такие утверждения, как: «Если ребенок пытается помогать в деле не по его возрасту, стараюсь переключать его внимание на что-нибудь другое»; «Когда я занимаюсь уборкой, ребенок занят игрушками или смотрит мультфильмы»; «Дома мы много вырезаем, лепим, раскрашиваем» и т.д. В опроснике присутствуют прямые и обратные утверждения. Выборка состояла из 54 родителей детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста (от 1,7 года до 3,8 лет). Все родители, участвующие в опросе матери. Среднегрупповое значение сформированности родительской позиции «Умелец» в выборке составило 11,63 баллов при максимуме 28 баллов. При группировке испытуемых по возрастам, у нас получилось три подгруппы: от 1 до 2 лет 9,6 баллов; от 2 до 3 лет 11,41 баллов; от 3 до 4 лет 11,65 баллов. Таким образом, мы наблюдаем в целом по выборке, преобладание низких и средних значений сформированности у родителей позиции «Умельца». Наблюдается тенденция небольшого увеличения значений «Умельца» по мере взросления ребенка. Чем старше ребенок, тем выше «Умелец». Высокие значения встречаются в группе испытуемых старше 3 лет. Различия между подгруппами статистически не значимы. Это может свидетельствовать о том, что чем старше ребенок, тем вероятней, что родитель будет рассматривать его в качестве партнера по совместной, предметной деятельности. Более младших детей родители склонны рассматривать как незрелых, маленьких, неспособных к взрослым делам. Но так как раз ранний возраст от 1 до 3х является как раз периодом активной предметной деятельности ребенка и формирования основ его личностной и социальной компетентности, то мы можем говорить о проявлении феномена запаздывания родителей в преобразовании их взаимодействия с ребенком. Налицо предполагаемый нами феномен запаздывания родителей в преобразовании событийной общности с ребенком, родительская слепота к изменившимся возможностям, потребностям и задачам развития ребенка. 792 Безусловно, необходима дальнейшая разработка данной проблемы, исследование структуры личности родителя, его ценностей, определяющих его педагогическую позицию и пути и возможности ее преобразования.
Скачать PDF

Педагогическое сопровождение развития творчества детей в образовательном пространстве дошкольной орг

Куликовская Ирина Эдуардовна, Титова Анастасия Ивановна
Одна из задач, поставленных ФГОС дошкольного образования, ориентирована на создание благоприятных условий развития творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Постановка такой задачи объясняется тем, что в дошкольном детстве формируются личностные качества, развиваются способности, происходит становление картины мира ребёнка. В образовательном пространстве дошкольной организации необходимо создать условия, которые обеспечат индивидуальное творческое развитие ребенка как путь, пройденный от отдельных действий, выполняемых в той или другой сфере, до креативно выстроенной деятельности, открывающей ему новое знание о себе, разные грани мира, его взаимосвязи (внешне-внутренние, пространственно-временные, причинно-следственные, содержания-формы и др.). Педагогическое сопровождение представляет собой системный инструментарий, обусловливающий качество и эффективность развития творческого потенциала детей дошкольного возраста: поэтапная работа по определению проверяемой цели, мониторинг, проектирование индивидуальной траектории творческого развития ребёнка, варьирование средств и методов с целью достижения целевых ориентиров, в частности развития его творческого потенциала, целостной картины мира, познавательных интересов, способов решения проблемных ситуаций, а также любознательности, целеустремлённости, самостоятельности и других личностных качеств [1, 2]. Мы ориентируемся на понятие «картина мира» как результат мировидения человека, выраженный во взаимосвязанных представлениях о природе, социуме, культуре, искусстве, имеющий знаково-символическое, образное содержание, необходимое для приобретения опыта толерантных взаимоотношений, ценностного отношения к действительности и самому себе, присвоения и понимания значимости правил и норм поведения [3]. Для развития детского творчества необходимо понимание взаимосвязи эволюции картины мира ребёнка и его умения созерцать красоту, наслаждаться ею, ориентироваться в деятельности и поведении на ценности добра, гармонии и др. Развитие творческой направленности ребёнка одна из самых сложных задач дошкольной педагогики. Творчески одарённые дети рождались на протяжении всей истории человечества, но сейчас они отличаются качеством своей одаренности: они утончены, более чувствительны и ранимы. Их творческие способности выступают не в одной сфере, а в синтезе, образуя новое качество творчества. Важной особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается не как статическая, а как динамическая характеристика (Ю.Д.Бабаева, А.И.Савенков и др.). А.И.Савенков образно представляет эту характеристику следующим образом: «Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар: он не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике или развивается, или угасает» [4]. Творческая одарённость реально существует лишь в движении, в развитии. Другими характеристиками одарённых детей А.И.Савенков называет любознательность (искренний интерес к миру, проявляющийся в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться), сверхчувствительность к проблемам (способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным), надситуативная активность (стремление к постоянному углублению в проблему), высокий уровень развития логического мышления, повышенный интерес к дивергентным задачам (к задачам, имеющим не один, а множество правильных ответов), оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных), гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить в мышлении и поведении от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию), продуктивность мышления (способность к генерированию большого числа идей), лёгкость ассоциирования (способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации), способность к прогнозированию (редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу), высокая концентрация внимания, отличная память, способность к оценке и др. В динамической теории одарённости Ю.Д.Бабаевой на первый план выдвигается проблема изучения динамических аспектов процесса развития одаренности, а также поиска конкретных психологических механизмов этого развития. Автор рассматривает отношение личности к среде, понятия «преграды», «цели», «компенсации» (в том числе и ложной) как основополагающие [5]. Мы ориентировались на структуру творческой одаренности, определенной А.М.Матюшкиным: доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческая активность, выражающееся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; возможность достижения оригинальных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки [6]. Познавательная мотивация составляет психологическую основу высокой исследовательской мотивации, выражающейся в любознательности ребенка. Доминирующая у творческого (одаренного) ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской активности и проявляется в более низких порогах к новизне ситуации, проявлению любознательности, обнаружению нового в обычном. Исследовательская творческая активность стимулируется новизной, которую ребенок сам видит и находит в окружающем мире. По утверждению В.Н.Дружинина: «Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта» [7]. Образ мира ребёнка дошкольного возраста формируется в процессе мировидения, то есть восприятия мира сквозь призму культуры, его понимание и истолкование, ценностно-смысловое отношение к нему, переживание на основании идеалов и убеждений, установок личности и общества, жизненных целей [8]. Стремление ребёнка к познанию является одним из ведущих импульсов его жизнедеятельности. Его вопросы об окружающем мире могут носить различный характер, проявляя познавательные интересы ребёнка, его когнитивные компетенции [9]. Педагогическое сопровождение развития творческого потенциала детей предполагает поддержку их исследовательской творческой активности в разных видах деятельности: игровой, познавательной (исследование объектов и явлений окружающего мира), изобразительной, музыкальной, двигательной. Возможность достижения оригинальных решений связана с такой особенностью мировидения детей дошкольного возраста как мифопоэтичность. Стихийно формируясь в сознании ребёнка благодаря чувственному способу постижения мира, а также познанию одухотворенного мира сказок, мифопоэтическое мировидение обусловливает до-логическое принятие этических и эстетических ценностей, сложившихся еще в древности. Такая картина мира основывается не на рациональных доводах и рассуждениях, а на эмоционально-целостном переживании мира. Возможность прогнозирования и предвосхищения, как компонент творчества, также связана с особенностями мировидения детей. Становление картины мира в сознании ребёнка пятилетнего возраста возможно вследствие достаточно высокого развития всех психических процессов, и в особенности мышления и воображения. Л.С.Выготский отмечал значимость воображения в расширении и обогащении опыта ребёнка, для развития его творческой деятельности. Основная линия развития воображения в дошкольном возрасте состоит в постепенном превращении его в средство воплощения определённых замыслов (сочиняю сказку, музыку, придумываю свою будущую деятельность и т.д.). Способность ребёнка к созданию идеальных эталонов формируется благодаря тому, что в 5-6 лет, в сензитивный период развития творчества, у него происходит также осознание и становление базовых ценностей: красота, добро, любовь, здоровье, истина и др. Формирование аксиологического сознания является последовательным и длительным процессом, при котором представления о ценностях претерпевают изменения, проходят определенные состояния: из непосредственных в опосредованные, из непроизвольных в произвольные, из неосознаваемых в сознательные [10]. В процессе творчества ярко и образно высвечиваются доминирующие ценностные ориентации.
Скачать PDF