см. Любовь к родине.
Я слишком долго пробыла за границей…, но сердце у меня всегда было русское, и я не забывала своего отечества (И. Тургенев, Дворянское гнездо).
ПАТРИОТИЗМ
Патриотизм
ПАТРИОТИЗМ
от греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. П. – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. П. – одна из форм диалектического сочетания личных и общественных интересов, единения человека и общества. Степень П. человека оказывает неявное, но весьма существенное влияние на конфликтогенность его решений и поступков. Ослабленный П. или его отсутствие у политических лидеров порождает конфликты, имеющие серьезные негативные последствия для населения страны или региона. Порядочность и П. – два первых профессионально важных качества конфликтолога.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ПАТРИОТИЗМ
от греческого patris - родина, отечество) - сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей. Содержанием патриотизма являются любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить ее интересам и защищать от врагов. Отдельные элементы П. в виде привязанности к родной земле, языку, традициям и обычаям своего народа начинают формироваться уже в глубокой древности. С возникновением классов и государственности в обществе содержание П. становится качественно иным, поскольку уже выражает свое отношение к Родине, Отечеству через присущие классу и государству специфические интересы. В условиях формирования наций, образования национальных государств П. становится неотъемлемой частью общественного сознания всего народа. В нормально развивающемся обществе латриотизм - такое же естественное чувство, как чувство личного самоуважения и достоинства человека, как любовь к своей семье. Любовь к Родине, чувство привязанности к ней, внутренней, свободно возникающей у человека (а не навязанной так или иначе извне) обязанности служить своему народу и отчизне, формируется в повседневной жизни по мере расширения связей отдельного человека с другими людьми - сначала с земляками, а потом уже с народом всей страны, по мере осознания зависимости личной судьбы не только от самого себя, родственников и знакомых, но и от судьбы родины и ее народа в целом. Любовь к Родине, родному народу не противостоит осознанию человеком своей принадлежности ко всему человечеству, а, напротив, помогает каждому из нас осознать себя представителем всего человечества. Патриотизм - путь возвышения личности от ограниченной любви к самому себе и любви к ближним, до любви к любому человеку как таковому и тем самым -к человечеству в целом. Пренебрежение же своим народом и отечеством означает равнодушие, безразличное отношение и ко всему человечеству, узко эгоистическое отношение к другим людям фактически лишь как к средству удовлетворения своих целей и интересов. В конечном счете именно к этому и сводится подлинная сущность космополитизма как противоположности патриотизма. Космополитизм выступает не чем иным, как прикрытой лицемерной формой выражения симпатии и готовности служения не стране проживания, а какой-либо другой стране и другому народу.
Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999
ПАТРИОТИЗМ
ПАТРЫЯТЫЗМ / PATRIOTISM– нравственный и политический принцип, многосоставное понятие и явление. Необходимо разделять понятия П. как социально-политического и психологического феномена. В Программе патриотического воспитания молодежи на 2016–2020 гг., принятой Правительством Российской Федерации, П. определен как высокое патриотическое сознание, «чувство верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины… чувство гражданской ответственности за судьбу страны, чувство сопричастности граждан к великой истории и культуре России, преемственность поколений россиян, любовь к своей Родине и семье, активная жизненная позиция и т. д. Психологическая интерпретация П. подчеркивает сложный, системный и многоуровневый характер П. как психологического явления. В качестве основных составляющих «ядра» П., на которые наслаиваются его многочисленные компоненты, выделяют чувство любви к Родине, готовность приносить личные интересы в жертву общественным, соответствующее поведение, идентификация со своей страной, ее историей и народом, чувство сопричастности. Анализ патриотического сознания молодежи показал наличие нескольких групп смысловых категорий, посредством которых данная возрастная и социальная группа воспринимает патриотическое воспитание и осуществляет свое патриотическое поведение. Первая смысловая группа может быть охарактеризована как «государственная», отражает понятия, связанные со страной, Родиной, в ее рамках понимание П. происходит посредством принадлежности к государству, статусу гражданина страны, реализации гражданской позиции. «Духовно-нравственная» группа включает понятия и категории, отражающие личностные качества и моральные ценности (любовь к Родине, уважение, верность, долг, культура, история, гордость, единство, сплоченность, отвага, честь, доброта, традиции и т. п.). Посредством этой группы осуществляется эмоционально-нравственное отношение к идее П., переживание этого чувства и осознание его ценности для себя. «Военная» группа смысловых категорий включает понятия, связанные с военнопатриотической тематикой, и отражает одну из возможных сфер проявления П. «Политическая» группа включает понятия, отражающие политическую подоплеку П. Группа «символические» содержит понятия флага, герба, гимна и т. д., а также ряд понятий, которые стали в некотором смысле негласными символами России (песни, русское поле, русская тройка и т. п.). Это те внешние стимулы, которые могут и должны в обыденной жизни вызывать патриотические чувства и ассоциации. «Этнонациональные» включают категории: национальность, нация, национальная идентичность, толерантность к другим национальностям и т. п. «Негативные» включают понятия, отражающие отрицательное отношение к П. Данные группы категорий занимают различное по значимости место в сознании разных групп молодежи при общем доминировании государственных и духовно-нравственных. Таким образом, субъективное восприятие П. молодежью может быть охарактеризовано как чувство любви к Родине и ощущение себя ее гражданином. Остальные категории представлены значительно в меньшей степени, практически отсуствуют представления о возможности проявления П. в труде (а не только в военной деятельности). Знание о содержании П. сознания позволяет наметить пути его целенаправленного воспитания. Воспитание П. включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Таким образом, патриот должен испытывать патриотические чувства, отдавать себе отчет в них, ориентироваться в их содержании, сознательно соотносить со своими жизненными ценностями и целями, а также проявлять П. в конкретных действиях. При этом обозначенные компоненты П. неоднозначны и находятся в сложных отношениях друг с другом, что затрудняет понимание П. и его использование в практических или обыденных ситуациях. С. Л. Кандыбович, Т. В. Разина