Параллельная форма теста

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Параллельная форма теста
вариант теста, близкий к его основной форме по критериям валидности, надежности и другим характеристикам и способный его заменить.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ФОРМА ТЕСТА
вариант теста, близкий его основной форме по критериям валидности, надежности и другим характеристикам и способный его заменить. Разработка нескольких модификаций одного и тога же теста, различающихся по конкретному содержанию
набора пунктов (заданий), служит целям повышения достоверности повторного тестирования одних и тех же испытуемых спустя непродолжительное время. Предположим, необходимо выявить характер психофармакологического воздействия препарата на эмоциональную
сферу пациента. Для этого до приема лекарства предлагается ответить на задания методики оценки эмоционального состояния. Через некоторое время после начала действия препарата процедура обследования повторяется. При повторном применении одних
и тех же пунктов создается опасность того, что испытуемый будет отражать в своих ответах не текущее состояние, а стремиться припомнить, что он отвечал на те же пункты при первом обследовании, что приведет к значительным искажениям в результатах
исследования. Это выражается и в резком сокращении времени выполнения. Применение П. ф. т. позволяет в значительной степени снять воздействие перечисленных посторонних факторов.
Использование П. ф. т. является средством определения надежности методики способом взаимозаменяемых форм. При характеристике этого показателя надежности одни и те же испытуемые проходят обследование с помощью основной и сравнимой форм теста. Корреляция
между показателями, полученными в двух обследованиях, служит показателем надежности теста, отражающей устойчивость результатов относительно различных случайных влияний.
Несмотря на то, что П. ф. т. подбираются таким образом, чтобы максимально соответствовать друг другу по основным характеристикам, варианты теста не всегда могут давать одинаковые средние показатели и стандартное отклонение. Однако обязательным
требованиям к П. ф. т. является возможность приведения одних показателей к другим с помощью специальных коэффициентов или таблиц эквивалентности.
П. ф. т. следует отличать от уравновешенных форм, состоящих из заданий, попарно уравновешенных по структуре и содержанию, и эквивалентных форм, не уравненных, но тем не менее дающих результаты, обладающие весьма близкими статистическими характеристиками.
Общее наименование упомянутых серий — сопоставимые формы. В американской литературе применяются иные названия отдельных разновидностей сопоставимых форм — коррелированные (correlated), дублированные (duplicated), равные (equal) и подобные
(similar).
Наиболее известные и широко применяемые в отечественной психодиагностике методики, имеющие П. ф. т.— Айзенка личностные опросники (формы А, В), Амтхауэра интеллекта структуры тест.
Наличие П. ф. т.— важное качество теста, создающее большие удобства при его практическом использовании. Вместе с тем имеется определенный круг методик, не нуждающихся в наличии таких форм. К. их числу относятся большие по объему заданий тесты,
в ходе повторного выполнения которых малозаметно влияние навыка или характера предыдущего выполнения (см. МИННЕСОТСКИЙ МНОГОАСПЕКТНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК). Допускается повторное применение спустя непродолжительное время одних и тех же заданий
в методиках с большим количеством относительно простых операций (напр., корректурная проба). Однако для повышения достоверности данных таких повторных проб желательно предпринять некоторые меры. Так, до основного исследования целесообразно
сформулировать путем тренировок устойчивый навык работы с тестом. Когда он достигнет определенного фиксированного уровня, разница в показателях между «фоновым» и измененным в условиях эксперимента результатами будет с высокой степенью вероятности
определяться исследуемой переменной.
Распространенным методом повышения достоверности результатов повторного обследования с помощью методик, не имеющих П. ф. т., является расщепление совокупности пунктов на четные и нечетные задания (см. НАДЕЖНОСТЬ ЧАСТЕЙ ТЕСТА). При этом следует
помнить, что надежность и внутренняя согласованность каждой из половин теста уменьшаются по сравнению с методикой в целом.
При невозможности применения П. ф. т. или метода расщепления в некоторых случаях допустимо повторное применение одного и того же теста. При этом следует иметь в виду, что увеличение промежутка ретеста уменьшает возможность появления ошибочных
результатов. В инструкциях к некоторым методикам указывается минимально возможный временной интервал для повторного обследования с помощью одинакового тестового материала.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.