Паралингвистика

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Паралингвистика
Изучение того, как мы говорим (в противоположность тому, что мы говорим). Паралингвистика изучает выражение лица при разговоре, паузы, тембр голоса и т. д.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ПАРАЛИНГВИСТИКА
раздел лингвистики (языкознания), где изучаются компоненты речи, которые непосредственно не связаны с языком. Это: интонация, ударение, темп, паузы в речи и т.п. К П. также относят сопровождающие речь жесты, мимику, пантомимику.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ПАРАЛИНГВИСТИКА
Изучение тех аспектов коммуникации, которые не являются "чисто" лингвистическими, то есть морфологическими, синтаксическими или семантическими. В частности, значения, передаваемые оттенком голоса, темпом, паузами, ударениями, запинками, "мм" и "гм", фырканьем и т.д., квалифицируются как паралингвистические. Обратите внимание, что некоторые используют этот термин, включая социальные манеры, жесты, выражения лица и т.п. Паралингвистический анализ высказывания или дискурса – это такой анализ, который касается, прежде всего, того, как что-то сказано, чем того, какие реальные слова были использованы. См. кинесика, металин-гвистика, невербальная коммуникация.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПАРАЛИНГВИСТИКА
область исследований неязыковых (паралингвистических) аспектов общения. В этой связи П. можно, например, определить как раздел лингвистики (языкознания), где представлена информация и проводятся исследования невербальных средств общения. К паралингвистическим средствам общения относятся четыре группы средств общения: фонационные (связаны с модуляциями голоса в процессе речи), кинетические (связаны с движениями частей тела), графические (разного рода изображения, выполняющие коммуникативную фукнцию, но не являющиеся словами или выражениями), перцептивные (относятся к зрительно воспринимаемым сигналам). Паралингвистическими можно считать и такие характеристики речи, как громкость и темп, тон, паузы, ударение, тембр, неспецифические звуки речи типа возгласов, бормотания и т. п. См. жесты, кинесика, коммуникации невербальные, металингвистика, мимика, пантомимика.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Паралингвистика
пара + греч. linqa – язык) – 1. изучение тех аспектов коммуникации, которые не являются «чисто» лингвистическими, то есть морфологическими, синтаксическими или семантическими; 2. фонационные (тембр голоса, его громкость и др.), кинетические (жесты, позы и др.) и графические (почерк, дополнения к буквам и др.) характеристики речи, как социальные и диалектные, так и индивидуальные (идиолектные). Это в частности, значения, передаваемые оттенком голоса, темпом речи, паузами, ударениями, запинками, оговорками, звуками типа «мм» или «гм», фырканием и т.д., которые квалифицируют как паралингвистические феномены. Паралингвистический анализ высказывания (дискурса) – это такой анализ речи, который касается в первую очередь того, каким образом было что-то сказано, чем то, какие слова были при этом произнесены. Паралингвистические средства, в комбинации с вербальными, могут выполнять 3 функции: 1. дополнять содержание вербального сообщения, придавать ему тот или иной оттенок значения; 2. отрицать содержание вербального сообщения; 3. замещать содержание вербального сообщения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
354.29 кб

Связь психологических собенностей педагогов с резуьтативностью распознаваня эмоций по паралингвистич

Лучшева Людмила Михайловна
В статье представлены результаты формирования способностей педагогов распознавать эмоции по паралингвистическим характеристикам голоса посредствам тренинга «Эффективное общение».
Читать PDF
71.74 кб

Музыка и цвет как паралингвистические средства социально-педагогической коммуникации

Ахьямова Инна Анатольевна
Статья посвящена мало разработанной проблеме использования в социально-педагогической деятельности музыки и цвета как паралингвистических средств коммуникации и механизмам их воздействия на организм человека.
Читать PDF
315.88 кб

Теоретико-прикладные аспекты исследования паралингвистических характеристик речи

Беткер Л. М.
В статье представлен теоретический анализ паралингвистических характеристик речи как средств невербальной коммуникации. Рассматривается роль и значение паралингвистических характеристик речи в передаче информации об эмоциях.
Читать PDF
153.43 кб

Трансдисциплинарный подход к изучению паралингвистических средств общения детей с нарушением зрения

Севастьянова Елена Валерьевна
В статье раскрыты теоретические аспекты проблемы изучения паралингвистических средств общения у детей с нарушением зрения. Основные понятия рассмотрены с точки зрения психологии, лингвистики и психолингвистики.
Читать PDF
229.73 кб

Темпоритм в системе паралингвистических средств педагогического речевого воздействия

Савов Данила Георгиевич
В статье анализируются средства педагогического речевого воздействия в их специфике. Особо выделяются паралингвистические средства, в частности темпоритм.
Читать PDF
538.12 кб

Актуальные задачи и достижения систем паралингвистического анализа речи

Карпов А.А., Кайа Х., Салах А.А.
Представлен аналитической обзор современных и актуальных задач, стоящих в области компьютерной паралингвистики, а также последних достижений автоматических систем паралингвистического анализа разговорной речи.

Похожие термины:

  • ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ

    неязыковые характеристики речи человека, с помощью которых он выражает то, что не полностью может быть выражено словами, например свое отношение к происходящему, свои переживания и т.п. К п.к.э.р. от
  • Паралингвистические ошибки

    неудачные паралингвистические проявления, действия. Это, во-первых, моменты нереспектабельного жестового и другого кинетического поведения. Человеку, претендующему на воспитанность, культуру, в
  • ОБЩЕНИЯ СРЕДСТВА ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ

    разнообразные средства общения людей друг с другом, не связанные с использованием языка, но применяемые в обмене информацией между людьми. Это, например, жесты, мимика, пантомимика, расположение л
  • Паралингвистический аспект культуры общения

    кинетические и фонационные элементы коммуникации, сопровождающие словесные высказывания. Паралингвистические дополнения к речи тоже в существенной мере социально значимы, и все положительные м
  • Паралингвистический

    неязыковые средства, включенные в речевое общение: фонационные (степень громкости, распределение пауз и т.п.), кинетические (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения) и графические.
  • Паралингвистическое общение

    передача дополнительной информа¬ции через изменение звучания голоса: диапазона, тональности и т.д.