Памяти патопсихологические исследования

Найдено 1 определение:

Памяти патопсихологические исследования

совокупность методических приемов, с помощью которых изучаются особенности памяти при патологических нарушениях психической деятельности. ППИ проводится при различных соматических, психических заболеваниях, полученной травме. В диагностической процедуре используются следующие методики: (а) "Заучивание 10 слов" Методику предложил А. Р. Лурия для диагностики непроизвольного запоминания. Методика позволяет также оценить утомляемость пациента. Для обследования обычно пользуются разными наборами слов. Слова для запоминания предъявляются пациенту несколько раз. Форма "кривой запоминания" позволяет выявить особенности запоминания. Появление лишних слов при воспроизведении может свидетельствовать о наличии органических заболеваний головного мозга. В том случае, когда пациент с каждой новой пробой воспроизводит меньшее количество слов, можно судить об истощаемости внимания, если "кривая запоминания" имеет зигзагообразную форму, то можно сделать вывод о колебаниях внимания. (б) Для исследования опосредованного запоминания применяют методику А. Н. Леонтьева. Пациенту для запоминания набора слов предлагают картинки с изображением различных предметов. Для лучшего запоминания ему нужно подобрать к запоминаемому слову картинку, которая затем поможет вспомнить данное слово. Через час пациенту предъявляют картинки и просят вспомнить слова, для которых были отобраны эти картинки. Интерпретируют установленные связи между словом и картинкой и объяснения самого пациента. Больным олигофренией недоступно установление опосредованных связей. Больные с корсаковским (амнестическим) синдромом находят адекватные связи между словом и картинкой, но воспроизведение у них нарушено, т. к. нарушается память на настоящее. Больные шизофренией устанавливают неадекватные связи: по созвучию, по отдельным элементам изображений на картинке (установление подобных связей позволяет говорить о нарушениях мышления). (в) Методику "пиктограмма" предложил А. Р. Лурия не только для диагностики опосредованного запоминания, но и для анализа особенностей мышления, эмоционально-личностной сферы (Б. Г. Херсонский, 2000). При интеллектуальном снижении данная методика не применяется. Для запоминания предъявляемых слов (в список включены конкретные и абстрактные понятия) пациенту предлагают сделать рисунок, который поможет затем вспомнить данное слово, оговаривая, что качество рисунка не имеет значения. Анализируют связи, которые пациенты устанавливают между словом или словосочетанием и рисунком, объяснения пациента (выявляются нарушения способности к процессам обобщения и абстрагирования). Больные эпилепсией обычно выполняют несколько рисунков для запоминания одного слова ("обстоятельность мышления"), детализируют рисунки, которые выполняются очень медленно и тщательно ("инертность психических процессов"). Для больных шизофренией характерна неадекватность устанавливаемых связей (установление связей по созвучию, по начальным буквам слова и рисунка), бессодержательность связей, выхолощенность (рисунки из палочек, черточек, геометрические символы), стереотипные рисунки. На эмоционально значимые слова одни больные выполняют рисунки, носящие личностный характер (больные психопатией и больные эпилепсией), а другие — на значимые слова создают образы эмоционально холодные (больные шизофренией). Следует остановиться на нарушениях памяти: если больной легче воспроизводит слова в пиктограмме, чем слова из набора 10 слов, то можно утверждать, что у него нарушения памяти скорее имеют органическое происхождение, если, наоборот, больной легче вспоминает 10 слов и хуже слова в пиктограмме, т. е. опосредованные связи препятствуют воспроизведению, это свидетельствует о нарушении мышления и характерно для больных шизофренией; (г) методика "Воспроизведение рассказов" используется для диагностики запоминания и понимания текстов, для выявления особенностей устной и письменной речи. Для исследования применяют тексты разной трудности. У больных с сосудистыми и органическими заболеваниями головного мозга наблюдаются различные ошибки при воспроизведении рассказов (замена действующих лиц в рассказе, перемещение событий из одного рассказа в другой). Больные шизофренией при пересказе вносят различные добавления, придавая личностную значимость рассказу, включают бредовые идеи. Особенности речи у сосудистых больных заключаются в наличии персевераций, парафазий, что свидетельствует об инертности нервных процессов. Для больных шизофренией характерны аграмматизмы, разорванность речи.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено научных статей по теме — 12

Концепции памяти: история развития и современные исследования

Савельев Александр Евгеньевич
В статье анализируется развитие представлений о памяти и ее моделей с Античности до настоящего времени.
Скачать PDF

фМРТ-ИССЛЕДОВАНИЕ УДЕРЖАНИЯ В РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ ИЗОБРАЖЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЕНТНОСТИ

Розовская Рената Исааковна, Печенкова Екатерина Васильевна, Мершина Елена Александровна, Мачинская Регина Ильинична
В статье представлены результаты фМРТ-исследования мозговой организации рабочей памяти в период удержания зрительных стимулов различной эмоциональной окраски. Исследование было посвящено ответу на вопрос о том, как реализуется влияние эмоциональной окраски информации на процессы рабочей памяти: модулируют ли эмоции активность единой функциональной системы рабочей памяти или в зависимости от эмоциональной окраски запоминаемой информации актуализируются полностью или частично различные функциональные системы мозга. В эксперименте принял участие 21 испытуемый. В качестве материала использовались фотоизображения различной эмоциональной валентности (отрицательно окрашенные, положительно окрашенные и нейтральные) из международных баз данных IAPS и GAPED. Испытуемые запоминали оригинальное изображение, а по окончании периода удержания его в рабочей памяти (около 10 сек) выполняли задачу поиска изменений. Регистрировались ошибки, время реакции и BOLD-сигнал (фМРТ). Были обнаружены значимые различия как в эффективности выполнения когнитивной задачи, так и в мозговой организации периода удержания информации в рабочей памяти для негативно окрашенных стимулов по сравнению с нейтральными. Негативная окраска зрительной информации снижает эффективность ее удержания в рабочей памяти по сравнению с нейтральной. Данные фМРТ свидетельствуют о различной топографии активированных корковых и глубинных структур мозга при удержании в рабочей памяти изображений разной эмоциональной валентности, что позволяет предположить формирование разных функциональных систем мозга. Сопоставление результатов фМРТ-исследования и данных об успешности выполнения задачи позволяет предположить, что отрицательная эмоциональная окраска информации при ее сочетании с высоким уровнем эмоционального возбуждения препятствует формированию оптимальных для данного вида когнитивной деятельности функциональных систем мозга.
Скачать PDF

Современные исследования проблемы автобиографической памяти в контексте «Монопараметрического» подхо

Никишов С.Н., Осипова И.С., Пронькина Е.Г.
Статья посвящена рассмотрению проблемы автобиографической памяти в контексте «монопараметрического» подхода. Автобиографическая память рассматривается как подсистема долговременной памяти, оперирующая воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях. Исследования в русле данного подхода условно делятся на три группы: 1) изучающие влияние индивидных свойств (пол, возраст) на особенности проявления автобиографической памяти; 2) изучающие влияние личностных свойств на особенности проявления автобиографической памяти; 3) изучающие социокультурное влияние на особенности проявления автобиографической памяти.
Скачать PDF

Патопсихологическое исследование когнитивных процессов при органических поражениях головного мозга c

Саковская Вера Геннадьевна
В статье представлен анализ состояния когнитивных психических процессов у больных с органическими поражениями головного мозга. Патопсихологическими методиками было обследовано 124 больных с психоорганическим синдромом, развившимся вследствие травмы, нейроинфекции, интоксикации и сосудистой патологии головного мозга. Полученные данные указывают на снижение когнитивных процессов с преобладанием нарушений мышления по органическому типу и памяти, но коэффициент интеллекта (IQ) оставался на уровне нормы. Это повышает значимость экспериментально-психологического обследования когнитивных процессов для оценки структуры и степени выраженности когнитивных нарушений, а также вариантов психоорганического синдрома у таких больных в практике медико-социальной экспертизы.
Скачать PDF

Объективная и феноменологическая позиции в патопсихологическом исследовании пациента. Сообщение 1

Бурлакова Наталья Семеновна, Олешкевич Валерий Иванович
Ставится проблема необходимости различения двух принципиально отличных позиций в патопсихологическом исследовании пациента: объективной и феноменологической. Несмотря на то, что обе эти позиции в разной мере задействуются специалистом во всяком патопсихологическом исследовании, большое значение имеет их самостоятельный методологический анализ. Такой анализ позволяет осуществить дальнейшую более глубокую методическую разработку этих позиций и развитие их эвристического потенциала. Основное внимание уделяется феноменологической позиции исследователя, недостаточно представленной в отечественной патопсихологии. Разделение в аналитических целях феноменологической и объективной позиции позволяет более четко уяснить особенности каждого из этих типов анализа, характер получаемого при их помощи материала, представить цели и конечные результаты работы специалиста. Описаны особые возможности феноменологического изучения личности пациента в рамках традиционного патопсихологического исследования. Результаты обращения к феноменологической позиции исследователя и соответствующему типу анализа данных будут продемонстрированы в сообщении 2 на конкретном примере единичного случая клинико-психологического исследования с применением модифицированной патопсихологической методики заполнения пробелов пациенткой, находящейся на лечении в психиатрическом стационаре.
Скачать PDF

ОБЪЕКТИВНАЯ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИИ В ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ПАЦИЕНТА. СООБЩЕНИЕ 2

Бурлакова Наталья Семеновна, Олешкевич Валерий Иванович
В настоящей публикации, являющейся продолжением ранее опубликованного сообщения 1, на примере исследования единичного случая описываются возможности обращения к феноменологической позиции исследователя и соответствующему ей типу анализа данных. Источником такого анализа являются данные, полученные при патопсихологическом исследовании пациента с помощью модифицированной патопсихологической методики заполнения пробелов Г. Эббингауза. Материалы анализа свидетельствуют о новых возможностях применения данной методики для изучения личности пациента, его внутреннего мира, а также понимания психодинамики болезненных процессов, инициируемых функционированием самосознания пациента.
Скачать PDF

Исследование представлений об информационной безопасности у студентов технических специальностей вуз

Басанова Т.А.
Скачать PDF

Основные направления исследований в патопсихологии

Горьковая Ирина Алексеевна
Рассматриваются соотношение патопсихологии и психопатологии, различные взгляды на предмет патопсихологии. Выделяются следующие основные направления исследований в патопсихологии: исследование количественных и качественных нарушений психических процессов; психометрический подход, при котором делается акцент на способах, приемах замера каких-либо свойств психических процессов или состояний и интерпретации полученных результатов с целью повышения валидности и надежности предлагаемых опросников или проективных тестов; синдромологический подход, в рамках которого предлагаются различные типологии патопсихологических синдромов или симптомокомлексов. Автор статьи предлагает четвертый подход, при котором исследуются патопсихологические проявления при определенных психических расстройствах в зависимости от их формы, стадии и течения заболевания.
Скачать PDF

Применение метода контент-анализа в исследовании «Публичная библиотека в обеспечении информационно-п

Чурашева Ольга Леонидовна
Изложен опыт использования метода контент-анализа в диссертационном исследовании, посвященном роли публичной библиотеки в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей. Раскрывается индивидуальный алгоритм метода контент-анализа в конкретном исследовании, выявляются основные операции и их последовательность. Описывается, иллюстрируется и интерпретируется взаимосвязь между отдельными категориями (смысловыми единицами) контент-анализа, демонстрируются эвристические возможности метода.
Скачать PDF

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМИДЖАs

Калюжный А.А.
Имидж рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. Социально-психологическое определение имиджа должно учитывать его двойственную природу социальную и психологическую. Будучи образом субъекта для социальной группы, имидж в определенном смысле является в то же самое время и образом данной группы для данного субъекта, так как построение имиджа происходит в соответствии с осознанными или неосознанными представлениями субъекта о характеристиках группы, для которой строится имидж. Имидж нельзя рассматривать лишь как феномен психической жизни индивида, но в то же время неверно описывать его и как исключительно проявление внешних по отношению к индивиду факторов, в том числе и воздействия группы. Он является проявлением работы психики по согласованию ее собственных импульсов с индивидуальным и групповым опытом.
Скачать PDF

Проблема восприятия времени: итоги и перспективы исследований

Бушов Ю. В.
В статье обсуждаются некоторые итоги и перспективы дальнейших исследований индивидуальных особенностей и механизмов восприятия времени в Томском государственном университете. В частности, показано, что восприятие времени является системным процессом, в котором можно выделить пять последовательных этапов, отчетливо проявляющихся в динамике связанных с событиями потенциалов мозга (ССПМ) и корковых взаимодействий. Характер этих взаимодействий существенно зависит от исходного состояния и индивидуальных особенностей человека. Между характеристиками восприятия времени и уровнями корковых взаимодействий имеются статистически достоверные связи, характер которых зависит от этапа выполняемой перцептивной задачи.
Скачать PDF

Методологические подходы к исследованию личностных аспектов социальной адаптации молодежи в современ

Шабанов Лев Викторович, Шелехов Игорь Львович, Мороденко Евгения Васильевна
Предлагается концепция социальной адаптации современного молодого человека. Указывается, что адаптация индивида к условиям среды не только процесс биологической ассимиляции и психологической адаптации, но и значимая часть процесса социализации личности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: