модально специфическая форма памяти, развитие которой начинается в последний триместр беременности, интенсивно происходит в младенческом и раннем возрасте, когда формируется фонетико-фонологический слух как основа восприятия речи. Слуховое восприятие, в отличие от зрительного, действует на ребенка независимо от его желания, так как звук от окружающих предметов и людей он произвольно отключить не может. В связи с этим все сверхпороговые раздражители воздействуют на мозг ребенка постоянно, стимулируя созревание височных и теменно-височных отделов коры мозга больших полушарий (см. Кора полушарий конечного мозга). Повторение одних и тех же акустических стимулов и их комбинаций, составляющих основу музыки и речи, развивает слуховую непроизвольную память.
Старшие дошкольники и младшие школьники лучше всего запоминают слуховые раздражители с различающимися интенсивностями и длительностями. Значительно слабее в этом возрасте развита память на частотные характеристики стимулов, которые соответствуют высотным характеристикам звуков. Косвенно подтверждает разницу в функциях памяти на разные признаки акустических раздражителей дифференцированное развитие разных сторон музыкальных способностей. У старших дошкольников и младших школьников лучше всего развиты ритмическое чувство и чувство лада, структура которых предполагает задействование памяти на чередование звуков различающейся интенсивности и временных свойств. Хуже всего развиты у дошкольников способности, связанные со звуковысотным слухом и памятью. По мере освоения речи слуховая память интегрируется со слухоречевой ее формой и у многих взрослых она самостоятельно не функционирует, за исключением музыкально одаренных людей. У музыкантов и композиторов слуховая память дифференцирована и специализирована, поэтому и служит базой профессионально значимых способностей.
По сравнению со зрительной формой памяти слухоречевая у дошкольников также менее развита. Практически половина детей старшего дошкольного возраста не справляется с заданиями на произвольную слухоречевую память, в то время как с заданиями на непроизвольную регуляцию слухоречевой памяти не справляется в среднем лишь 13%. По-видимому, все эти различия в степени сформированности зрительной и слухоречевой памяти, а также произвольной и непроизвольной регуляции этих функций обусловлены степенью вовлеченности правого и левого полушарий головного мозга. Считается, что у лиц с преобладанием праволатерального профиля межполушарной асимметрии (см. Асимметрия полушарная функциональная) правое полушарие доминирует при обеспечении зрительно-перцептивной деятельности, а левое — при слухоречевой. Кроме того, общепринято, что правое полушарие «отвечает» за непроизвольную регуляцию действий, а левое — за произвольную и осознанную.
У многих детей вплоть до 4—5 лет правое полушарие сохраняет свое доминирующее положение над левым относительно сенсорных функций и эмоциональной регуляции поведения. На границе этого возраста происходит постепенное подключение левого полушария. Эта возрастная динамика вклада последнего в когнитивную активность объясняет медленное формирование слухоречевой памяти в дошкольном возрасте. В начальной школе, когда нагрузка на слухоречевую память достаточно велика, происходит ускорение ее развития. Интенсификация развития этой формы памяти — следствие освоения иностранного языка. У взрослых людей слухоречевая память уступает по произвольности управления и объему зрительной, которая у большинства — ведущая.