ПАМЯТЬ И ЕЕ ФОРМЫ-ВИДЫ
ПАМЯТЬ И ЕЕ ФОРМЫ-ВИДЫ
это матрица-форма психоотражения реальности, кот. заключается в закреплении-усвоении-сохранении-репродукции субъектом своего индивидуально-апостериорного опыта, это и процессы конституирования моделей-объектов из наличной реальности-достоверности, кот. впоследствии делают возможным их реверс-повторное воспроизведение-воссоздание-репрезентатирование памяти обеспечивают накопление впечатлений об онтосе, социуме, среде и служат базальной основой для гностизации и приобретения знаний, навыков, умений, для их последующего применения-использования в деятельности-активности, в регуляции-киберноизации актоповеденческих мультиреакций, а само сохранение индивидуального опыта и дает возможность субъекту т.о. эволюционизировать мех. его психики, такие как перцепция, ментальные акты, внимание и др.; П. это и базальное условие целостности психоактивности-психодинамичности-мультипсиходинамичности субъекта с единой макромоделью его индивидуального Эго; дифференцируют такие кардинальные процессы П., как запоминание материала, сохранение мат., забывание мат. и репродукция-восстановление мат., а субстанциальным из них явл. запоминание, кот. дефиницирует точность-объемность-полноту-цельность репродукции материала и временную длительность его энграммо-сохранения; первостепенными условиями запоминания мат. явл. феномены непроизвольного или же произвольного процесса, а использование индивидом индивидуально-праксиологическо-апостериорного опыта, продуцируется-осуществляется посредством репродукции-восстановления уже ранее усвоенные умений-знаний-навыков-эгоопераций-эгоритуалов-эготрадиций-эгопривычек; элементарной формой репродукции-восстановления явл. узнавание, кот. осуществляется реверсповторным восприятием объектов-предметов и их деталей, закрепившихся ранее в мех. памяти, а более сложной формой явл. репродукция-воссоздание объектов-предметов прошлого опыта, кои уже в данной наличной реальности не перцептируются самим субъектом; матрицы узнавания и репродукции объектов и их ингредиентов, также могут быть либо произвольными, либо непроизвольными, а механизм забывания может феноменоизироваться дифференциально, либо ввиду гипостазов-ошибок в припоминании и узнавании, либо в невозможности-элиминации самим субъектом, что-либо припомнить из апостериорно-праксиологического собственного опыта; мех. забывания может быть константным, временно-долгосрочным или же временно-краткосрочным; учитывая данные совр. науки можно говорить о том, что у каждого индивида существует дифференциальные в иды-формы П. и вместе с тем у каждого субъекта есть наиболее доминантно-модально-критериальный тип-форма П. отметим, что а конце XIX века, ассоцианисты Эббингауз, Мюллер, Шуман и др. рассматривали модели П., как образования-корреляции ассоциаций между впечатлениями, кои должны, по их мнению, иерархично-непосредственно следовать друг за другом, а трансформации количества каких-либо запоминающихся ингредиентов, — при дифференциальных повторяемостях ряда-рядов, — зависели, как были убеждены они, от локализации промежуточных рядов во времени; тогда как зависимость удержания-сохранения константных ингредиентов ряда-рядов сохранялась между феноменами заучивания информации, и репродукцией-воссозданием самого материала-информмоделей, сами же феномены-условия, связанные с интенциональными факторами деятельности-активности субъекта с механизмами его мышления, с его вербальным аппаратом, с мех. его перцепции, самими ассоцианистами, практически, не брались в расчет; гештальтпсихологи Келлер, Коффка, Вертгеймер и др. рассматривали-эксплицировали мех. памяти, как тектонизацию-конструктоизацию структурных информмоделей в контексте потребностей-стремлений-целей-проектов субъекта, воздействующих на запоминание и удержание материала и трактовали эти феномены как модусы трансформации-напряженности в интенсивно-силовых локусах-полях, в коих и образовывается-конституируются гештальтобраз, гештальтэйдетические модели, регулирующие-киберноизирующие реакциеповеденческие интерпретации субъекта, спроецированные на трансархитектонику-транспреобразования онтологии; бихевиористы и необихевиористы Хаял, Торндайк, Скиннер, Йеркс и др. эксплицируя феномены подкрепления, при возникновении мультиреакций на дифференциальные стимулы, не усмотрели зависимость самих факторов подкрепления у субъекта от актов его сознательно-подсознательной активации, и поэтому их характеристики-интерпретации П. сводятся к механизмам запоминания материала, как к психоконститутивам индивидуально-импрессивного порядка, усваивающим акты-операции, подкрепление вне содержательных характеристик психопроцессов-психофункций субъекта; Фрейд полагал, что из П. выбрасывается-вытесняется все, что не может конгруэнтоизироваться-сообразовываться с подсознательно-бессознательными влечениями субъекта, тогда как в имманентных структурах сознательного-подсознательного-бессознательного, может удерживаться только лишь то, как полагал он, что для него весомо, значимо, приятно; несколько примитивным был под-ход и знам. интуитивиста Бергсона, кот. доказывал, что существуют две формы П.: а) П. привычка и П. тела, а в их фундаменте, по его мнению лежат специфико-физиологические функции мозга; и б) П. воспоминания и П. духа, кои, в свою очередь, не должны быть коррелированы с процессами в коре бол. пол. гол. мозга, что явно утверждало-ратифицировало-аффирмацировало тривиально-декогнитивно-механистический подход к мультимеханизмам памяти; Л.Выготский герменевтизировал-трактовал П. как модели динамического запоминания материала-информации при помощи знаков, в корреляции с культурно-эволюционными феноменами развития субъекта; Аткисон и его ученики рассматривают-исследуют в совр. эпоху мех. П. в интегративно-унитарном единстве всех психопроцессов-психофункций, кои представляют-репродуцируют собой целостно-когнитивно-гностическую модель, влияющую на психическую сферу субъекта, на результирующие факторы-условия его деятельности-активности; когнитивно-психологическое течение в псих. трактует П, как аспект процесса-приема-сохранения-переработки информации-информмоделей у субъекта в тесном корреляте с техническо-кибернетическими модусами исследования П. (ЭВМ), что дает возможность воссоздавать мультиблоково-дифференциальные полимодели переработки информации уже конгруэнтно-изоморфно значимой когнитивно-гностическо-креативной задаче, а когнитивный континуум-сфера представляет собой целый набор-комплекс информблоков-информящиков, где и осуществляется прием-переработка поступающего материала, соответствующего определенному типу самого блока, следоэффекты П. индукцируются -трансфероизируются-магистралеизируются иерархично через все блоки, пока и не поступает в тот или иной блок константное хранение моделей долговременной памяти; некот. представл. данного направления считают, что П. — это набор-комплект когнитивно-корреляционных единиц, кои интегративно связуются-взаимодействуют между собой, что в нынешнее время дает плодотворную возможность создавать новые рационально-ЭВМные программы и дифференциальные базы данных, интерпретаций для ЭВМ; верифицируем-отметим, что мех. П. коррелируют-связуют прошлое индивида с его настоящим и тем экспресс-будущим, отдаленным будущим, что и явл. базально-гностической функцией, лежащей в основе эволюции психики субъекта, его деятельности, факторов, касающихся обучения-научения, а сама П., включает в свою макромодель не только процессы, связанные с сохранением апостериорно-индивидуального опыта, но и механизмы, как доказано в совр. эпоху, трансиндукции-передачи генетическо-наследственной информации, наследственных информкодов; в базальной основе феноменов П. лежат трансформации активности отдельных нейронных ансамблей и их популяций, интеграций, метаболизации на биологическо-химическом уровне, в частности, в молекулах РНК и ДНК, транстектонизации микробиоэлектрического потенциала мозга, а сами эти процессы, как считают некот. иссл. и явл. субстратами двух базальных матриц П, — П. долговременной и П. кратковременной, что уже экспериментально-эмпирически подтверждается психодиагностическими регистрами о дифференциациях объема материалов в П. модусов сохранения материалов, модусов извлечения материала и информмоделей, при их репродукции из механизмов П.; нет надобности заявлять о базальной связи между мех. долговременного запоминания материала и процессами вербально-словесной интерпретации самой информации в механизмах кратковременной П., тут могут быть дифференциально-структурные модификации в постановке проблемы с учетом целостно-структурных компонентов человеческой личности, так как в зависимости от эволюции эмотивно-мотивационно-потребностной сферы субъекта могут метаболизироваться-инкарнироваться его отношения-ориентации к своему индивидуально-эмпирическому прошлому опыту, что само по себе транскомбинирует-транстектонизируетего знание о собственном Эго, о социуме, онтосе, уже с учетом настоящего опыта, настоящего времени; существует большое количество матриц-видов памяти, кот. дифференцируются в зависимости от модальностей запоминаемого материала-информации, а также самих модусов-приемов запоминаемого материала и временных рамок удержания памяти, а уже конгруэнтнотипу-матрице запоминаемого материала, информмодели и принято дифференцировать; вербальную П., эйдетичекую П., кинетическую П., чувственно-эмотивную П. и т.д.; тут можно комбинировать модусы-подходы к исследованиям-экспликациям мех. памяти — двигательная П. в корреляте с чувственно-эмотивной П. эйдетическая П. во взаимодействии с вербальной П., кинетическая П. в когеренции-интеграции с чувственно-эмотивной П. или же с эйдетической П. и т.п.; эти феномены рассматриваются в зависимости от условий, связанных с тем, какой из анализаторов и задействован, в доминирующе-кардинальном порядке, в механизмах перцепции-восприятия самого запоминаемого материала-информации; можно дифференцировать также визуально-зрительную П., аудиально-слуховую П., осязательно-тактильную П., обонятельно-вкусовую П., а их комбинации-рекомбинации могут моделировать-интерпретировать синтетическо-модификационные новые модели-структуры П., так как информация-материал-информмодели какого-либо кластера могут перцептироваться посредством разных параметров-модальностей, а уже с помощью самих интенсивных и экстенсивных мультимодальностей и можно воспринимать или же репродуцировать-воспроизводить дифференциальные типы-формы самого материала; индивидуально-дифференциальные формы П. — в них необходимо учитывать эволюцию одного из видов памяти, конгруэнтно характеру-интерпретации-модусам восприятия запоминаемой информации; для некот. субъектов, укажем, характерно какое-либо градационное развитие одной из таких матриц памяти как: эйдетическая, чувственно-эмотивная, кинетическая, вербальная, а уже конгруэнтно-изоморфно преобладающему-доминирующему виду-матрице памяти сам материал и фиксируется-запоминается-репродуцируется субъектом значительно лучше, в противовес той матрице-памяти, кот. не является в его психофизиологическом Эгосолирующе-превалируюшей; к примеру, субъекты, с более доминирующей визуал-зрительной памятью, лучше усваивают вербально-лингвистический материала, кот. воспринимается оптико-визуально, а те субъекты, у кот. лучше развита слуховая память, лучше запоминает текст, аудиозапись, если воспринимают сам материал в аудиально-звуковом порядке, т.е. на слух; встречаются индивиды, кот. обладают феноменально-визуальной памятью на лица и дета л и-ингредиенты лица, числа, тексты, музыкальные произведения, на произведения живописи и скрупулезностью-нюансивностью запоминания тончайших светотеней-элементов картины и т.д.; заметим-аргументируем, что память любого субъекта можно праксиологически-эмпирически считать сугубо индивидуально-неповторимой, потому что механизмы П. отражают-отзеркаливает собой индивидуально-субъективные рисунки-картины-голограммы-микродизайны-микродекорации, кои и определяют апостериорно-индивидуальный опыт деятельности-активности конкретного субъекта в социуме-среде; объем П. — это экстенсивно-количественный показатель-параметр, сохраняющегося в самих механизмах памяти материала или же того материала-информации, кот. репродуцируются-воспроизводятся в зависимости от целей-задач субъекта; долговременная память (Д.п.) — это субмодель-субсистема памяти, кот. обеспечивает энграммоудержание знаний, умений, ментально-эйдетических конститутивов, навыков и модальноизируются большим объемом удерживаемой информации и информмоделей; базально-идеосинкретическим механизмом фиксации-удерживания считается повторение, кот. уже репродуцируется на уровнях моделей кратковременной памяти, а интенсивно-механическое повторение не приводит к устойчивой фиксации и феноменам долговременного запоминания; повторение осуществляется, в генеральном порядке, в случае вербализации самого информматериала, как осмысленная модификация-генерация нового материала, корреляция между ингредиентами материала, установление общекогерентных связей между предикатами-свойствами-ингредиентами материала, и уже всем тем, что известно индивиду; благодаря такому феномену может деструктироваться-утрачиваться экстероматрица запоминаемого материала-информации, к примеру, сукцессивность лингвистических моделей, слов, словосвязок, сама фраза, суждение, хотя сами смысловые конститутивы, смысловые модели энграммоудерживаются значительно на длительный срок; в мех. Д.п. могут симультанно функционировать дифференциальные формы знаний, кои конституируются-конструируются как информационно-семантические модели и лингво-иерархические структуры по кластеру-денотации абстрактно-подвидовых, реально-конкретных, специфическо-интенциональных и как модели-субмодели кластерно-дискурсивных понятий-суждений-намерений-интенций-порывов-выводов-резюме и т.п.; кардинальной формой конституции, кот. связана с онтологическо-социальными категориями явл. классификация дифференциальных посылок-понятий в синкретическом порядке с категориальными субмоделями-прототипами, например, телевизор может служить прототипом-подкластером категории—аппаратура, а помада или духи, прототипом-подкластером категорий—парфюмерия или косметика; структурно-семантическая информация-информмодели в Д.п. включают в свою модель дискурсивно-понятийные и чувственно-эмотивно-критериальные экспликации, кот. отражают дифференциально-индивидуальное отношение субъекта к различным предметам онтологии-бытия, их свойствам-предикатам-качествам; резюмируем, что многочисленные научные исследования, связанные с конституированием-организацией информационных моделей Д.п., явл. фундаментально-кардинальным базисом для диагностическо-познавательных характеристик когнитивной сферы субъекта; кратковременная память (К.п.) — также субсистема-субмодель-субструктура памяти, кот. обеспечивает сукцессивно-оперативное удержание и метаболизацию информации-информмоделей, кот. поступают от сенсорных систем субъекта, а также из моделей-систем долговременной памяти; многие иссл. считают, что кардинальным условием трансиндукций-перевода-транскодирования информационных моделей из памяти сенсорной в память кратковременную, считается интенциеобращение на сами информмодели концентрированного внимания, а генеральную роль при таких феноменах референцируют-репрезентатируют процессы интериоризированного называния, проговаривания, реверсповторения самого материала, информмоделей; дифференцируют две матрицы повторения: а) механическо-артикуляционно-звуковое, кот. не может привести, как считают некотор. ученые, к каким-либо эффективно-трансформационным метаболизациям информмодели-информматериала, а сама эта матрица повторения лишь позволяет удерживать информмодели на уровне К.п.. но ее репродукций-интенций, имманентного порядка, не хватает для интеграции-пулизации с механизмами долговременной памяти; само долговременное запоминание, как новационно-мнемическая информмодель возможна при форме б) повторения, кот. сопровождается подключением-агломерацией-подсоединением зафиксированного материала в имманентные модели ассоциативно-эйдетическо-ментальных коррелятов, к примеру, увеличение информационных единиц в интротрансиндукциях от разобщенных слов к приемлемо-логическим предложениям, от разобщенных фраз к стройной тектонизации суждения, высказывания, вывода и т.д.; считают, что в отличие от долговременной памяти в К.п. может сохраняться лишь весьма ограниченное количество материала, информмоделей — не более 7+2 единиц материала; мы полагаем, что модели ограниченной К.п. вовсе не могут быть обструкциями-баррикадами при запоминании больших размеров перцептивно-эйдетической информации: тех или иных деталей лица, лиц, соматических данных индивида, ландшафтов, произведений живописи, архитектуры и т.д.; модели сенсорной памяти (М.с.п.)—субсистема памяти, кот. обеспечивает фиксацию-удержание в течении небольшого промежутка времени —секунды или же нескольких секунд — феноменов-информмоделей, поступающих в мультирецепторные системы-модели органов чувств; в зависимости от матриц-стимулов дифференцируют иконическую память — это сенсорные копии визуальной информации, кот. предъявляются субъекту на короткое время, а ее предикаты-свойства —это большая емкость, быстрое угасание во временных рамках; хранение информмоделей в виде-матрице мульти-сенсорных мультикодов; зависимость от параметрально-физических параметральностей-модальностей стимулов-сигналов, а базальная функция иконической памяти — это обеспечение времени, кот. необходимо для интродуктивного анализа стимула-сигнала и трансиндукции информации о самом сигнале в механизмы К.п., и эхоическую память — это моделе-сенсорная копия акустической информации, акустических информмоделей, кот. предъявляются субъекту на незначительно-короткий промежуток времени, обычно около секунды; по своим предикатам-модальностям эхоическая память почти тождественна иконической памяти, но тем не менее отличается большей длительностью хранения информмоделей, что можно обозначить, как параметрально-информационный эффект; субстанциональной функцией эхоической памяти, явл. обеспечение феноменов синтезации-пулизации, сукцессивно поступающей акустической информации, мультиакустических информмоделей; гипотетически дискурсукажем, что в механизмах мультисенсорной памяти энграммофиксируются-энграммоудерживаются физические предикаты-свойства информмоделей, что и не может аналогизировать М.с.п. с механизмами К.п. и Д.п. для коих, в базально-фундаментальном порядке, свойственны вербально-звуковые матрицы кодирования, а также структурно-лингвосемантические матрицы мультикодирования, влияющие на гностическо-креативные процессы деятельности субъекта; фрагментарная память(Ф.п,) — она хранит информмодели-информматериал о тех эпизодах, фрагментах, ситуациях, кот. экспресс-развертываются в онтологических аспектах времени, а также те корреляты, кои имеют непосредственное отношение к эпизодам-ситуациям-фрагментам-мигам, к примеру, экспрессивно-церемониальный фуршет, первая любовь мальчика или девочки, турне по экзотическим странам или странам Европы и т.д.; сукцессивно-семантическая память (С.-с.п.) это сукцессивно-модальное знание субъекта о словах, лингвистических моделях, словосочетаниях, лексемах дифференциальных лингвистических символах-знаках и их семасиологической интерпретации, а также о корреляциях, о взаимоотношениях между ними, о максимах-формулах-индексах манипулирования самими знаками-символами-посылками-понятиями-корреляциями-интерпретациями, согласно той или иной задаче; деформации памяти (Д.п.) —деструкция-потеря, деградантные признаки снижения запоминаемого материала, а также тех факторов, кои позволяют субъекту удерживать-узнавать и репродуцировать информацию и мате-риал; дифференцируют такие формы Д.п., как амнезия — это отсутствие памяти-мнемоники, гипермнезия — это усиление форм-матриц памяти, мнемических моделей; гипомнезия—это деструкция-ослабление мнемоники памяти; парамнезия — это фальсификационно-мистификационно-обманчивые формы-матрицы памяти-мнемоники; аргументируем-заметим, что все деструктивно-аберрационные формы памяти, явл. следствием генетико-врожденных или же социально-приобретенных аберраций-аномалий-дефектов, кои и способствуют нарушению функций сознания, что и продуцирует деформации-нарушения запоминания стимулов-сигналов определенной модальности, запоминание объема материала или же ложное повторение воспоминаний, наряду с не узнаванием знакомых объектов-предметов и их деталей-элементов; физиологические механизмы памяти (Ф.м.п.) — согласно гипотезе Хебба, рассматривают в настоящее время два дифференциальных процесса памяти—долговременный и кратковременный; некот. иссл. считают, что мех. кратковременного процесса памяти явл. реверберация-реверсоизация электроактивности в замкнутых цепях нейронных ансамблей, а уже в долговременной памяти хранение информации-информмодели базируется на константных конститутивно-функциональных, морфологически-функциональных трансформациях синаптической мультииндукции-мультипроводимости; следоэнграмма-следоэффект памяти метаболизируется из кратковременной матрицы в долговременную матрицу, посредством процесса интеграции-пулизации, кот. эволюционизируются при мультикратном магистральном прохождении нервных кодоимпульсов, через одни и те же синапсы, синаптические модели, синаптические структуры, а это значит, что кратковременный процесс, кот. продолжается несколько десятков секунд реверберации и становится базально-необходимым для хранения информмоделей-информструктур; иссл. Ф.м.п. на уровне конституирования-образований нейромоделей-нейроансамблей показали, что базисно-эффективным явл. метод интроклеточного отведения электроактивности, от-дельного нейрона, кот. и позволяет интерпретировать роль синаптических феноменов в модификационно-метаболических инкарнациях-преобразованиях нейроактивности-нейродинамичности, и доказано, что простая форма обучения, такая как привыкание, коррелируется с трансформационно-эффективными матрицоизменениями мультипостсинаптических потенциалов в промежуточно-локальных звеньях — интернейронах, с транстектоническим эффектом привыкания-фиксации следоэнграммы памяти в микросомах локальных нейронов; установлено, что гиппокамп, миндалина и хвостатое ядро, содержат нейронные модели, нейронные ансамбли, осуществляющие-продуцирующие дифференциальные формы поведения, коррелируемые с функциями глиальных элементов, влияющих на трансформационные процессы обучения и именно нейроны гиппокампа ретикулярной формации, в процессах обучения, детектороизируют-обнаруживают высокорелевантную эффектопластичность, а сами глиальные модели и принимают динамическо-активное участие в замыкании условно-рефлекторных корреляций; др. ученые считают, что механизмы памяти, связанные с трансформациями структур в молекулах РНК, кои отличаются качественно-количественными метаболизациями в процессах обучения субъекта.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.