ПАЛЕОФРЕНИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Палеофрения
греч. palaios – древний, phren – ум, разум) – не используемый в отечественной психиатрии термин Pierson (1935), обозначает психоз, проявляющийся импульсивными реакциями и совершаемыми при этом особо жестокими преступлениями, свойственный, якобы, народам экономически отсталых стран, долго находившимся в колониальной зависимости от западных метрополий.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Палеофрения
(от греч. palaios - древний, phren - ум, разум). Попытка выделения в качестве самостоятельной нозологической формы психозов, проявляющихся в импульсивных реакциях с выраженными антисоциальными, криминальными тенденциями и совершаемыми в силу этого особенно жестокими преступлениями. Концепция палеофрении утверждает, что нецивилизованным народам в силу их глубинной психологической структуры присуще, иногда даже несмотря на приобретенный внешний лоск, презрение к человеческой жизни и полное отсутствие осознания совершенного преступления.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПАЛЕОФРЕНИЯ
греч. palaios - древний, phren - ум, разум) [Pierson, 1955]. Попытка выделения в качестве самостоятельной нозологической формы психозов, проявляющихся в импульсивных реакциях с выраженными антисоциальными, криминальными тенденциями и совершаемыми в силу этого особенно жестокими преступлениями. Отмечается у народов экономически отсталых стран, находившихся длительное время в колониальной зависимости (Марокко). Концепция Pierson близка к теории первобытного "дологического" мышления L. Levy-Bruhl [1930], якобы присущего первобытным и нецивилизованным народам, однако, в отличие от последней, при ней речь идет о глубинных инстинктах, о чувственной сфере, будто бы мало изменяющейся со времен глубокой старины, о скрытых "подземных" архетипах (см. Юнга аналитическая психология). Концепция палеофрении, утверждающая, что нецивилизованным народам в силу их глубинной психологической структуры присуще, иногда даже несмотря на приобретенный внешний лоск, презрение к человеческой жизни и полное отсутствие сознания совершенного преступления, полностью игнорирует социально-экономические факторы жизни этих народов, является биологизаторски-расистской. Она клинически недостоверна и методологически неприемлема для отечественных психиатров. Так же, как и теория L. Levy-Bruhl, она не объясняет, почему в развитии психической деятельности современного человека возможен провал в стадию присущей первобытному человеку аффективной сферы.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995