ОЗЕРЕЦКОГО ОЦЕНКИ МОТОРИКИ ШКАЛА

Найдено 1 определение
ОЗЕРЕЦКОГО ОЦЕНКИ МОТОРИКИ ШКАЛА
тестовая батарея исследования уровня развития двигательных умений, отдельных компонентов моторики у детей и подростков. Методика предложена Н. И. Озерецким в 1923 г. под названием «Метод массовой оценки моторики
у детей и подростков». Шкальный принцип построения аналогичен традиционным тестам интеллекта (см. БИНЕ — СИМОНА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА, СТАНФОРД — БИНЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА). Предусматривается возможность как индивидуального, так
и группового обследования.
Тесты О. о. м. ш. объединены в пять групп (по 5 тестов в каждой). Состав и направленность тестов по отдельным компонентам развития двигательной сферы следующие:
I. Статическая координация (способность стоять в течение 15 с с закрытыми глазами; то же поочередно на правой и левой ногах; на цыпочках, на носках, при различных положениях туловища).
II. Динамическая координация и соразмерность движений (передвижение прыжками на правой и левой ногах; прохождение лабиринтов попеременно правой и левой руками; вырезание кружка из бумаги (время ограничено: 1 мин
для правой руки и 1,5 мин для
левой); прочерчивание линий; прыжки с места в высоту).
Скорость движений (укладывание 20 монет по одной копейке в коробку (время 15 с); рисование вертикальных линий; раскладывание спичек; прокалывание отверстий в листе бумаги с нанесенными на нем кружками (бланк пробы внимания по Россолимо, см. РОССОЛИМО
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФИЛИ»); нанесение точек на бумагу).
Сила движений (сгибание, распрямление различных предметов).
V. Сопровождающие движения (синкинезии) — поднимание бровей; намарщивание лба; движения кистями рук. Тесты считаются невыполненными, если наряду с требуемыми у испытуемого отмечаются другие движения, напр. движение кистью вместе с движением всей
руки, поднимание бровей и движения губами и т. д.
Испытания начинаются с тестов на динамическую координацию, затем следует оценка скорости движений, силы, синкинезии и статической координации. В протоколе обследования фиксируются количество выполненных тестов по всем пяти группам моторных качеств
(за каждый выполненный тест — 1 балл) и суммарная оценка. Продолжительность процедуры обследования — 45—60 мин. По суммарному результату в соответствии с таблицами норм для испытуемых определяется тот или иной возрастной уровень моторного
развития. Нормативные данные установлены на материале обследования 1,2 тыс. детей (в нормативную группу включены также дети и подростки с отклонениями в умственном развитии). Имеются возрастные нормы и для выполнения каждой группы тестов,
что позволяет проводить ориентировочную оценку профильную уровня развития отдельных компонентов двигательных навыков. Возрастная шкала норм разделена на шесть уровней (4—6, 7—8, 9—10, 11—12, 13—14, 15—16 лет).
При разработке методики большое внимание было уделено стандартизации процедуры обследования. В методических материалах подробно описаны инструкции и правила проведения отдельных тестов, схемы оценивания, рекомендации по времени обследования и
применению методики для различных контингентов испытуемых.
К достоинствам О. о. м. ш. в первую очередь следует отнести достаточную широту охвата исследуемых показателей психомоторного развития, простоту проведения, возможность группового тестирования. Кроме решения ряда научных задач, методика используется
в практике врачей и педагогов. Безусловна ценность О. о. м. ш. для психодиагностики в школе.
В результатах теста отчетливо выявляется общий фактор моторного развития. Коэффициент надежности (по методу расщепления) для разных групп испытуемых колеблется от 0,8 до 0,9. Показатель надетсности ретестовой достигает 0,7.
О. о. м. ш. широко используется в зарубежной психодиагностике. Методика считается особенно полезной при обследовании умственно отсталых детей, у которых часто наблюдаются дефекты развития моторики. В настоящее время применяется шкала моторного
развития Линкольна — Озередкого (Lincoln — Oseretsky Motor Development Scale, 1955), представляющая собой новую стандартизацию оригинальной шкалы с некоторым изменением системы оценки результатов, введением дополнительных заданий.
Сведений об использовании в СССР не имеется.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.