Отсеивание

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Отсеивание
(скрининг) - психодиагностическая процедура предварительного, ориентировочного отбора испытуемых по критерию принадлежности к той или иной диагностируемой группе. Для О. могут выбираться различные критерии, например, распределение испытуемых на группы по диагностическому признаку нормального интеллектуального развития или отставания от нормы, наличие психического заболевания, проявление или отсутствие проявления каких-либо личностных особенностей и т, д.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ОТСЕИВАНИЕ
(скрининг) — психодиагностическая процедура предварительного, ориентировочного отбора испытуемых по критерию принадлежности к той или иной диагностируемой группе. Для О. могут выбираться различные критерии, напр. распределение испытуемых
на группы по диагностическому признаку нормального интеллектуального развития или же отставания от нормы, либо вероятного психического заболевания, наличия или отсутствия тех либо иных личностных проявлений (напр., выявление лиц с повышенной
конфликтностью, тревожностью и т. д.).
Место О. в установлении диагноза психологического может быть показано на примере решения одной из задач анализа индивидуально-психологических характеристик познавательных функций учащихся с целью осуществления индивидуального подхода в обучении.
Так, при оценке функций внимания целесообразно проведение скринингового исследования с помощью таблиц Шульте (см. ПСИХОДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ) или корректурной пробы в сокращенной форме для предварительного разделения обследуемого контингента
на две группы: с нормальной и относительно сниженной продуктивностью внимания. Затем группа лиц с низкими результатами подвергается более подробному специальному обследованию с целью выявления особенностей внимания (сосредоточения), уровня
отдельных компонентов и основных причин их снижения у конкретного контингента испытуемых. Таким образом, О. выступает как начальный, предварительный этап отбора испытуемых, нуждающихся в уточнении и конкретизации психологического диагноза.
Одной из важнейших целей О. является повышение эффективности работы психодиагностической службы за счет предварительного отбора контингентов испытуемых. Результативность О. существенно связана с методиками, применяемыми в качестве скрининговых.
Основными требованиями к ним являются относительная краткость и простота применения, высокая валидность текущая (диагностическая), обеспечивающая достаточно надежную дифференциацию испытуемых по выбранному критерию. Ценным качеством скрининговых
методик является возможность группового обследования (см. ТЕСТЫ ГРУППОВЫЕ). Требование компактности методики для О. сопряжено с необходимостью высокой дискриминативности заданий теста, однородности пунктов методики.
В принципе, в качестве отсеивающей может быть избрана любая психодиагностическая методика, удовлетворяющая указанным выше требованиям, однако необходимы специальная проверка (установление валидности текущей по отношению к критерию О., эмпирическое
определение вероятности совпадения результатов скрининговой методики и углубленного обследования), оценка экономичности по времени и трудоемкости обследования по сравнению с другими родственными методиками, конвергентная и дискриминантная
характеристики валидности конструктива по отношению к тестам, включенным в программу основного обследования.
В качестве примера типичных методик, применяемых преимущественно для О., можно привести опросники для скрининга неврозов, служащие для предварительной доврачебной ориентировочной диагностики неврозов, эпидемиологических обследований массового
характера. К их числу относятся опросник Хека — Хесс (К. Hock, H. Hess, 1975) или шкала жалоб (BFB). Методика включает перечень 63 соматических и психических симптомов (нарушения зрения, речи, дрожание рук, жалобы на работу сердца и органов
дыхания, затрудненность контактов, различные страхи и т. д.). Ответы испытуемых интерпретируются по количественным показателям с учетом пола и возраста. Методика стандартизирована для лиц в возрасте от 16 до 60 лет. Длительность обследования
— 5—10 мин. Имеются три интерпретационных градации результатов: «норма», «предположительно невроз», «невроз».
Опросник для скрининга неврозов А. Кокошкаровой (1976) включает 83 вопроса, распределенных по 8 шкалам (лжи, вегетативных расстройств, неврастении, истерии, ипохондрии, депрессии, деперсонализации, дереализации. По суммарной оценке выделяются
три категории испытуемых: «норма», «нерезко выраженные невротические или неврозоподобные тенденции», «выраженные неврозы или неврозоподобные состояния». По данным автора, совпадения клинического диагноза с соответствующим заключением на основании
результатов опросника наблюдается в 88,2 % случаев.
В зарубежной клинической психодиагностике для скрининговых обследований лиц с депрессивными состояниями широко применяются такие методики, как шкала Гамильтона, шкала Beck — Rafaelson, шкала Montgomery — Asberg. Наряду со стандартизированными
шкалами находят распространение и разнообразные анкетные методики. В качестве примера можно привести анкету-шкалу депрессии (Inventarz-skala depressji (ISD) С. Пужински, И. Парновски, 1985). Анкета охватывает перечень 74 симптомов, разделенных
на 8 групп: «депрессия», «заторможенность», «изменения активности», «страх», «психотизм», «нарушения жизненных ритмов», «соматизация», «невротические признаки». При разработке анкеты авторы исходили из концепции наличия в эндогенном депрессивном
синдроме расстройств первичных, связанных с патогенетическими механизмами, и вторичных (неспецифических), являющихся реакцией личности на появление первичных. Имеются сведения об удовлетворительной валидности методики (по корреляции с результатами
обследования больных эндогенной депрессией и данными шкалы Гамильтона).

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.