Отрочество-юность

Предыдущий термин:
ОТРОЧЕСТВО

Следующий термин:
ОТРЫЖКА

Содержание:

Найдено 1 определение:

Отрочество-юность

adolescence) О.-ю. - период перехода от детства к ранней взрослости, начинающийся примерно с 11-13 лет и заканчивающийся в возрасте от 18 лет до 21 года, однако его точные временные границы зависят от таких разнотипных факторов, как окружающая культура и биолог. развитие. Этот переход связан с изменениями в биолог., когнитивном и соц. развитии. Хотя начало научного изучения О.-ю. обычно датируется временем публикации известного труда С. Холла, эмпирические исслед., сконцентрированные на этом периоде развития, существенно отстали по количеству и качеству работ от сравнимых исслед. детей и детства. Центры по изучению развития ребенка, программы подготовки дипломированных специалистов в области детского развития и соотв. научные журналы превосходят численно аналогичные формы работы, направленные на улучшение наших знаний о подростках - юношах и девушках. Несмотря на однозначность пубертатных изменений (скачок роста, изменения половых признаков и уровней выделения гормонов), они подготавливаются постепенно. Указать точно, когда индивидуум вступает в период О. - ю. и когда выходит из него, отнюдь не так легко, как может показаться. Однако в настоящее время пубертат, по-видимому, наступает все же раньше, чем в прошлые десятилетия, и это связано, вероятно, с улучшившимся здоровьем и питанием. Такая отрасль знания, как генетика поведения, начинает приносить пользу в объяснении таких изменений. Подростки претерпевают не только биолог. изменения; они испытывают не менее существенные когнитивные перемены. Большинство исследователей сходятся в том, что наступление О. - ю. еще нельзя считать сигналом появления полностью сформировавшегося мышления на уровне формальных операций. Согласно альтернативной т. зр., выраженной в модели ветвления (branch model), осн. (доминирующая) линия подросткового мышления яв-ся по характеру формально-операциональной (более абстрактной и организованной по сравнению с конкретно-операциональной), но при этом вполне возможно существование дополнительных, обходных путей мышления. Еще одна теорет. позиция предлагает выделять в формально-операциональном мышлении раннюю и позднюю стадии. Многочисленные приложения теории Пиаже к обучению подростков опирались на предположение о том, что большинство подростков мыслят на уровне конкретных операций и, следовательно, их следует обучать менее абстрактными, более конкретными способами. Соц. переходы юношей и девушек собирают в фокусе такие разнородные сферы личности, как идентичность, независимость, половые роли, моральные устои и нравственные ценности, достижения. Вероятно, конструкт идентичности более, чем любой другой, интуитивно охватывает ряд самых важных изменений, происходящих в период О.-ю. Исследователей всегда интересовали два типа окружения, оказывающих наибольшее влияние на развитие в О. - ю.: сверстники и родители. Одно недавно проведенное исслед. свидетельствует о том, что добровольное подчинение антисоциальным сверстникам достигает пика примерно в IX классе, а к XII классу конфликт между нормами родителей и сверстников становится менее выраженным. Хотя авторитарная дисциплина, по-видимому, подавляет развитие независимости в О.-ю., а демократический стиль родительского поведения, напротив, способствует ее развитию, исследователи могли бы уделить больше внимания таким понятиям, как "реципрокная социализация" и "синхрония-асинхрония". Последнее понятие, суть к-рого в том, что компетентные родители придерживаются порядка в проявлении инициативы и лидерства, кажется особенно существенным для успешного выполнения родительских функций в течение О. - ю. Исторические перемены Нек-рые теоретики и исследователи считают, что несоразмерно много внимания уделялось проблемам и отклонениям в период О.-ю., тогда как большинство юношей и девушек даже в т. н. "бунтарские" времена конца 1960-х гг., рационально и законопослушно продвигаются в направлении зрелой взрослости. Хотя в любой период времени довольно легко впасть в стереотипизацию подростков, нек-рые ист. перемены, видимо, действительно имели место. Конгер указывает на неск. таких перемен: а) что касается половых ролей, теперь больше матерей, к-рые работают и зарабатывают деньги, служат ролевыми моделями, и больше девочек-подростков воспитывается в андрогинном, а не в традиционно феминном духе; б) значительно больше подростков растут в семьях, где мать работает, а тж в семьях, разрушенных разводом; в) по-видимому, происходит более тонкое изменение, к-рое трудно определить точно, но лучше всего можно охарактеризовать как возросший интерес к себе. См. также Развитие в отрочестве-юности, Развитие человека, Развитие на протяжении жизни Дж. У. Сэнтрок
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Профессиональная направленность как составляющая личностного самоопределения в отрочестве и юности

Сорокина Ю.Е.
Рассмотрена взаимосвязь профессиональной направленности и самоопределения личности, влияние их содержательных составляющих на процесс выбора профессии.
Читать PDF

Пространство личных отношений как составляющая субъектного опыта в ранней юности

Глущенко Г.В., Лилиенталь И.Е.
Читать PDF

Социально-психологические свойства личности и уровни развития моральных суждений в ранней юности

Посаженникова Анна Олеговна
В статье рассматривается проблема развития уровней морального сознания в связи с социально-психологическими особенностями формирования личности в ранней юности.
Читать PDF

Особенности развития субъектности в ранней юности

Бирюкова Л. А.
В статье представлены результаты исследования особенностей развития субъектности у старшеклассников.
Читать PDF

Целостная активность субъекта жизнедеятельности и ее особенности в ранней юности

Рослякова Е. Ю.
В статье раскрывается содержание и методологические подходы к исследованию целостной активности субъекта жизнедеятельности в русле идей С. Л. Рубинштейна, А. В.
Читать PDF

Личностная рефлексия в поздней юности: структура

Двоеглазова М.Ю.
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического изучения личностной рефлексии.
Читать PDF

Юность в зеркале самореализации

Крылова, Хазова Светлана Алексеевна
Исследуются барьеры самореализации личности у подростков и юношей. Представлены результаты эмпирических исследований барьеров самореализации подростков и юношества.
Читать PDF

Личность в период ранней юности: особенности ценностно-смысловой сферы и совладающего поведения

Ковальская Ольга Сергеевна
В статье рассматривается роль системы ценностных ориентаций и уровня осмысленности жизни при выборе стратегий совладающего поведения.
Читать PDF

Коммуникативные способности и социальный интеллект в социальном поведении в ранней юности

Хазова Светлана Абдурахмановна
В исследовании предпринята попытка анализа роли социального интеллекта и коммуникативных способеностей в ситуациях межличностного взаимодействия в юношеском возрасте.
Читать PDF

Внешние факторы психологической устойчивости личности в ранней юности и молодости

Иванова Светлана Павловна
Читать PDF

К проблеме поиска психологических оснований развития инновативной компоненты личности в юности и мол

Богомаз С.А., Непомнящая В.А.
Рассматривается вопрос о взаимосвязи высокого уровня сформированности базовых убеждений, чувства психологической безопасности с высокой личностной гибкостью и чувством субъективной удовлетворенности ж
Читать PDF

Кризис юности и его рефлексивное опосредование

Медведев Александр Михайлович, Судьина Ирина Сергеевна
Исследуется самосознание молодых людей при переходе от подростничества к юности.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!