ОТНОШЕНИЯ РОЛЕВЫЕ Отношения следствия

Отношения сиблингов

Найдено 1 определение:

Отношения сиблингов

sibling relationships) Группа сиблингов состоит из братьев и сестер одной нуклеарной семьи. Положение, к-рое индивидуум занимает в последовательности сиблингов, обычно наз. порядком рождения или статусом сиблинга, всегда играло важную роль в решении вопроса о распределении семейной собственности. Соперничество сиблингов Соперничество среди братьев и сестер проявляется у менее чем половины всех первенцев. Судя по сообщениям, сильнее всего соперничают между собой сиблинги одного пола, близкие по возрасту (с разницей от 1,5 до 3 лет); к тому же соперничество обнаруживается преим. среди детей, родители к-рых непоследовательны в применении дисциплинарных мер, независимо от характера этих мер. По-видимому, личностные особенности детей, особенно способность адаптироваться к новому, будь это люди, места или вещи, способствует снижению соперничества между сиблингами. Кроме того, поведение родителей может усиливать ощущение ребенком утраты своих позиций, побуждать к соперничеству и, взаимодействуя с индивидуальными особенностями ребенка, приводить к различной скорости и степени приспособления сиблингов. Помимо родительского поведения и личностных особенностей детей, на динамику О. с., особенно на предотвращение соперничества, оказывают влияние соц. факторы. Первенцы, к-рые склонны претендовать на главенствующую роль по отношению к младшим братьям или сестрам, обнаруживают меньшее соперничество, и во мн. случаях их влияние оказывает большее воздействие, чем влияние родителей. По всей видимости, при оценивании главных эффектов порядка рождения или пола следует проявлять осторожность, т. к. разница в возрасте и родительское поведение явно сказываются на динамике взаимодействия сиблингов. Самые первые дети в семье (те, кому от 9 мес. до 3 лет) склонны больше командовать младшими сиблингами, чаще мешать им или игнорировать их, подстрекать к нарушению установленных правил или применять к ним физ. силу, по сравнению с детьми, родившимися вторыми или имеющими большую разницу в возрасте. Впрочем, младшие сиблинги, вероятно, яв-ся более толерантными при всех условиях. Матери, поощряющие детей брать на себя часть родительской заботы о младших сиблингах, способствуют повышению частоты и качества интеракций между детьми в семье. Имеющиеся данные тж показывают, что матери первенцев-сыновей вообще склонны подробнее разъяснять детям нормы и мотивы поведения и больше общаться с ними, чем матери первенцев-девочек, и эта их склонность, по-видимому, воспроизводится старшими детьми в отношениях с младшими сиблингами. В нек-рых случаях старшие дети служат фигурами привязанности для своих младших братьев и сестер даже в большей степени, чем родители. Согласно Р. Б. Зайонцу, самый старший ребенок, независимо от пола, имеет преимущество перед младшими детьми в силу того, что он в течение какого-то времени участвует вместе с родителями в орг-ции семейной жизни. Когда в семье появляется еще один ребенок, старшие дети извлекают дополнительную выгоду из выполнения роли учителей своих младших братьев и сестер. Опять-таки, судя по сообщениям, эффекты усиливаются, если разрыв в возрасте превышает 3 года. В добавление к этому, на динамику О. с. влияет размер семьи. Несмотря на то что родители, мечтающие и планирующие создать большую семью, стремятся обеспечить теплый и благоприятный климат для всех своих детей, они не могут целиком сдержать обид, враждебности и гнева. В действительности, родители в больших семьях, в общем и целом, тяготеют к авторитарным методам воспитания, и именно эти методы старшие дети, в свою очередь, демонстрируют при обращении с младшими. Описания статусов сиблингов Еще Ф. Гальтон обнаружил, что непропорционально большое число видных британских ученых были первенцами. Поначалу документально фиксировались только различия между первенцами и всеми остальными детьми, однако позднее исследователи подчеркнули важность более тонкой дифференциации, а именно деления на единственных, первых, средних и последних детей в семье. Единственные дети - самые зависимые и наиболее ориентированные на достижения по сравнению с детьми, занимающими все остальные позиции в порядке рождения. Родители часто предъявляют к ним непомерные требования, а дети, в свою очередь, расценивают это как непонимание и несправедливое обращение. Единственные дети часто ищут общества взрослых, имеют трудности в отношениях со сверстниками и яв-ся менее зрелыми, отчасти потому, что они пропустили фазу интерактивного научения, связанную с выполнением роли наставника по отношению к младшему сиблингу. Родители тж склонны предъявлять повышенные требования к первенцам, поэтому последние аккумулируют и генерируют более разнообразное поведение, чем др. дети. В тенденции, первенцы сильно мотивированы, имеют высокие цели, твердо придерживаются правил и, по-видимому, больше других нуждаются в соц. контактах и похвале. Однако они робки, чувствительны к боли и, кажется, менее способны справляться с тревогой, чем тем, кто занимает др. позиции в порядке рождения. Первенцы склонны к консерватизму и осторожности, во многом зависят от родителей и часто колеблются в определении своих ролей. Хотя средние дети в семье могут чувствовать себя обделенными любовью и справедливостью, они часто предпринимают попытки добиться успеха в тех областях, где они могут превзойти своих соперников, меньше тревожатся и ведут себя более непринужденно и беспечно по сравнению с теми, кто родился раньше или позже их. Кроме того, они более охотно берутся за новые задачи, осваивают новые виды деятельности и контактируют с новыми людьми, напр. легко вступают в разговор с незнакомцами. Они тж склонны поддерживать необычные идеи: одно исслед. показало, что более 90% ученых, с самого начала поддержавших эволюционное учение Ч. Дарвина в XIX в., были средними детьми. Последних детей ("последыши") роднит с первенцами то, что они находятся в фокусе родительского внимания и нередко избалованы. Впрочем, родившиеся в семье последними сохраняют до нек-рой степени ребяческое отношение к жизни, многим из них, вероятно, так и не удается почувствовать себя независимыми, а нек-рые перестают стремиться к достижениям или огорчаться из-за их отсутствия. Они склонны к переживанию высокой тревоги и развитию личных проблем, к-рые связаны с их постоянной потребностью договариваться, приспосабливаться и терпеть. К тому же у них редко появляется возможность взять ответственность на себя. Т. к. каждая из этих картин поведения и личности людей, различающихся порядком рождения, может существенно меняться под воздействием мн. факторов - размера семьи, разницы в возрасте сиблингов, родительских аттитюдов, экономического положения семьи и т. д., - мы должны рассматривать их лишь как составные фотографии. Кроме того, они составлены преим. по данным исслед. семей среднего класса, проводившихся методом поперечных срезов с использованием методики ретросп. самоотчетов. Отношения сиблингов на протяжении жизни Исслед., посвященных О. с. во взрослости, среднем возрасте и старости, крайне мало. В общем, братские/сестринские узы имеют тенденцию ослабляться с возрастом, но нередко они становятся крепче в периоды семейного кризиса или когда состарившийся родитель становится центром общей заботы. См. также Порядок рождения и личность, Порядок рождения Ф. Дойч
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Стиль привязанности и отношения с романтическим партнером у сиблингов

Круглова Елена Владимировна
Рассмотрено значение сиблинговой позиции индивида как фактора установления и развития романтической привязанности на этапах добрачных и супружеских отношений. Теоретическая основа исследования представлена теорией привязанности Дж. Боулби и его последователей, показавшихся влияние первичной привязанности на значимые отношения у взрослых. В собственном исследовании выявлена тенденция к надёжному стилю романтической привязанности. Обнаружена специфика в разных группах взрослых сиблингов. Выделена тенденция первенцев к избеганию зависимости от партнера, а так же тревожно-амбивалентное поведение единственных детей.
Скачать PDF

Наследственные и средовые факторы в восприятии отношений в парах близнецов и сиблингов

Корниенко Д.С.
Работа посвящена изучению характеристики индивидуальной среды. На выборках МЗ, ДЗ близнецов (75 пар) и сиблингов (74 пары) оценивались характеристики восприятия отношений в паре. Обсуждаются согласованность оценок близнецов и сиблингов и генетический анализ особенностей восприятия отношений в паре.
Скачать PDF

Взаимосвязи характеристик сиблинговых и детско-родительских отношений

Красильникова Екатерина Николаевна, Дериш Федор Валерьевич
В работе представлены результаты исследования сиблинговых и детско-родительских отношений в полных двухдетных семьях. Предпринята попытка анализа семьи в системном контексте. Изучались согласованность оценок близнецов и сиблингов, взаимосвязи параметров взаимодействия родителей и детей, а также различия в восприятии отношений младших и старших сиблингов с матерью и отцом. Сопоставление оценок восприятия отношений в парах показало, что близнецы и сиблинги демонстрируют разную степень согласованности. Было обнаружено, что характер взаимосвязей между характеристиками родительско-детских отношений и параметрами сиблинговой среды различен для старших и младших сиблингов. Выявлены значимые различия между отношениями с матерью и отцом по оценкам старших и младших сиблингов.
Скачать PDF

Сиблинговая позиция и возраст ребенка как факторы материнского отношения

Маленова Арина Юрьевна, Ляшевская Алена Владимирована
Анализируются особенности отношения родителей в зависимости от возраста и порядка рождения детей в семье. Описаны различия в отношении матерей к старшим и младшим сиблингам дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Обнаружены воспитательные установки матерей с учетом ролевой позиции и возраста ребенка.
Скачать PDF

Оценка родительского отношения и свойства индивидуальности сиблингов

Корниенко Дмитрий Сергеевич, Ротманова Наталья Валерьевна
Статья продолжает серию исследований, посвященных изучению взаимосвязи различающегося родительского отношения и свойств индивидуальности. Теоретической основой является концепция метаиндивидуальности, которая позволяет рассматривать взаимодействие интраиндивидуальных (темперамент, личность) и метаиндивидуальных свойств (детско-родительские отношения) с позиции системного подхода. Изучалась оценка ребенком параметров родительского отношения (опросник И.М. Марковской), свойства личности: экстраверсия и нейротизм (опросник Г. Айзенка), интернальность (опросники УСК). Согласованности в оценках сиблингами материнского и отцовского отношения не было обнаружено. Свойства темперамента и личности старшего ребенка демонстрируют разнонаправленные связи с оценкой взаимодействия с родителями, что может являться еще одним свидетельством различающегося отношения. Негативные проявления свойств темперамента младшего ребенка приводят к тому, что ребенок характеризует родительское отношение как отстраненное и контролирующее.
Скачать PDF

Оценка сиблинговых отношений в дошкольном и подростковом возрасте

Алексеева Ольга Сергеевна, Ржанова Ирина Евгеньевна
Введение. Сиблинговые отношения являются моделью и ориентиром для построения в будущем отношений с друзьями, супругом и коллегами по работе. Конфликтные и враждебные сиблинговые отношения устойчивы не только в течение детства и юности, но и сохраняются во взрослой жизни (Brody, 1998; Daniels, Plomin, 1985) и могут приводить к разрушению социальных связей во взрослой жизни (McHale et al., 1999). Целью исследования было проанализировать представления детей о сиблинговые отношениях. Материалы и методы. В выборку были включены дети дошкольного и подросткового возраста. Метод исследования: структурированное интервью. Интервью с дошкольниками 6-7 лет проводилось в 2009 и 2015 годах. Выборка 2009 года составила 146 детей: 68 девочек и 78 мальчиков. В 2015 году в исследовании участвовало 56 детей (25 девочек и 31 мальчик). Интервью с подростками проводились с 2005 по 2008 год в рамках Московского исследования сиблингов. Всего было опрошено 50 пар сиблингов. Средний возраст старшего сиблинга 17,9; младшего 14,5. Результаты. В целом можно сказать, что дети готовы с удовольствием проводить время с братьями и сестрами за исключением нескольких случаев, когда между детьми существует явный конфликт. И в 2009, и в 2015 гг. большинство детей отвечали, что хотели бы иметь брата или сестру. В 2009 г. дети, не желающие иметь сиблинга, это, в основном, единственные дети в семье. В 2015 году дети, которые говорили, что не хотят еще иметь братьев и сестер, уже имели старших или младших сиблингов. Большая часть единственных детей, наоборот, мечтает о сиблингах. Чаще дети выбирают сиблинга своего пола. Иногда пол желаемого сиблинга зависел от того, есть и ли уже брат или сестра. В некоторых случая дети выбирали пол сиблинга, ориентируясь на гендерные различия: девочки более аккуратные, тихие и спокойные; мальчики могут защитить. Интересно, что конфликтные отношения с родным братом или сестрой не отразились на желании иметь сиблингов вообще. Больше половины детей дошкольного возраста, опрошенных в 2015 г., сказали, что хотят быть старшими детьми, треть что хотят быть младшими (вне зависимости от их порядка рождения). Средними предпочитают быть дети, которые уже занимают такую сиблинговую позицию. Если посмотреть на распределение ответов в зависимости от порядка рождения, то среди старших детей никто не захотел поменять свою позицию. Среди младших и единственных детей ответы разделились примерно поровну половина хотела быть старшими, половина хотела быть младшими. Дошкольники связывают порядок рождения с взрослением. Им хочется быть старшими детьми, потому что хочется побыстрее пойти в школу, стать умным, получать зарплату и так далее. И хочется быть младшими, чтобы спать в садике, чтобы «папа мог поднять на руки». У подростков, как и у дошкольников, желание быть старшим преобладало над желанием быть младшим. По мнению подростков, старший в глазах родителей выглядит как более зрелый, больше заслуживающий доверия. Старшему позволено то, что не позволено младшему, и к тому же он наделен властью над младшим. Те же, кто хотел бы быть младшим в семье, говорили, что младший ребенок более любим родителями, его чаще прощают, на нем висит меньше ответственности. В исследованиях дошкольников в целом было получено, что большинство детей хотели бы иметь в будущем своих детей чаще всего, двоих (мальчика и девочку). Желающие иметь троих детей, объясняли это тем, что чем больше детей, тем веселее и лучше. Дети, которые хотели только одного ребенка, чаще всего связывали свое желание с возможными трудностями, которые возникают при воспитании детей. Те, кто не хотел иметь детей, либо никак не аргументировали свою позицию, либо говорили, что не хотят заниматься детьми. Обычно эти же дети утверждали, что никогда не выйдут замуж или не женятся. Большинство дошкольников, у которых нет сиблинга, мечтают иметь в будущем двоих детей. Дети, имеющие одного брата или сестру, разделились на две равные группы, одна из которых желает иметь в будущем двоих детей, другая троих и больше. Ответ "один ребенок" дети из двухдетных семей выбирали редко. Дети из многодетных семей в большинстве мечтают иметь двоих детей, но не больше. Следовательно, нельзя однозначно утверждать, что в будущем дети планируют копировать модель своей родительской семьи. Подростки, как и дошкольники, чаще всего отвечали, что хотят иметь двоих детей. Скорее всего, популярность этого ответа связана с общественными установками иметь двоих детей достаточно. О том, что хотят много детей, сообщили всего несколько сиблингов. Обычно их ответ сопровождался оговоркой если позволит материальное положение. Желание подростков не иметь детей вообще или ограничиться только одним ребенком чаще всего было связано с неблагополучными отношениями с сиблингом. Иногда, наоборот, подростки, не ладящие с братом или сестрой, говорили, что хотят иметь много детей. Но, отвечая на этот вопрос, они, скорее всего, выдавали социально желательные ответы ребенок необходим, но, как позже выяснялось, ребенок в представлении этих подростков помеха, и поэтому надо иметь побольше детей, чтобы они следили друг за другом, играли друг с другом, при этом, никак не касаясь родителей. Скорее всего, такая картина будущей жизни у этих подростков, как и у тех, кто отвечал, что не хочет иметь детей, сформировалась именно из-за негативного опыта, приобретенного в родительской семье. Похожие примеры ответов можно найти и в ответах дошкольников, у которых сложились крайне конфликтные отношения с сиблингами. Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что в основном у детей складываются хорошие отношения со своими сиблингами, и что они хотели бы иметь еще братьев или сестер. Позиция старшего ребенка в семье является для детей более привлекательной. Конфликт между сиблингами накладывает отпечаток на аттитюды детей в отношении своей будущей семьи. В этом случае они хотят в будущем иметь только одного ребенка или же не иметь детей вообще.
Скачать PDF

Диагностика значимых отношений женщины в период беременности

Перекатиева М.О.
Скачать PDF

Модель социально-психологической безопасности субъекта отношений

Эксакусто Татьяна Валентиновна
Социально-психологическая безопасность рассматривается как состояние динамического баланса, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенностью, что позволяет реализовать духовно-психический потенциал субъекта в процессе жизнедеятельности, сохранить его целостность.
Скачать PDF

Отношение к телу в структуре самоотношений

Леви Татьяна Самуиловна
В статье рассматривается специфика объектного и субъектного отношений к своему телу и их связь с психологическим здоровьем человека. Обосновывается необходимость развития субъектного отношения к своему телу. The specificity is considered of object and subject attitudes to the proper body and their relation to the psychological health. It has been proved the necessity of development of the subject attitude to the proper body.
Скачать PDF

Пространство личных отношений как составляющая субъектного опыта в ранней юности

Глущенко Г.В., Лилиенталь И.Е.
Скачать PDF

Влияние отношения матери к ребенку в перинатальном периоде развития на социально-психологическую ада

Толчинская Лариса Витальевна
Статья посвящена проблеме влияния отношения матери к ребенку в перинатальном периоде развития на социально-психологическую адаптацию в ранней юности (подростковом возрасте).
Скачать PDF

Сценарное прогнозирование мотивационной составляющей социально-трудовых отношений в системе государс

Катасонов С.В., Титова Н.Н., Жукова Валентина Федоровна
Определена значимость сценарного прогнозирования. Проанализированы категории для определения различных типов социально-трудовых отношений. В качестве основной задачи работы представлено построение сценарных прогнозов существующих противоречий, которые являются основным фактором возникновения конфликтов. Сделан вывод о том, что используемые ранее методы сценарного прогнозирования в исследовании социально-трудовых отношений, рассматривали прогноз с предметных позиций права, экономики. Предлагаемая методика позволяет рассмотреть взаимосвязь экономики и права на формальную и неформальную мотивационную составляющую определяющую отношение людей к принятым решениям, сформировать прогноз поведения участников трудовых отношений на макроэкономическом уровне в различных ситуациях, а так же рассчитать экономические и социальные последствия принятия нормативно-правовых актов.
Скачать PDF