Отношения родитель-ребенок

Найдено 1 определение:

Отношения родитель-ребенок

parent-child relations) Когда люди становятся родителями (в результате беременности, усыновления ребенка или повторного брака), они оказываются в ситуации нарушенного равновесия, адапт. к к-рой требует значительных усилий. Родители стремятся установить тесные взаимоотношения со своим новорожденным или приемным ребенком, однако при этом они тж хотят сохранить хорошие супружеские отношения, дружеские связи и, возможно, продолжить свою профессиональную карьеру. Появление нового ребенка означает для супругов ограничения, к-рых прежде не существовало. Все больше отцов начинают понимать важность той роли, к-рую они играют в развитии ребенка. Исслед. отцов и их взаимоотношений с младенцами подтверждают, что мн. отцы могут со вниманием относиться и чутко реагировать на своих малышей и что младенцы формируют привязанность как к матерям, так и к отцам примерно в одном и том же возрасте. Вероятно, наиболее яркие доказательства способностей мужчин ухаживать за ребенком предоставляют исслед. мужских особей приматов, отличавшихся низким интересом к своему потомству, но оказавшихся в ситуации, где им приходилось жить с детенышами, у к-рых отсутствовали матери. В этих обстоятельствах взрослые самцы проявляли значительную компетентность в воспитании детенышей. Взаимная социализация и синхрония в отношениях между родителями и детьми Белл провел обзор ряда исслед., посвященных влияниям воспитателя на детей, и высказал соображение, что эти влияния могли вызываться поведением ребенка в не меньшей мере, чем поведением воспитателя. Одним из замечательных открытий прошлого десятилетия стал тот факт, что родители существенно различаются по степени проявляемой чуткости к потребностям своих детей. Нек-рые родители быстро улавливают настроения ребенка и периоды неблагополучия и стараются успокоить малыша. Это наз. синхронией. Другие не замечают, что необходимо предпринять к.-л. действия, либо реагируют медленно. Это наз. асинхронией. С позиций психоан. подхода, синхрония будет формировать у младенца чувство доверия, тогда как асинхрония будет порождать недоверие. Теория научения делает акцент на наличии или отсутствии ясных условий вознаграждения (reward contingencies). Ясные условия облегчают научение. Недавно группа исследователей продемонстрировала, что синхрония матерей с потребностями их младенцев возбуждает физиолог. реакции и что эти биолог. показатели позволяют предсказывать, как матери будут оценивать темперамент своих младенцев. 32-м матерям, принадлежавшим к среднему классу, каждая из к-рых имела трехмесячного младенца, показывались короткие отрывки видеозаписи неизвестного младенца (тоже трехмесячного возраста), плачущего или улыбающегося. Матери, к-рые описывали своих младенцев как "трудных", менее чутко реагировали на младенца на этих видеозаписях. Из этого следует, что либо сама мать может научиться очень быстро (в данном случае в течение трех месяцев) реагировать на "трудного" младенца иначе, чем на "легкого", либо характер самого ребенка может отчасти формироваться под влиянием обращения с ним матери. По-видимому, эти результаты не представляют достаточно данных в отношении обоих эффектов. При объяснении соц. поведения ребенка следует учитывать не только взаимный характер О. "р. -р."; в добавление к этому, при оценке развития ребенка должна приниматься в расчет полная система всех взаимодействий членов семьи. Семья как система Будучи соц. системой, семья может рассматриваться как констелляция подсистем, определяемых в терминах поколения, пола и роли. Разделение труда между членами семьи определяет одни узлы, привязанности определяют другие, и каждый член семьи яв-ся участником неск. подсистем, иногда диадических, иногда полиадических. Поскольку отцы начинают осознавать себя как играющих важную роль в социализации ребенка, становится очевидным, что нам следует обратиться к изучению более широких, чем двусторонние, соц. взаимодействий. Дети взаимодействуют с более чем одним родителем или или взрослым большую часть своей жизни, однако мы крайне мало знаем о том, насколько родители служат источниками поддержки друг другу, равно как и источниками неудовлетворенности. Одна из попыток понять связь между супружескими взаимоотношениями и О. "р.-р." была предпринята в исслед. Ф. Педерсона и его коллег. Они обнаружили лишь незначительную связь между мерами положительного взаимодействия супругов и их положительным взаимодействием с младенцем. Однако, когда между мужем и женой наблюдалось отрицательное соц. взаимодействие (напр. критика, упреки), оно оказывалось сильно связанным с отрицательным аффектом, проявляемым отцом по отношению к младенцу. Эти результаты показывают, что семья представляет собой сеть взаимодействующих индивидуумов, функционирующих как система. Бельски разработал организационную схему системы семьи, иллюстрирущую возможные взаимовлияния, к-рые могут оказывать друг на друга отношения между супругами, исполнение родительской роли и поведение/развитие младенца. См. также Родительская пермиссивность Дж. Сэнтрок
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «Родитель-ребенок»: теоретический и э

Головей Лариса Арсеньевна, Савенышева Светлана Станиславовна, Василенко Виктория Евгеньевна, Энгельгардт Елена Евгеньевна
В статье приводится анализ современного состояния понятийного аппарата в системе отношений «родитель-ребенок» в семейной психологии.
Читать PDF

Семья как модель поведения и межличностных отношений в структуре "родитель-ребенок"

Конева О.Б., Дурбажева Е.В.
В статье представлена семья как модель поведения и межличностных отношений, описан характер семейных взаимоотношений, уровень сплоченности взаимоотношений, особенности детско-родительских взаимоотноше
Читать PDF

Родительская позиция в системе взаимоотношений «Родитель ребенок»

Козлова Елена Викторовна
Читать PDF

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩНОСТИ «РОДИТЕЛИ–РЕБЕНОК» В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Горлова Елена Леонидовна
Осуществлен анализ ведущих линий детского развития в работах Л.С. Выготского и современных продолжателей традиций культурно-исторической психологии.
Читать PDF

Взаимосвязи личностных черт супругов как отражение паттернов родительско-детских отношений

Осницкий Анатолий Викторович
Статья посвящена теоретическим и методологическим аспектам проблемы наследования личностных свойств.
Читать PDF

Экзистенциальный компонент представлений о детско-родительских отношениях в сознании подростков из с

Николаева Анна Васильевна
В статье анализируются данные исследования представлений детей об экзистенциальном компоненте детско-родительских отношений.
Читать PDF

Сравнительный анализ родительского отношения у незамужних и замужних матерей

Воронова А. А.
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей отношения незамужних женщин к собственному ребенку в сравнении с особенностями родительского отношения замужних матерей.
Читать PDF

Тип отношения родителей к детям как условие поддержки приватности подростка

Хозяинова Т. К., Ктениду М. Д.
Рассматривается связь типа отношения родителей (отца и матери) к детям с поддержкой ими приватности подростка (мальчика и девочки).
Читать PDF

Теоретико-методологические основания исследования особенностей отношения родителей к заболеванию реб

Иванова Вера Семеновна
Исследуется возможность рассмотрения методологических подходов, которые являются важным основанием в решении проблем интеграции в социум, повышения качества жизни детей-инвалидов и их семей.
Читать PDF

Влияние детско-родительских отношений на становление личной идентичности ребенка

Тищенко Ю.В.
Приводятся данные изучения психологических характеристик подростков с проблемной личной идентичностью.
Читать PDF

Проблема агрессия подростков в контексте детско-родительских отношений

Кириленко И.И.
Читать PDF

Изучение представлений об идеальном партнере в подростковом возрасте: связь с родительским отношение

Буренкова Е. В., Орлова Л. Е.
В статье описано исследование, направленное на определение связи родительского отношения к подростку с его представлением об идеальном партнере.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!