Отношения родитель-ребенок это что такое Отношения родитель-ребенок: определение — Психология.НЭС
Отношения предметно-рефлексивные ОТНОШЕНИЯ РОЛЕВЫЕ

Отношения родитель-ребенок

Найдено 1 определение:

Отношения родитель-ребенок

parent-child relations) Когда люди становятся родителями (в результате беременности, усыновления ребенка или повторного брака), они оказываются в ситуации нарушенного равновесия, адапт. к к-рой требует значительных усилий. Родители стремятся установить тесные взаимоотношения со своим новорожденным или приемным ребенком, однако при этом они тж хотят сохранить хорошие супружеские отношения, дружеские связи и, возможно, продолжить свою профессиональную карьеру. Появление нового ребенка означает для супругов ограничения, к-рых прежде не существовало. Все больше отцов начинают понимать важность той роли, к-рую они играют в развитии ребенка. Исслед. отцов и их взаимоотношений с младенцами подтверждают, что мн. отцы могут со вниманием относиться и чутко реагировать на своих малышей и что младенцы формируют привязанность как к матерям, так и к отцам примерно в одном и том же возрасте. Вероятно, наиболее яркие доказательства способностей мужчин ухаживать за ребенком предоставляют исслед. мужских особей приматов, отличавшихся низким интересом к своему потомству, но оказавшихся в ситуации, где им приходилось жить с детенышами, у к-рых отсутствовали матери. В этих обстоятельствах взрослые самцы проявляли значительную компетентность в воспитании детенышей. Взаимная социализация и синхрония в отношениях между родителями и детьми Белл провел обзор ряда исслед., посвященных влияниям воспитателя на детей, и высказал соображение, что эти влияния могли вызываться поведением ребенка в не меньшей мере, чем поведением воспитателя. Одним из замечательных открытий прошлого десятилетия стал тот факт, что родители существенно различаются по степени проявляемой чуткости к потребностям своих детей. Нек-рые родители быстро улавливают настроения ребенка и периоды неблагополучия и стараются успокоить малыша. Это наз. синхронией. Другие не замечают, что необходимо предпринять к.-л. действия, либо реагируют медленно. Это наз. асинхронией. С позиций психоан. подхода, синхрония будет формировать у младенца чувство доверия, тогда как асинхрония будет порождать недоверие. Теория научения делает акцент на наличии или отсутствии ясных условий вознаграждения (reward contingencies). Ясные условия облегчают научение. Недавно группа исследователей продемонстрировала, что синхрония матерей с потребностями их младенцев возбуждает физиолог. реакции и что эти биолог. показатели позволяют предсказывать, как матери будут оценивать темперамент своих младенцев. 32-м матерям, принадлежавшим к среднему классу, каждая из к-рых имела трехмесячного младенца, показывались короткие отрывки видеозаписи неизвестного младенца (тоже трехмесячного возраста), плачущего или улыбающегося. Матери, к-рые описывали своих младенцев как "трудных", менее чутко реагировали на младенца на этих видеозаписях. Из этого следует, что либо сама мать может научиться очень быстро (в данном случае в течение трех месяцев) реагировать на "трудного" младенца иначе, чем на "легкого", либо характер самого ребенка может отчасти формироваться под влиянием обращения с ним матери. По-видимому, эти результаты не представляют достаточно данных в отношении обоих эффектов. При объяснении соц. поведения ребенка следует учитывать не только взаимный характер О. "р. -р."; в добавление к этому, при оценке развития ребенка должна приниматься в расчет полная система всех взаимодействий членов семьи. Семья как система Будучи соц. системой, семья может рассматриваться как констелляция подсистем, определяемых в терминах поколения, пола и роли. Разделение труда между членами семьи определяет одни узлы, привязанности определяют другие, и каждый член семьи яв-ся участником неск. подсистем, иногда диадических, иногда полиадических. Поскольку отцы начинают осознавать себя как играющих важную роль в социализации ребенка, становится очевидным, что нам следует обратиться к изучению более широких, чем двусторонние, соц. взаимодействий. Дети взаимодействуют с более чем одним родителем или или взрослым большую часть своей жизни, однако мы крайне мало знаем о том, насколько родители служат источниками поддержки друг другу, равно как и источниками неудовлетворенности. Одна из попыток понять связь между супружескими взаимоотношениями и О. "р.-р." была предпринята в исслед. Ф. Педерсона и его коллег. Они обнаружили лишь незначительную связь между мерами положительного взаимодействия супругов и их положительным взаимодействием с младенцем. Однако, когда между мужем и женой наблюдалось отрицательное соц. взаимодействие (напр. критика, упреки), оно оказывалось сильно связанным с отрицательным аффектом, проявляемым отцом по отношению к младенцу. Эти результаты показывают, что семья представляет собой сеть взаимодействующих индивидуумов, функционирующих как система. Бельски разработал организационную схему системы семьи, иллюстрирущую возможные взаимовлияния, к-рые могут оказывать друг на друга отношения между супругами, исполнение родительской роли и поведение/развитие младенца. См. также Родительская пермиссивность Дж. Сэнтрок
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Отношения родитель-ребенок — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «Родитель-ребенок»: теоретический и э

Головей Лариса Арсеньевна, Савенышева Светлана Станиславовна, Василенко Виктория Евгеньевна, Энгельгардт Елена Евгеньевна
В статье приводится анализ современного состояния понятийного аппарата в системе отношений «родитель-ребенок» в семейной психологии. Исследование направлено на изучение стилевых характеристик воспитания, показателей родительского отношения, взаимодействия родителей с детьми-дошкольниками. В исследовании приняли участие родители детей дошкольного возраста (546 человек). Использовались методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса, опросник родительского отношения А. Я. Варги, В. В. Столина, методика «Взаимодействие родитель-ребенок» И. М. Марковской. Анализ выявил склонность современных родителей дошкольников к недостаточности санкций и запретов, симбиотическим отношениям с ребенком, к инфантилизации и высокому контролю. Обнаружены различия в степени опеки и принятия ребенка у отцов и матерей, тогда как различий в воспитании мальчиков и девочек выявлено не было.
Скачать PDF

Семья как модель поведения и межличностных отношений в структуре "родитель-ребенок"

Конева О.Б., Дурбажева Е.В.
В статье представлена семья как модель поведения и межличностных отношений, описан характер семейных взаимоотношений, уровень сплоченности взаимоотношений, особенности детско-родительских взаимоотношений, их структура. Рассматриваются виды влияния родителей на ребенка, проявления неблагополучия в семье, семейные конфликты и их профилактика.
Скачать PDF

Родительская позиция в системе взаимоотношений «Родитель ребенок»

Козлова Елена Викторовна
Скачать PDF

Взаимосвязи личностных черт супругов как отражение паттернов родительско-детских отношений

Осницкий Анатолий Викторович
Статья посвящена теоретическим и методологическим аспектам проблемы наследования личностных свойств. Автор, опираясь на результаты эмпирических исследований, формулирует новую гипотезу о механизме передачи характерологических черт личности.
Скачать PDF

Экзистенциальный компонент представлений о детско-родительских отношениях в сознании подростков из с

Николаева Анна Васильевна
В статье анализируются данные исследования представлений детей об экзистенциальном компоненте детско-родительских отношений. В работе изучаются представления детей из полных, неполных семей и семей трудовых мигрантов, проживающих в городе и селе. Определена выраженность экзистенциальной данности для всех групп родителей в представлении их детей.
Скачать PDF

Сравнительный анализ родительского отношения у незамужних и замужних матерей

Воронова А. А.
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей отношения незамужних женщин к собственному ребенку в сравнении с особенностями родительского отношения замужних матерей. Установлено, что для незамужних матерей, в отличие от замужних женщин с детьми, характерна высокая степень инфантилизации ребенка, а также выраженное стремление к развитию у него различных способностей.The article presents the results of the empirical research on unmarried women's attitude to their own children in comparison with married mothers' attitude. It has been stated that a high level of a child's infantilisation and marked ambition to develop a child's abilities are characteristic of unmarried mothers unlike married women with children.
Скачать PDF

Тип отношения родителей к детям как условие поддержки приватности подростка

Хозяинова Т. К., Ктениду М. Д.
Рассматривается связь типа отношения родителей (отца и матери) к детям с поддержкой ими приватности подростка (мальчика и девочки). Выявляются виды влияния характера родительского отношения на параметры приватности подростка.
Скачать PDF

Теоретико-методологические основания исследования особенностей отношения родителей к заболеванию реб

Иванова Вера Семеновна
Исследуется возможность рассмотрения методологических подходов, которые являются важным основанием в решении проблем интеграции в социум, повышения качества жизни детей-инвалидов и их семей. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся прежде всего на социальные механизмы компенсации и адаптации. Реабилитация инвалидов заключается в комплексном, многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микрои макросоциального окружения. Анализируются различные особенности коммуникативных исследований детей-инвалидов с ДЦП и рассматриваются их характеристики, которые развиваются по следующим направлениям: клинико-психологическому, психолого-педагогическому и социально-психологическому, где центральное место занимает проблема семьи как важнейшего института первичной социализации ребенка-инвалида.
Скачать PDF

Влияние детско-родительских отношений на становление личной идентичности ребенка

Тищенко Ю.В.
Приводятся данные изучения психологических характеристик подростков с проблемной личной идентичностью. На основе результатов исследования выделяются типы проблемных форм взаимодействий родителей и ребенка. Анализируются главные психологические причины различных трудностей в детско-родительских отношениях
Скачать PDF

Проблема агрессия подростков в контексте детско-родительских отношений

Кириленко И.И.
Скачать PDF

Изучение представлений об идеальном партнере в подростковом возрасте: связь с родительским отношение

Буренкова Е. В., Орлова Л. Е.
В статье описано исследование, направленное на определение связи родительского отношения к подростку с его представлением об идеальном партнере. Получены характеристики межличностных отношений в супружеских парах родителей и их согласование с детскородительскими отношениями и с супружескими отношениями. Результаты исследования позволили определить портрет идеального партнера для подростка и согласовать его с реально существующим портретом партнера в супружеских отношениях родителей.
Скачать PDF

Феноменологический обзор вариантов родительского отношения и мотивов взаимодействия в семье с ребенк

Меренков Валерий Александрович
Статья представляет собой обзор феноменологического содержания вариантов родительского отношения к ребенку с детским церебральным параличом, мотивов и целей его развития как центральных составляющих социальной ситуации развития в детском онтогенезе. В процессе анализа эмпирических данных автором условно выделены типы родительского отношения и мотивы развития и лечения ребенка.The paper presents the review of phenomenological contents of parents' attitude towards their child suffering from cerebral palsy, motivation and targets of his/her development as integral components of the social development situation in children's ontogenesis. Analysing the empirical data, the author conventionally singles out a number of types of parents' attitude and motives for development and of treatment of a child.
Скачать PDF