ОТКРЫТОЕ ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
ОТКРЫТОЕ ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
АДКРЫТАЕ ЭЎРЫСТЫЧНАЕ ЗАДАННЕ / OPEN HEURISTIC TASK– важнейший компонент содержания эвристического обучения– «открыто» для любого ученика, т. е. не имеет однозначных «правильных» ответов. В открытости задания заложена возможность для ученика совершать собственные открытия. Получаемый учеником результат всегда уникален и отражает степень его индивидуального творческого самовыражения, а не ожидаемый «правильный» ответ. С одной стороны, О. э. з. позволяют учащимся делать свои открытия по учебному предмету, а потому раскрывают внутренний потенциал учащегося, формируют и развивают эвристические качества его личности: креативные, когнитивные, оргдеятельностные. С другой стороны, эвристическое задание опирается на образовательный стандарт и программу. Ученику нет необходимости переоткрывать все знания и опыт человечества. Но главные вопросы бытия и фундаментальные проблемы изучаемых предметов первично начинают решаться в личной деятельности ученика. Проектирование О. э. з. предполагает реализацию следующих этапов: 1) отбор образовательных объектов из учебной программы, которые становятся основой эвристического задания (фундаментальные понятия, частнопредметные понятия, конкретные реальные объекты, правила или закономерности и др.); 2) выделение основных видов деятельности студентов в учебной дисциплине, по которой проводится занятие (выбираются имеющие наибольшее отношение к обозначенным образовательным объектам); 3) определение формы возможного образовательного продукта, который будет создан обучающимися при выполнении эвристического задания (например, найти закономерность, составить таблицу, алгоритм); 4) определение эвристических методов, с помощью которых предполагается выполнение учащимся задания; 5) запись О. э. з. в общем структурном виде (явно указываются объект задания, предполагаемые виды деятельности студента, ожидаемый продукт и его форма); 6) шлифовка О. э. з. с учетом его занимательности, увлекательности, доступности для студентов. Диалоговое эвристическое задание как особая разновидность О. э. з. является необходимым и достаточным условием для получения творческого, а не репродуктивного ответа учащегося благодаря диалоговой структуре и личностной значимости. Наряду с внутренним диалоговым компонентом эвристического задания, являющегося его необходимым сущностным компонентом, есть и внешне-диалоговый компонент данного задания, направленный на развитие умений учащихся задавать вопросы, доказывать, опровергать утверждения, составлять фрагмент беседы и др. В подобных внешне-диалогических заданиях заключен определенный синтез внутреннего диалога и диалога внешнего, что представляет собой необходимое и достаточное условие для развития творческих способностей учащегося. Например, дано задание по географии: «Исходя из экономических, географических условий местности, придумай характерные и эффективные для твоей местности средства спасения в случае внезапного природного катаклизма». В этом задании учащемуся предлагается: рассмотреть традиционные способы спасения при разгуле природных стихий, рассмотреть особенности своей местности (вопрос «Что?»), соотнести традиционные средства спасения, сравнить (вопрос «Как?») с особенностями своей местности. Для этого учащийся неизбежно столкнется с необходимостью создания принципиально нового продукта– результата соотнесения общеизвестных средств спасения с географическими особенностями края (вопрос «Почему?»). Практически любой элемент изучаемой темы может быть выражен в форме открытого задания. Например: предложите свой способ исследования, версию происхождения алфавита, сформулируйте грамматическое правило, составьте сборник своих задач, установите происхождение объекта, исследуйте явление и т. п. Получаемые учениками результаты оказываются индивидуальными, многообразными и различными по степени творческого самовыражения. А. Д. Король