ОТБОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ОТБОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
определение психической пригодности кандидатов какому-то роду деятельности с учетом проведенных результатов психологического тестирования.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
Отбор психологический
комплекс мероприятий, направленных на обеспечение отбора лиц, обладающих в соответствии с требованиями профессиональной деятельности определенным уровнем развития необходимых индивидуально-психологических качеств и свойств личности.
В большинстве случаев процедура профессионального психологического отбора состоит из социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования и предполагает осуществление оценки индивидуально-психологических особенностей кандидатов с тем, чтобы установить степень их соответствия требованиям конкретной специальности или специфике обучения.
Научную основу исследований проблемы О. п. составляют концепции о социально-биологической сущности человека и соотношении его врожденных и приобретенных качеств; свойствах личности, формирующих профессиональные способности; о характере и значении свойств высшей нервной деятельности и их проявлениях в профессиональной деятельности.
В большинстве случаев процедура профессионального психологического отбора состоит из социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования и предполагает осуществление оценки индивидуально-психологических особенностей кандидатов с тем, чтобы установить степень их соответствия требованиям конкретной специальности или специфике обучения.
Научную основу исследований проблемы О. п. составляют концепции о социально-биологической сущности человека и соотношении его врожденных и приобретенных качеств; свойствах личности, формирующих профессиональные способности; о характере и значении свойств высшей нервной деятельности и их проявлениях в профессиональной деятельности.
ОТБОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
принятие решения о пригодности кандидатов к учебной или профессиональной деятельности с учетом результатов психологических и психофизиологических испытаний. Применяется в управлении, промышленности, авиации, армии, спорте, при комплектации некоих учебных заведений. Ему предшествует определение требований к кандидатам на базе психологического анализа предстоящей деятельности, а затем - подбор соответственных диагностических методик. Валидность этих методик проверяется на репрезентативной выборке.
При этом различаются два типа учебных и профессиональных деятельностей:
1) тип первый - обусловливает требования индивидуально-психологических особенностей, почти не поддающихся развитию (например, требования к сохранению устойчивой и длительной работоспособности, необходимые для деятельности диспетчера, хирурга и пр.); психофизиологическим коррелятом этой особенности считается наличие определенных свойств системы нервной; здесь безусловно показан отбор психологический или профессиональный;
2) тип второй - обусловливает требования, коим может удовлетворить каждый психически нормальный человек, поэтому надобность в отборе психологическом возникает, когда период предстоящей деятельности относительно невелик - около 2-10 лет (служба в армии, спорт и пр.); в большинстве случаев этот срок недостаточен для развития нужных качеств, поэтому предпочтение отдается кандидатам с подходящим к моменту испытаний уровнем развития требуемых индивидуальных особенностей.
Как бы тщательно ни подготовлялся отбор психологический, достижение кандидатами успеха в деятельности зависит от наличия у них положительной мотивации, для выявления коей обычно применяются опросники и другие подобные методики. При любом изменении содержания деятельности программа отбора пересматривается. Вместе с отборов психологическим, как правило, проводится отбор по медицинским и физиологическим показателям, по образовательному цензу, по опыту работы, и пр. Решение о пригодности принимается по совокупности всех данных.
При этом различаются два типа учебных и профессиональных деятельностей:
1) тип первый - обусловливает требования индивидуально-психологических особенностей, почти не поддающихся развитию (например, требования к сохранению устойчивой и длительной работоспособности, необходимые для деятельности диспетчера, хирурга и пр.); психофизиологическим коррелятом этой особенности считается наличие определенных свойств системы нервной; здесь безусловно показан отбор психологический или профессиональный;
2) тип второй - обусловливает требования, коим может удовлетворить каждый психически нормальный человек, поэтому надобность в отборе психологическом возникает, когда период предстоящей деятельности относительно невелик - около 2-10 лет (служба в армии, спорт и пр.); в большинстве случаев этот срок недостаточен для развития нужных качеств, поэтому предпочтение отдается кандидатам с подходящим к моменту испытаний уровнем развития требуемых индивидуальных особенностей.
Как бы тщательно ни подготовлялся отбор психологический, достижение кандидатами успеха в деятельности зависит от наличия у них положительной мотивации, для выявления коей обычно применяются опросники и другие подобные методики. При любом изменении содержания деятельности программа отбора пересматривается. Вместе с отборов психологическим, как правило, проводится отбор по медицинским и физиологическим показателям, по образовательному цензу, по опыту работы, и пр. Решение о пригодности принимается по совокупности всех данных.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР
один из видов профессионального отбора, предназначенный для выяснения у кандидатов тех профессионально важных психологических качеств, которые необходимы для овладения профессиональными знаниями, навыками и умениями, определяющими успешность обучения в установленные сроки и эффективность последующей профессиональной деятельности. Среди других видов профессионального отбора П. о. занимает особое место. Это связано с тем, что психологические испытания позволяют достаточно быстро и эффективно измерить большое число психологических свойств, выявить тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, которые другими методами можно определить лишь в процессе длительных наблюдений. Ценно, что психологические характеристики и свойства человека могут количественно выражать профессионально важные (значимые) качества личности и обладают для многих профессий достаточно высокой прогностичностью. Основной принцип П. о.— его обоснованность, которая рассматривается в двух аспектах: 1) обоснование необходимости проведения самого П. о., поскольку он целесообразен лишь для определенного круга видов деятельности, предъявляющих специальные требования к оператору; 2) выбор и обоснование необходимых методик П. о., адекватных характеру решаемой задачи. При проведении П. о. используются различные психологические методы исследования: опрос, беседа, экспертные оценки, регистрация трудовых действий и др., однако целями П. о. являются: 1) прогнозирование профессиональной пригодности к обучению по данной специальности; 2) прогнозирование профессиональной пригодности к специфической деятельности по конкретной специальности; 3) прогнозирование профессиональной пригодности к управлению и руководству другими людьми. П. о. проводится в следующей последовательности. Вначале составляется психограмма изучаемой деятельности и на основе ее определяются профессионально важные качества, необходимые для успешного обучения и выполнения деятельности. Затем выбираются методики, с помощью которых можно проверить степень развития этих качеств у кандидата на работу. По выбранным методикам проводятся контрольные испытания и оценивается корреляция между успешностью деятельности и результатом оценки кандидата по каждой методике и их совокупности. С целью выбора наиболее приемлемых методик и исключения малоинформативных используют корреляционный и факторный анализ. Итогом этой работы является обоснование необходимого и достаточного набора (батареи) методик, позволяющих с достаточной вероятностью прогнозировать профессиональную пригодность кандидатов. Затем разрабатываются и обосновываются организационно-методические формы проведения П. о., в соответствии с ними проводится обследование кандидатов и делаются выводы о их профессиональной пригодности (напр., абсолютно пригодные, условно пригодные, непригодные). При оценке профессиональной пригодности чаще всего ориентируются на поиск лиц с высоким уровнем развития обследуемых качеств (подход по максимуму), реже стараются выявить и отсеять лиц с низкими показателями этих качеств (подход по минимуму). Выбор подхода зависит от конкурса претендентов и сложности профессии.