ОТБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Профессиональный отбор
отбор людей по Определенным качествам для занятий той или иной профессией.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР
отбор людей по определённым качествам для занятий той или иной профессией (см. также Профессиональное консультирование и профессиональное ориентирование).

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР
изучение и вероятностная оценка пригодности человека к овладению специальностью и успешному выполнению профессиональных обязанностей. При профессиональном отборе человек подбирается для профессии по достаточно жестким критериям.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Профессиональный отбор
Процедура изучения и вероятностной оценки пригодности человека к овладению данной специальностью. В П. о. выделяют 4 компонента: медицинский, физиологический, педагогический и психологический. П. о. – реальный метод помощи социальной адаптации человека, согласования его объективных возможностей, интересов и склонностей с условиями профессиональной деятельности.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР
(профотбор) — форма трудовой экспертизы, задача которой — выбор из группы свидетельствуемых соответствующих по способностям, опыту, моральным качествам данной профессии или специальности и отсев имеющих противопоказания.
По задачам различают психологический, медицинский, физиологический и педагогический П. о. В зависимости от опоры на экспресс-психодиагностику или на пролонгированную психодиагностику различают психологический экспресс-отбор и пролонгированный отбор.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Профессиональный отбор
процесс практического выделения из имеющихся ка?1дидатов тех, которые способны в данных условиях обеспечивать наиболее эффективное выполнение возложенных па них задач. Задача отбора становится актуальной при наличии избытка претендентов, высокой стоимости профессиональной подготовки или когда деятельность предъявляет высокие требования к определенным психологическим особенностям человека (способность противостоять действию стрессогенных факторов, оперативно принимать ответственные решения и т. п.). Особый аспект проблемы — отбор под задачу, под руководителя, в управленческую команду, при реальной или субъективной значимости для руководителя его безопасности и т. п.

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

Профессиональный отбор
Словообразование. Происходит от лат. profiteor - объявляю своим делом.
Категория. Принятие кадровых решений на основе изучения и прогностической оценки пригодности людей к овладению профессией, выполнению профессиональных обязанностей и достижению необходимого уровня мастерства.
Специфика. Осуществляется при комплексном использовании ряда критериев: медицинского, физиологического, педагогического и психологического. При использовании психологического критерия проводятся следующие мероприятия: психологическая диагностика; построение прогноза успешности деятельности в данной профессиональной области; проверка прогноза по реальной эффективности осуществления профессиональной деятельности. При использовании тех или иных диагностических методик должна быть получена информация о ценностных ориентациях личности, мотивационной составляющей профессионального выбора, личностных чертах.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР
система мероприятий и средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных условиях, требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции. Необходимость проведения профессионального отбора, как правило, возникает тогда, когда условия и особенности предстоящей деятельности требуют довольно высокого уровня развития определенной группы качеств кандидата, которые не представляется возможным компенсировать или развить в отведенные сроки. В ходе профотбора кандидатов на военную службу осуществляется выбор из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предупреждение поступления человека на контрактную службу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию и психологическим качествам. По решаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогический и психологический виды отбора. В основе П. о. лежат нормативные условия профессии: а) социальные (цели, задачи, функции); б) операциональные (точность исполнения, временные и другие характеристики); в) организационные (гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия деятельности). С помощью комплекса аппаратурных, бланковых и опросных тестов, имитационного эксперимента осуществляется диагностика человека на его соответствие конкретной профессиональной деятельности. Основными задачами профессионального психологического отбора в ВС РФ являются: оценка психологических качеств и свойств личности, необходимых для успешного обучения в военном вузе и осуществления конкретного вида воинской деятельности: выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью: вынесение итогового заключения о профессиональной пригодности кандидата, отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения, подготовки сержантов и старшин, а также рациональное распределение по профилям подготовки, воинским должностям и подразделениям.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ОТБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
разновидность отбора психологического - принятие кадровых решений на основе изучения и прогностической оценки пригодности людей к овладению профессией, к выполнению профессиональных обязанностей и достижению нужного уровня мастерства. Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, что ведутся в нормативно заданных опасных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих повышенной ответственности, здоровья, работоспособности и точности исполнения заданий, устойчивости эмоционально-волевой регуляции.
Отбор профессиональный производится при комплексном использовании ряда критериев: медицинских, физиологических, педагогических и психологических. Его основа - конкретные нормативные характеристики профессии, позволяющие врачам, психологам, физиологам подбирать, разрабатывать и адаптировать методы и процедуры отбора и проводить диагностику на соответствие конкретной профессиональной деятельности:
1) социальные - функции, задачи, цели;
2) операциональные - точность исполнения и временные, пространственные, логические характеристики;
3) организационные - гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия труда.
При использовании психологических критериев проводятся следующие мероприятия:
1) психодиагностика;
2) построение прогноза успешности деятельности в данной профессиональной области;
3) проверка прогноза по реальной эффективности выполнения профессиональной деятельности. При использовании методик диагностических нужно получить информацию об ориентациях ценностных личности, мотивационной составляющей профессионального выбора, чертах личностных.
Процесс отбора профессионального может проводиться комплексом тестов аппаратурных, бланковых и опросных, а также с помощью эксперимента имитационного, воспроизводящего фрагменты, ситуации и этапы реальной деятельности профессиональной, при строгой регистрации визуально наблюдаемых и фиксируемых показателей функционального состояния человека, мотивационно-эмоциональных проявлений, показателей продуктивности и успешности его работы.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ОТБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
система мероприятий, направленных на выявление лиц, которые по своим психофизиологическим характеристикам, свойствам личности, способностям и задаткам, соответствуют требованиям конкретных специальностей и наиболее пригодны к обучению. О.п. применяется в тех случаях, когда деятельность сложна и предъявляет к субъекту труда повышенные требования, когда количество вакансий существенно меньше кандидатов на них. О.п. предполагает оценку конкретного человека - состояния его здоровья, физического развития, уровня образовательной подготовки, профессиональных способностей.
Основанием, обусловливающим целесообразность О.п., являются индивидуально-психологические и физические различия людей, а также их различия в возможностях своего развития в процессе обучения и воспитания.
О.п. осуществляется поэтапно. Каждый этап является разновидностью профотбора.
1. Медицинский - выявление людей, которые по состоянию своего здоровья могут заниматься данным видом трудовой деятельности.
2. Образовательный - направлен на выделение лиц, исходные знания которых достаточны для овладения специальностью и успешной дальнейшей работы.
3. Анкетный (он же мандатный, специальный отбор) - призван выявить круг лиц, которые по своим специальным характеристикам могут успешно заниматься данной деятельностью. Ранее этот вид отбора играл во многих случаях существенную роль. В настоящее время его значимость резко снизилась.
4. Психологический - позволяет выявить круг людей, индивидуально-психические особенности которых соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности. Психологический О.п. целесообразно проводить для специальностей, предъявляющих реальные требования именно к психологическим особенностям людей, причем эти требования нельзя удовлетворить путем совершенствования техники или специального обучения (жесткие требования к моторным функциям или к развитости образного мышления).
Структура О.п. вюночает комплекс мероприятий:
- выяснение целесообразности создания системы О.п. кандидатов на конкретную специальность;
- четкое определение конкретных задач О.п.;
- психологическое исследование деятельности в целях определения профессиональных требований к кандидатам,
- подбор и (или) разработка методических приемов оценки характеристик личности (в зависимости от задач отбора и характера деятельности);
- экспериментальное изучение надежности, прогностической дифференцирующей способности выбранных методических приемов;
- разработка и экспериментальная проверка критериев профессиональной пригодности лиц, прошедших психологическое обследование (кандидатов);
- разработка организационно-методических форм проведения профессионального отбора.
Спецификой составления профессиограммы в целях психологического отбора является ориентация на определение относительно устойчивых, стабильных качеств, дифференцирующих людей по эффективности труда. При этом профессиограмма должна определить не одно изолированное качество, а их совокупность, образующую психологическую структуру профессиональной деятельности, а также психологические противопоказания.
С акмеологической точки зрения О.п. является базисом, позволяющим выявить лиц с необходимым психологическим потенциалом для прогрессивного личностно-профессионального развития до уровня акме. Поэтому О.п. нельзя рассматривать как законченное самостоятельное профессиональное мероприятие, он должен быть этапом в решении акмеологических задач.

Источник: Акмеологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
263.01 кб

Принципы отбора профессионального содержания

Щербаков Г. С.
Приводятся четкие, научно обоснованные принципы отбора учебного материала, имеющего наибольшую воспитательную и образовательную ценность.
Читать PDF
2.12 мб

Некоторые аспекты профессионального отбора в ОВД

С.А. Гонтарь
Читать PDF
5.89 мб

Профессиональный психологический отбор федеральных судей

Э. Л. Адашкин
Читать PDF
1.42 мб

Психофизиология труда и профессиональный отбор водителей

Петренко Надежда Владимировна
В настоящее время водитель является одной из важнейших составляющих системы «человек машина» (СЧМ).
Читать PDF
4.01 мб

Профессионально-психологический отбор в вузе. Опыт работы

Л.А.Буслаева, А.М. Колчаков
Читать PDF
2.84 мб

Профессиональный отбор абитуриентов при поступлении в вуз МВД

В.В.Лебедько
Читать PDF
829.68 кб

Профессиональный отбор: история и перспективы постановки задач

Толочек Владимир Алексеевич
Цель исследования: анализ комплекса вопросов проблемы профессионального отбора (методология и методы, методики, процедуры организации и проведения диагностики, сохранения и использования эмпирических данных и др.).
Читать PDF
115.14 кб

Профессиональный отбор абитуриентов и студентов на основе тестов

Ланкин В. Е., Шевелев В. Г., Сербии В. Д.
Читать PDF
157.32 кб

Проблемы построения моделей профессиональной ориентации и отбора

Полываный А. Г., Евменов А. Д., Якушин А. А., Бородачёв Н. М., Самойло И. В.
Читать PDF
688.68 кб

Особенности профессионального отбора пилотов гражданской авиации

Розайненко И.Ю., Подвербных О.Е.
Рассматривается профессиональный психологический отбор как одна из особенностей приема на работу пилотов гражданской авиации.
Читать PDF
631.63 кб

Отбор лексических единиц для профессионального иностранного языка

Халупо Ольга Ивановна
В статье рассматривается возможность анализа и отбора лексических единиц терминологического характера, знание которых требуется для более эффективного овладения профессиональным иностранным языком.
Читать PDF
3.98 мб

Психологическое обеспечение профессионального отбора абитуриентов

Е. А. Скиданов
Читать PDF
10.83 мб

Система профессионального психологического отбора и воспитания в ОВД

А.Ф.Караваев, Г.Д.Бабушкин, А.С.Бахта, В.Р.Гилль, Л.А.Буслаева, В.К.Михайлова
Читать PDF
4.30 мб

Профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в таможне

Л.А. Буслаева, В.В.Кармацкий
Читать PDF
277.22 кб

Задачи, принципы и средства профессионального отбора подводных пловцов

Мамонтов С. Л., Журавский Г. Е.

Похожие термины:

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР, профотбор

    комплекс мероприятий, позволяющих выявить лиц, наиболее пригодных по своим индивидуальным качествам и возможностям для обучения и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специа
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР

    организационная система мер диагностики и прогнозирования пригодности людей к овладению специальностью и последующей эффективной профессиональной деятельности. Отбору предшествует профессио