Основы личностно-центрированного подхода

Найдено 1 определение:

Основы личностно-центрированного подхода

person-centered approach foundations) [С сокращениями из: Rogers, С. R. Foundations of the person-centered approach. In A way of being. Boston: Houghton Mifflin, 1980.] Центральную гипотезу личностно-центрированного подхода можно сформулировать так: любой индивидуум располагает широкими возможностями для понимания себя, изменения Я-концепции и базовых аттитюдов, а тж для самоуправляемого поведения; он может воспользоваться этими возможностями лишь при условии обеспечения определимого климата помогающих психол. аттитюдов. Три условия создают этот способствующий росту климат. Первым яв-ся искренность, подлинность или конгруэнтность. В качестве описательной характеристики этого условия используется термин "прозрачный". На организменном, "инстинктивном" уровне существует тесное соответствие, или конгруэнтность, между тем, что сознается в текущий момент, и тем, что выражается. Вторым (по важности в создании климата для изменения) аттитюдом является принятие, интерес или поощрение - безусловно положительное отношение. Третьим помогающим аспектом отношений служит эмпатическое понимание. Когда человека сочувственно и с пониманием выслушивают, у него появляется возможность прислушаться к потоку внутренних переживаний и точнее понять их. Эти тенденции, реципрокные аттитюдам терапевта, означают, что человек становится более эффективным агентом собственных изменений и роста. Тем самым обеспечивается большая свобода для раскрытия внутренней полноты челов. личности. Факты Данные многочисленных исслед. поддерживают представление о том, что при наличии этих помогающих условий действительно происходят изменения личности и поведения. Личностно-центрированный подход опирается на базисное доверие к организму. Данные из различных дисциплин позволяют высказать даже более широкое утверждение: в любом организме, на любом уровне существует поток движения в направлении конструктивной реализации его врожденного потенциала. Эта тенденция к актуализации в определенных условиях может подвергаться нарушениям или искажениям, однако ее нельзя уничтожить, не уничтожив при этом сам организм. Некоторые подтверждающие примеры Вероятно, наиболее впечатляет то, что каждый человек обладает направляющей тенденцией к целостности, к актуализации собственного потенциала. Иногда эту тенденцию роста описывают т. о., как если бы она включала в себя развитие всех потенциальных возможностей организма. Это совершенно неверно. Организм не стремится ни к развитию своей собственной способности к тошноте, ни к актуализации собственного потенциала к саморазрушению или своей способности переносить боль. Исслед. в области сенсорной депривации свидетельствуют о существовании тенденции организма к достижению разнообразия и созданию новых форм. Редукция напряжения или отсутствие стимуляции весьма далеки от действительного желаемого состояния организма. В условиях депривации внешних стимулов челов. организм начинает продуцировать поток внутренних стимулов, иногда приобретающих причудливые формы. В основе всей мотивации лежит организмическая тенденция к реализации. Созидательная тенденция, по-видимому, лежит в основе функционирования самого универсума. Ученые-физики много внимания уделяют энтропии, тенденции к беспорядку. Изучая закрытые системы, они смогли дать этой тенденции строгое мат. описание. Ученым известно, что порядок или орг-ция стремится к вырождению в хаос с понижением уровня орг-ции на каждой последующей стадии. Однако более важной созидательной тенденции придается существенно меньше значения. Каждая форма возникает из менее сложной формы. Это явление, по крайней мере, столь же важно, как и энтропия. Функция сознания Какую роль играет в этой формирующей (или созидающей) функции сознание? Способность к произвольному фокусированию внимания, по-видимому, является одним из наиболее поздних эволюционных приобретений. Возможно, челов. организм движется ко все более полному развитию осознания. Психотер. позволила нам многое узнать о психол. условиях развития этой чрезвычайно важной функции самоосознания. С ростом самоосознания появляется возможность более обоснованного выбора, сознательного принятия решений, созвучных ходу эволюции. Когда конкретный человек функционирует т. о., это не означает автоматического осознания всего того, что происходит в нем. Гипотеза на будущее Теоретики, придерживающиеся личностно-центрированного подхода, высказывают гипотезу о созидательной направляющей тенденции (formative directional tendency) в универсуме, существование к-рой можно обнаружить и проследить в межзвездном пространстве, кристаллах, микроорганизмах, в органической жизни и у челов. существ. Это эволюционная тенденция в направлении большего порядка, большей сложности и большей взаимосвязанности. У челов. вида она проявляется в развитии от одноклеточного простейшего существа в сложно устроенный и функционирующий, осознающий себя и окружающий мир организм, в трансцендентальное осознание гармонии и единства всей космической системы, неотъемлемой частью к-рой яв-ся человечество. Эта гипотеза вполне может оказаться тем фундаментом, на к-ром мы построим будущую теорию гуманистической психологии. Она несомненно образует основу для личностно-центрированного подхода. См. также Клиентоцентрированная терапия, Недирективный психоанализ, Психотерапия К. Р. Роджерс
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Идеографический подход к определению основных типов личностно-смысловой сферы студентов

Шелехова Людмила Валерьевна, Панеш Азамат Асланович
В статье представлен критериальный аппарат, основанный на идеографическом подходе к определению основных типов личностно-смысловой сферы обучаемых, соответствующих различным стилям учебной деятельности.
Скачать PDF

Сущность и содержание личностно-центрированного подхода в образовании

Рыбакова Елена Валерьевна, Иванцова Наталья Александровна
Рассматривается личностно-центрированный подход в образовании как альтернатива традиционной авторитарной педагогической парадигме. Особое внимание уделяется анализу гуманистических феноменов, приоритетных в контексте личностно-центрированного подхода: «самоактуализация личности», «конгруэнтность», «саморазвитие», «фасилитация», «субъект-субъектные взаимоотношения».
Скачать PDF

Методологические подходы к исследованию личностных аспектов социальной адаптации молодежи в современ

Шабанов Лев Викторович, Шелехов Игорь Львович, Мороденко Евгения Васильевна
Предлагается концепция социальной адаптации современного молодого человека. Указывается, что адаптация индивида к условиям среды не только процесс биологической ассимиляции и психологической адаптации, но и значимая часть процесса социализации личности.
Скачать PDF

Применение сценарного подхода к исследованию закономерностей профессионально-личностного становления

Малюченко Геннадий Николаевич, Плоткина Лилия Николаевна
В статье отражен и теоретически обоснован авторский опыт применения сценарного подхода к анализу эмпирических данных, полученных при исследовании закономерностей профессионально-личностного становления будущих ИТ-специалистов
Скачать PDF

Социально-педагогические аспекты применения компетентностного и личностно-ориентированного подходов

Глухов Георгий Федорович
В статье освещается исследование в группах контактных видов единоборств (КВЕБ). В итоге, КВЕБ изучалась не как сложная деятельность, а как отражение причинно-следственных факторов личностной мотивационной сферы. В процессе констатирующего исследования выявился феномен дезинтеграции мотивационной сферы, который можно эффективно предупреждать посредством применения компетентностного и личностно-ориентированного подходов.
Скачать PDF

Источники современного терроризма: основные концептуальные подходы.

Луппов И. Ф.
Для эффективного противодействия терроризму требуется адекватное выявление его источников в современном мире. В статье представлен анализ доминирующих в настоящее время подходов: политологического, организационного, физиологического и психологического, сопоставляются их сильные и слабые стороны. Обосновывается вывод о необходимости проведения междисциплинарных исследований, базирующихся на мультиказуальном подходе.
Скачать PDF

Онтологическая многогранность человека и форм его бытия как основание антропологического подхода в п

Котова И.Б.
Скачать PDF

Компетентный подход как основа функционирования службы

Цетович О.
Скачать PDF

Интегральный подход как методологическая основа инновационного образования

Непомнящий А.В., Писаренко В.И.
Скачать PDF

Динамика самоотношения в процессе личностно-развивающей работы, проводимой на основе телесного движе

Леви Татьяна Самуиловна
В статье рассматривается модель оптимального самоотношения. Представлены результаты формирующего эксперимента, направленного на оптимизацию самоотношения. На основе статистического анализа доказывается эффективность использования телесно&ориентированных методов, основанных на спонтанном движении и решении двигательных задач в целях оптимизации самоотношения. In the article the model of optimal self-treatment is considered. The results of forming experiment aimed at optimization of self&treatment are presented. On the basis of statistic analysis, the efficacy of usage of bodily methods based on spontaneous movement and motor problems solution in order of optimization of self-treatment is being proved.
Скачать PDF

Основные подходы к научному исследованию индивидуальных особенностей чувства юмора

Ульянова Юлия Ивановна
В статье рассматриваются различные подходы к исследованию чувства юмора как субъективного феномена. Автор установила, что в процессе развития психологической науки сложились два доминирующих подхода в понимании чувства юмора как универсальной человеческой характеристики. Экономический подход, принципы рассмотрения юмора в котором заложены З. Фрейдом, характеризуется пониманием личности как совокупности компонентов управляемой бессознательными процессами, только в малой степени регулируемыми самим человеком. Вторым важным направлением в исследованиях индивидуально психологических предпосылок и особенностей проявления юмора являются разработки на основе когнитивного подхода. В статье приводятся взгляды Г. Айзенка, Р. Кеттела, У. Рача по этому вопросу. Автор также отмечает, что отдельное направление складывается в русле стилевых (функциональных) подходов к исследованию юмора. Делается заключение, что, несмотря на накопленные знания по этой проблеме, остаётся масса вопросов, ответы на которые должна дать современная психологическая наука.
Скачать PDF

Психологические принципы личностно ориентированного подхода

Розенберг Ольга Фадеевна
Личностно ориентированное обучение (ЛОП) создает условия для целостного развития личности учащегося и нацелено на удовлетворение широкого круга его потребностей. Психологические принципы личностно ориентированного подхода в обучении являются результатом исследований в различных областях психологии.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!