Основные сведения это что такое Основные сведения: определение — Психология.НЭС
ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Основные свойства восприятия

Основные сведения

Найдено 1 определение:

Основные сведения

background characteristics) К О. с. относят широкий спектр описательных переменных, иногда наз. демографическими переменными. Демографические переменные включают пол, возраст, расу, этническое происхождение, район и тип проживания, наличие и состав семьи, сферу деятельности, доход, образование и др. В сравнительных исслед. об-в и культур внимание фокусировалось на расовых/биолог. характеристиках и на политических, экономических, религиозных, семейных/родственных и др. институтах. Нек-рые культурные различия могут быть связаны, прямо или косвенно, с биолог. факторами, предположительно из-за ограничения генофондов вследствие географической изоляции, рестриктивных брачных правил, определения отдельных физиол. или физ. свойств как желательных (или нежелательных), и т. д. Однако в целом передача культурных паттернов рассматривается как результат соц. научения. Социологи и психологи фокусируют свое внимание на разнообразных наборах О. с. Можно определить, напр., обладают ли группы сходными или различными осн. характеристиками, и попытаться связать эти демографические переменные с психол. факторами или последствиями. Эти осн. биографические или демографические характеристики часто наз. "приписываемыми" или "достигаемыми". "Приписываемые" характеристики в целом рассматриваются как неизменные. Напр. принадлежность к определенной подгруппе определяется, в частности, расой и этническим происхождением родителей, однако в дополнение к таким физ. характеристикам родители обычно тж передают своим детям религиозную принадлежность. В гетерогенных об-вах различная расовая, этническая и религиозная принадлежность относится к категории свойств, вытекающих из семейного происхождения, и такого рода приписывания могут иметь определенные последствия для поведения. Кроме того, человек рождается в семье, к-рая обладает определенным соц. положением, определяемым в соответствии с др. характеристиками, такими как семейный доход, интеграция в общину и уровень престижа. Тж важными яв-ся такие конституирующие семью переменные, как размер и состав семьи, пол сиблингов, их число и разница в возрасте. Др. семейные переменные, считающиеся важными в отношении психол. последствий, в большей степени касаются процесса, нежели структуры, напр. паттерны взаимодействий и способы социализации. Благодаря этим процессам семья может передавать общие культурные ценности, а тж обеспечивать усвоение опыта, регулируя аттитюды и ожидания в отношении определенной культурной подгруппы и семейной констелляции. Пол и возраст человека тж яв-ся "приписываемыми" характеристиками, хотя они и отличаются в концептуальном отношении от ранее описанных переменных. Влияние пола и связанных с ним гендерных ролей неизменно учитывается при изучении психол. факторов. Возраст человека считается фундаментальной переменной, имеющей значение для поведения в любом об-ве. Возраст отражает значение того факта, что сопутствующие и более широкие приобретения, обусловленные индивидуальным опытом, продолжают добавляться к соц. и психол. матрице, первоначальные контуры которой были намечены семейным происхождением. В результате индивидуум получает возможность накапливать "достигаемые" характеристики, пополняя запас того, что составляет дополнительную основу для будущих событий и этапов жизненного пути. Т. о., образование, профессия, доход, семья и статус в общине становятся важными переменными при объяснении личности и поведения. В то же время любая или все из рассмотренных ранее характеристик, будь то приписываемые или достигаемые, могут концептуализироваться как исходные (фоновые) относительно психол. последствий. Раса, этническая принадлежность и социальный класс Расу (биолог. характеристики) следует отличать от этнической принадлежности (культурных характеристик). На практике, однако, оказывается непростой задачей четкое определение либо расовых, либо этнических характеристик. Различия в поведенческих последствиях между расовыми и/или этническими группами с трудом поддаются объяснению из-за сопутствующих влияний др. связанных с происхождением факторов. Пол Большинство ранних психол. исслед. накапливали сведения, изучая преим. лиц мужского пола (особенно студентов колледжей). Сообщаемые различия между полами - в физ. силе, пространственных и вербальных способностях, к-рые могут иметь специфические биолог. компоненты, - трудно оценить без учета предварительного и длительного обучения умениям и общей социализации в рамках культурно определяемой "феминной" и "маскулинной" ориентации. Пол яв-ся биолог. переменной, и большинство психол. исслед. представляет убедительные свидетельства того, что роли и статус, зависящие от идентификаций биолог. пола (напр., гендерная социализация), имеют центральное значение в объяснении различий, к-рые могут возникать между мужчинами и женщинами в отношении таких психол. переменных, как конформность, агрессия и эмоциональное поведение. Трудности, связанные с разделением понятий пола и гендера, осложняют разрешение проблем половых различий, и важные вопросы, касающиеся мужского и женского поведения, остаются пока без ответа. См. также Аккультурация, Андрогиния, Кросс-культурная психология, Полезависимость, Национальный характер М. Л. Богатта
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Основные сведения — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Основные социально-психологические проблемы современного общества: анализ, пути решения

Сигида Евгений Антонович, Мель Килиан, Лукьянова Инна Евгеньевна
Изменение нозологии болезней, обусловленное внешними условиями современного общества и обстоятельствами, а также образом жизни, актуализировало потребность рассмотрения индивидуальной ответственности человека за свое здоровье. В статье рассматривается роль личности в формировании культуры здоровья и обеспечении душевного благополучия, важности познания структуры личностных взаимодействий в обществе. Соотнесение индивидуально- типологических личностных характеристик, сфер структуры личности и соматических аспек- тов жизнедеятельности могут быть предикторами синдрома выгорания, предрасполагающими факторами риска заболевания в условиях современного общества.
Скачать PDF

Основные направления исследований в патопсихологии

Горьковая Ирина Алексеевна
Рассматриваются соотношение патопсихологии и психопатологии, различные взгляды на предмет патопсихологии. Выделяются следующие основные направления исследований в патопсихологии: исследование количественных и качественных нарушений психических процессов; психометрический подход, при котором делается акцент на способах, приемах замера каких-либо свойств психических процессов или состояний и интерпретации полученных результатов с целью повышения валидности и надежности предлагаемых опросников или проективных тестов; синдромологический подход, в рамках которого предлагаются различные типологии патопсихологических синдромов или симптомокомлексов. Автор статьи предлагает четвертый подход, при котором исследуются патопсихологические проявления при определенных психических расстройствах в зависимости от их формы, стадии и течения заболевания.
Скачать PDF

Замечания по поводу брошюры академика И.С. Беритова «Об основных формах нервной и психонервной деяте

Дерябин В.С.
В.С. Дерябин ученик и продолжатель дела И.П. Павлова работал в лабораториях И.П. Павлова в Императорском Институте Экспериментальной Медицины и Военно-медицинской академии в 1912-1914 гг. и по материалам работы в 1917 году защитил докторскую диссертацию «Дальнейшие материалы к физиологии времени как условного возбудителя слюнных желез». Дальнейшие исследования В.С. Дерябина были посвящены изучению психофизиологической проблемы и проблемы аффективности, которые он, будучи физиологом и психиатром, разрабатывал в теоретическом, экспериментальном и клиническом планах. Основными работами в этом направлении явились: «О закономерности психических явлений» (1927);«Чувства, влечения и эмоции» (1928-1929) монография опубликована в издательстве «Наука» в 1974 году; «Эмоции как источник силы» (1944); «Аффективность и закономерности высшей нервной деятельности» (1951); психофизиологические очерки «О счастье» (1935-1936), «О сознании» и «О Я» (1946-1947), изданные в 1980 году в издательстве «Наука» в виде монографии под заглавием «Психология личности и высшая нервная деятельность. Предлагаемая вниманию читателей статья профессора В.С. Дерябина написана в 1949 году и приурочена к двум датам 85-летию с момента опубликования книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и 100-летию со дня рождения И.П. Павлова. Статья в свое время не была напечатана. Есть основания считать, что автор воздержался от ее опубликования в связи с массированной критикой И.С. Беритова, наступившей в связи с Объединенной научной сессией АН и АМН СССР, посвященной проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова. После ее окончания были опубликованы статьи В.С. Дерябина «Аффективность и закономерности высшей нервной деятельности» (Журн. высш. нервн. деятельности. 1951. Т. 1, Вып. 6. С. 889-901.) и «О путях развития учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности» (Физиол. журн. СССР. Т. 37, Вып. 2. С. 140-144.), в которых он привлекает внимание физиологов к разработке проблемы аффективности (чувств, влечений и эмоций). Дерябин В.С. Замечания по поводу брошюры академика И.С. Беритова «Об основных формах нервной и психонервной деятельности». // Психофармакол. биол. наркол. 2006. Т. 6, № 4. С. 1397-1403.
Скачать PDF

Детерминанты успешной профессиональной деятельности психолога: основные направления исследований

Нефедова И.В.
Скачать PDF

Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением

Андронникова Ольга Олеговна
В статье рассматривается самоповреждающее виктимное поведение, выделены его виды, дана характеристика основных типов подростков с суицидальным поведением. Рассмотрена взаимосвязь суицидальной мотивации с акцентуацией характера и волевыми расстройствами.
Скачать PDF

Многомерная оценка основных эндогенных саногенетических факторов у подростков с несоциализированным

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Гончарова Наталия Александровна, Кирьянов Владимир Михайлович
Изложены теоретические принципы и эмпирические результаты многомерной оценки вклада пяти основных компонентов (эндогенных саногенетических факторов) социально-психологической адаптации подростков с несоциализированным расстройством поведения в условиях занятости на базе специально организованной среды однородного подросткового трудового коллектива.
Скачать PDF

Основные проблемы Интернет-зависимого поведения

Жилов В. С.
Не последнее место в перечне поведенческих видов зависимости, занимает зависимость от Интернета. В статье рассказывается о катализаторах, дающих развитие данной аддикции, указаны причины и последствия, которые в результате приводят к разрушению личности. Также на примере проведенного исследования делаются выводы, какой тип личности наиболее подвержен Интернет-аддикции.
Скачать PDF

Основные составляющие и параметры описания профессиональной психологической культуры

Исаева Н.И.
Скачать PDF

Источники современного терроризма: основные концептуальные подходы.

Луппов И. Ф.
Для эффективного противодействия терроризму требуется адекватное выявление его источников в современном мире. В статье представлен анализ доминирующих в настоящее время подходов: политологического, организационного, физиологического и психологического, сопоставляются их сильные и слабые стороны. Обосновывается вывод о необходимости проведения междисциплинарных исследований, базирующихся на мультиказуальном подходе.
Скачать PDF

Основные направления исследования личности и деятельности предпринимателя в психологии

Ханова З.Г.
Скачать PDF

Основные этапы и процедура создания методики «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ)

Малкова (Ромицына) Елена Евгеньевна
Статья посвящена основным этапам и процедуре создания оригинальной методики «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ) для детей в возрасте от 7 до 17 лет обоснованию теоретического конструкта, созданию перечня шкал и списка вопросов, описанию эмпирической процедуры стандартизации результатов, оценке психометрических характеристик надежности и валидности. Для этого было проведено исследование 900 школьников в возрасте от 7 до 17 лет. Надежность МОДТ была определена по данным пяти коэффициентов. Также была подтверждена валидность по содержанию, конструктная и критериальная.
Скачать PDF

Эгоскопия основные принципы и технология работы

Скоморохов Анатолий Александрович, Захаров Сергей Михайлович
Рассмотрены основные принципы эгоскопии и технология работы, базирующейся на регистрации и анализе физиологических и пиктографических реакций в процессе выполнения психологических и психофизиологических тестов.
Скачать PDF

Похожие термины: