Основные исторические этапы развития психологической науки это что такое Основные исторические этапы развития психологической науки: определение — Психология.НЭС
Основные вопросы Основные компоненты и общая частотноамплитудная характеристика ЭЭГ здорового человека

Основные исторические этапы развития психологической науки

Найдено 1 определение:

Основные исторические этапы развития психологической науки

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н. э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.  
Оцените определение:

Источник: Сто экзаменационных ответов по психологии

Найдено рефератов по теме Основные исторические этапы развития психологической науки — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА В СУДЬБЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (к анализу одного исторического парадокса)

Умрихин В.В.
Скачать PDF

Роль и место «Сибирского психологического журнала» в развитии психологической науки и практики в рег

Залевский Генрих Владиславович
Скачать PDF

Объяснительный инструментарий психологической науки в контексте исторического анализа

Чеснокова Алла Григорьевна
В статье анализируются основные категории, использующиеся в психологии для объяснения природы психического. Подчеркивается роль гипотезы в развитии научного знания. Рассматриваются наиболее распространенные схемы и виды объяснения: объяснение неизвестного через известное; генетическое, структурное и функциональное объяснение; модельное и вероятностное объяснение, «объясняющие скетчи». Особое внимание уделяется истории развития принципа детерминизма в психологии. Прослеживаются перспективы решения проблемы детерминации психического на базе марксистской методологии и философских идей Спинозы.
Скачать PDF

Основные тенденции психологического изучения развития познавательной активности

Лебедева Лариса Александровна
Статья посвящена анализу актуальной для школьного и высшего профессионального образования проблеме развития познавательной активности личности, в особенности ее мышления.
Скачать PDF

Основные тенденции развития психологической системы учебной деятельности на этапе общего образования

Слепко Юрий Николаевич, Цымбалюк Анна Эдуардовна
В статье представлены результаты исследования развития психологической системы учебной деятельности в период общего образования старшего дошкольного, начального, основного и среднего общего. Теоретической основой для понимания феномена учебной деятельности определена теория системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова, в которой ведущим является понятие психологической структуры деятельности (ПСД). Компонентами (блоками) ПСД являются мотивы деятельности, цели, программа, информационная основа деятельности, принятие решений и учебнои профессионально важные качества. С опорой на ряд проведенных ранее исследований описываются основные тенденции развития психологической системы учебной деятельности на трех уровнях анализа компонентном, функциональном, структурном. Учитывая, что система деятельности состоит из отдельных компонентов (блоков, конструктов), целью компонентного анализа является описание уровня и динамики развития компонентов в течение всего периода общего образования. Функциональный анализ направлен на решение вопроса о динамике изменения роли отдельных блоков деятельности в обеспечении успешности ее реализации. Учитывая, что вектор «цель результат» является системообразующим для организации деятельности, понимание роли отдельных блоков деятельности в обеспечении ее успешности позволяет выявить условия эффективного управления учебной деятельностью и ее проектирования на разных уровнях общего образования. Структурный анализ позволяет обратиться к пониманию внутренних механизмов деятельности и их влиянию на успешность ее реализации. Структурный анализ показал, что развитие психологической системы учебной деятельности соответствует и может быть объяснено выделенными в теории системогенеза принципами неравномерности, гетерохронности, обеспечения минимального эффекта функционирования системы, одновременности закладки компонентов системы, консолидации, прогрессирующей интегрированности и нарастающей дифференцированности системы.
Скачать PDF

Основные направления развития личности в период ранней взрослости

Порхачева Л. В., Джус К. Я.
Скачать PDF

Идея о соотношении реальной и идеальной форм в традиции культурно-исторической теории развития

Курышева О.В.
Скачать PDF

Основные линии в концепции интеллектуального развития школьников и студентов

Климанова Н.Г., Михалин А.Н.
Скачать PDF

Исторические аспекты развития идей прогнозирования эффективности профессионального отбора (отечестве

Бунин Сергей Викторович
Скачать PDF

Основные этапы изучения развития близнецов как особого явления природы

Морозова Тамара Борисовна
Теоретико-методологическая база исследования формирования личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования включает изучение трех основных этапов развития науки о близнецах как феноменальном и психолого-педагогическом явлении с середины ХIХ по XXI вв. В статье представлена модель механизма взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов в формировании направленности личности близнеца-подростка в близнецовой ситуации.
Скачать PDF

Культурно-исторические предпосылки становления и развития педагогической эмпатии как базовой характе

Шкитина Наталья Сергеевна
Статья посвящена проблеме эмпатийной подготовки будущего учителя, являющейся составляющей эмпатийно-партисипативной подготовки. Автором приводится общая характеристика этапов становления и развития педагогической эмпатии, анализируются ее культурно-исторические предпосылки.
Скачать PDF

Основные факторы развития интеллектуально-творческого потенциала личности

Савенков Александр Ильич, Романова Марина Александровна
В статье рассматриваются основные факторы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. Авторы отстаивают представления о том, что интеллектуально-творческое развитие происходит под влиянием микросреды и подражания, а общая одаренность преобразуется в актуальную креативность.
Скачать PDF

Похожие термины: