ОСЯЗАНИЕ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Осязание
Восприятие факторов окружающей среды через посредство контактных (осязательных) рецепторов кожи и слизистых оболочек.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ОСЯЗАНИЕ
ощущения и образы, возникающие у человека в результате воздействия на поверхность кожи внешних физических и механических стимулов.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

осязание

ощущения, возникающие при прикосновении различных тел к коже и слизистым оболочкам с помощью их рецепторов.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Осязание (гаптическая система)
От греческого слова «хватать» или «держать». Сенсоперцептивная система восприятия и обработки информации, поступающей в результате одновременной стимуляции кожи и суставов.

Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004

ОСЯЗАНИЕ
один из основных видов человеческого восприятия. Органом осязания у человека является рука. Особого развития осязание достигает у слепых, компенсируя им в значительной степени утрату зрения.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

осязание

отражение внешних предметов среды при соприкосновении с ними на основе раздражения ряда рецепторов: кожных (тактильных, температурных) и кинестетических.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Осязание
тактильная чувствительность. Нередко отождествляется с кожной чувствительностью, что не совсем верно, поскольку последняя является весьма сложной и полимодальной сенсорной системой и включает, помимо осязания, чувствительность к давлению, боли (как к быстрой, так и медленной боли), температуре, влажности и щекотке.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ОСЯЗАНИЕ
Свободное и общее значение – контакт некоторого объекта с телом или сенсорное переживание, сопровождающее такой контакт. Со времен Аристотеля мы считаем, что обладаем "осязанием". Хотя в популярной литературе (и даже в специальной литературе) все еще встречается именно такое представление, в действительности осязание – не единая сенсорная система, а аспект сложной группы ощущений, относящихся к кожной чувствительности, которая включает давление, боль (по крайней мере, двух видов), температурные ощущения и ощущение щекотки.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ОСЯЗАНИЕ
одно из пяти органов чувств; тактильная чувствительность кожи.
О. в форме прикосновений, пощипываний, надавливания и иного воздействия на эрогенные зоны является фактором сексуальной возбудимости. Наиболее сильно развито у женщин. Некоторые специалисты считают О. универсальной формой общения и даже называют пол. акт контактом кожных покровов. См. также Эффект второй кожи.
«Единственным тут исключением является чувство осязания. Осязательная чувствительность женщины вообще тоньше, чем у мужчины.» О. Вейнингер. Пол и характер.

Источник: Словарь доктора либидо

ОСЯЗАНИЕ
восприятие физических объектов и различных видов механической, тепловой и электромагнитной энергии с помощью пальцев рук или специальных кожных рецепторов, расположенных в коже близко к поверхности различных частей тела. В работе осязательного анализатора принимают участие не только кожные рецепторы, но также органы движения. Осязательный образ предмета формируется, к примеру, в процессе перемещения руки по поверхности предмета (восприятие формы, величины предмета, фактуры его поверхности и т. п.). Больше всего осязательных рецепторов имеется на кончиках пальцев рук, на внутренних поверхностях ладоней, на губах человека. На ранних этапах онтогенеза человека его О. совместно со зрением активно включается в процесс восприятия, обеспечивая координированную работу зрительного и кожно-двигательного анализаторов. Это способствует приобретению зрением человека новых свойств, в том числе таких, как константность, целостность и предметность. См. анализатор осязательный, образа константность, образа предметность, образа целостность, ощущения осязательные, рецепторы осязательные.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ОСЯЗАНИЕ
один из основных видов восприятия. Сенсорная система, обеспечивающая формирование осязательного образа, включает кожный (тактильный, температурный) и кинестезический анализатор. Органом О. как специфического вида человеческого восприятия является рука. В процессе О. ощупывающие движения рук воспроизводят форму (контур) предмета, как бы «снимая» с него «слепок». О. играет важную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. О. является одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Особого развития О. достигает у слепых, в значительной степени компенсируя утрату зрения. Различают пассивное (при неподвижной руке) и активное (при формировании осязательного образа предмета в ходе его ощупывания), мономануальное (одной рукой) и бимануальное (двумя руками), непосредственное (непосредственно руками) и инструментальное (с помощью какого-либо вспомогательного орудия) О. Последнее получило исключительное развитие в трудовой деятельности человека. Инструментальное О. достигает большой точности даже тогда, когда ощупываемый предмет скрыт от зрения. Тактильные сигналы, играющие значительную роль в инструментальном О., возникают от соприкосновения руки с орудием, последовательно воспроизводя кинестезические сигналы (см. Кинестезия).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Осязание
субъективное специфическое ощущение, возникающее при механической (тактильная чувствительность) или температурной (термочувствительность) стимуляции кожной поверхности.
Абсолютный порог тактильной чувствительности измеряется калиброванными волосками (волоски Фрея) при одиночном, ритмическом или амплитудно-модулированном (вибрационном) раздражении. Чувствительность к механическим стимулам неодинакова на поверхности тела (например, пороговая чувствительность кожи носа к давлению стимулирующего волоска составляет величину порядка 5 мг, а подошвы — 164 мг). Вибрационная стимуляция площади кожи величиной 1 см2 обнаруживает пороговую чувствительность кончиков пальцев и ладони при амплитуде стимула менее 0,1 мкм, а для кожи живота таковая должна быть порядка 5 мкм.
Пространственное разрешение О. также варьирует в зависимости от участков кожи: на передней поверхности бедра две точки прикосновения различаются при расстоянии порядка 70 мм, а на кончиках пальцев это расстояние составляет величину порядка долей и единиц мм. Зависимость ощущения от интенсивности стимула при О. описывается психофизическими законами (см. Закон Вебера — Фехнера психофизический, Закон Стивенса психофизический ).
Термочувствительность определяется наличием на поверхности кожи специфических точек тепла и холода, вызывающих соответствующие температурные ощущения. Вторых больше, чем первых (например, на коже ладони площадью 1 см2 рецепторов холода в среднем насчитывается порядка 1—5, а тепловых — 0,4). Температурная чувствительность с учетом адаптации обладает диапазонами ощущения тепла или холода и нейтральной зоной, в которой термочувствительность полностью адаптирована (диапазон температур стимуляции — примерно 31—35 °С при отклонении ±0,2—0,5 °С). Порог ощущения боли от стимуляции теплом — при температуре кожи, равной +45 °С, а от стимуляции холодом — при температуре кожи —17 °С.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ОСЯЗАНИЕ
это один из видов гаптической перцепции-рецепции или форма механорецепции; базальные органом О. у индивида явл. рука, а сенсорная система, кот. обеспечивает репродуцирование-формирование осязательного образа, включает в свою модель дермо-тактильно-температурный и кинестетический анализаторы; в самом процессе О. ощупывающие-тактильные кинетики рук, продуцируют-воссоздают конфигурацию-матрицу-форму предмета и его деталей, как бы отражая-копируя его парадигму-макет; мультиформы О. играют базальную роль в психорегуляции-психокоррекции-психоконтроле, функционально-рабочих кинетик рук; с помощью О. индивид и приобретает кардинальные знания о континууме-пространстве и механическо-гаптических предикатах-свойствах предмета; активно-динамическое О. — это процесс репродукции-формирования осязательного образа предмета в процессе его ощупывания-охватывания, а руки в этом случае выступают как специфическо-манипулятивно-координационная система, обеспечивающая механизмы восприятия пространственных коррелятов между элементами-деталями ощупываемого предмета и его структуры-фактуры-конфигурации с помощью манипулятивных кинетик пальцев, рук; осязание с помощью одной руки — это континуумо-пространственно-тактильная дифференциация, кот. продуцируется-осуществляется одной рукой, а само восприятие результируется в ходе циклов-этапов динамического ощупывания-тактильности когда само движение-манипуляция руки несколько адекватируется с формой-абрисом предмета; сами же мультитактильности-мультиощупывания представляют собой ряд кинетик в сочетании с паузами; осязание с помощью двух рук—оно, несомненно, превалирование, чем осязание одной рукой, т.к. у такой матрицы О. более сублимативна скорость ощупывания, мультиобразие тактильно-ощупывающих кинетик, градационный объем осязательных локусов, а все это и позволяет координировать функции восприятия и тем самым расширять границы восприятия пространственных когеренций между пред-метами и их деталями; операционально-инструментальное О. — эта матрица О. генерируется-продуцируется при помощи какого-либо дополнительно-вспомогательного инструмента и может достигать высокой точности-выверенности, даже в том случае если ощупываемый предмет латентоизирован-спрятан от визуализации-перцепции; мультиформы инструментального О. постоянно эволюционизируются в профессиональной деятельности субъекта, а политактильные сигналы, кот. исполняют базальную роль в формах О. репрезентируются-осуществляются от тактильных кинетик рук с инструментами, орудиями труда, часто иерархично, репродуцируя-воссоздавая мультикинестезические модели сигналов, что и обеспечивает при трансформационной смене рук взаимоконтроль-взаимокоррекцию за осязательными мультисигналами.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ОСЯЗАНИЕ
син. гаптическое восприятие, от греч. hapto - касаюсь) - один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальной информации, но прежде всего тактильной. О. - один из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Особого развития О. достигает у слепых, в значительной степени компенсируя утрату зрения.
О. - филогенетически древний вид восприятия. Его прообраз существует уже у некоторых растений, реагирующих на соприкосновение с твердым телом изгибанием органов, напр, усиков (гаптотро-пизм). На уровне беспозвоночных появляются специальные рецепторы О. - осязательные волоски. В жизни многих высших животных важную роль играют вибриссы - пучки длинных осязательных волос, расположенных на лапах (у многих сумчатых), на верхних и нижних челюстях (напр., у кошки). У некоторых обезьян (коат, или паукообразных обезьян, ревунов и пр.) О. является одной из функций хвоста (часть которого свободна от шерсти и покрыта "дактилоскопическим узором"), конечностей (передних и задних), губ и языка.
Человек способен осязать всей кожей, однако пороги О. у различных участков варьируют в широких пределах. Так, пороги ощущения прикосновения составляют для копчика языка - 2, кончиков пальцев - 3, тыльной стороны ладони - 5, поясницы - 48, подошвы - 250 г на мм2. (См. также Ощущения тактильные.)
Несмотря на более высокую чувствительность кончика языка, у человека особо важный орган О. рука. Сенсорная система, обеспечивающая формирование осязательного образа, включает кожный (тактильный, температурный) и двигательный (кинестезический) анализаторы. В процессе О. ощупывающие движения рук воспроизводят, реконструируют форму (контур) предмета, как бы "снимая" его "слепок". О. играет важную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук.
Различают пассивное и активное, мономануальное и бимануальное, непосредственное и инструментальное О.
Активное О. - процесс формирования осязательного образа предмета в ходе его ощупывания. Рука (руки) выступает как своеобразная координатная система, обеспечивающая восприятие пространственных взаимоотношений частей (элементов) ощупываемого предмета и его фактуры. Для активного О. характерно разделение функций рук и пальцев. Важнейшую роль при этом играет двигательный (кинестезический) анализатор.
При пассивном О. осязательный образ контура предмета формируется в условиях его последовательного перемещения относительно покоящейся руки (пальцев). В этих условиях образ формируется на основе только тактильных сигналов. (См. также добавление.)
Мономануальное О. (от лат. mono - один + manus - рука) - пространственно-тактильное различение, осуществляемое одной рукой. Восприятие достигается в ходе активного ощупывания, когда движения руки уподобляются форме предмета. Ощупывание представляет собой дискретный ряд движений и пауз. Выделяют 2 основные стадии обследования предмета. На 1-й, ориентировочной стадии с помощью мелких (амплитуда 2-3 мм) движений происходит выделение наиболее информативных частей контура фигуры, на 2-й - после размашистых, "обзорных" движений руки возникает тактильный образ предмета.
Бимануальное О. (от лат. bis - дважды + manus - рука) - осязание 2 руками. Обладает рядом преимуществ: больший объем осязательного поля, большая скорость ощупывания, большее разнообразие сопряженных ощупывающих движений, позволяющее оптимизировать стратегию восприятия, расширить возможности восприятия пространственных отношений между предметами. Для бимануального О. характерно разделение функций рук: одна выполняет функцию опоры или нач. отсчета, др. - собственно ощупывания; при этом циклически происходит смена рук, что обеспечивает взаимный контроль и коррекцию осязательных сигналов. Если разделение функций рук искусственно снимается (обе руки синхронно выполняют одну и ту же функцию - ощупывание), то целостный осязательный образ ощупываемого предмета не формируется. При восприятии предметов (или их элементов), расположенных симметрично относительно сагиттальной плоскости тела, ощупывающие движения обеих рук синхронны; при восприятии предметов (или их элементов), расположенных асимметрично, - асинхронны. Чередование синхронных и асинхронных сопряженных ощупывающих движений - необходимое условие различения и сравнения объектов восприятия (и их элементов). Бинуальное О. необходимо при формировании пространственных представлений, в особенности таких, как представление о симметрии.
Инструментальное О. осуществляется с помощью к.-л. вспомогательного орудия и достигает большой точности, даже когда ощупываемый предмет скрыт от зрения. Получило исключительное развитие в трудовой деятельности человека. Тактильные сигналы, играющие значительную роль в О., возникают от соприкосновения руки с орудием, последовательно воспроизводя (сопровождая) проприоцептивные сигналы. См. также Гаптика, Иллюзия Аристотеля.
Добавление: Пассивное О. свойственно всей кожной поверхности организма. Однако неподвижная кожа воспринимает только отдельные свойства предметов. Для осязательного отражения предмета, а не его отдельных свойств, необходима развертка, т. е. необходимо, чтобы цепь признаков, воспринимаемых отдельными участками кожи, была последовательно развернута, а затем синтезирована. При этом для адекватного отражения предмета недостаточно пассивной развертки. Так, в опытах А. Л. Шифмана (1948), Л. М. Веккера (1959) и др. к коже испытуемого прикасались определенным предметом, а затем экспериментатор двигал предмет по коже испытуемого. Т. о., возможность развертки создавалась, но отсутствовали самостоятельные движения испытуемого. Оказалось, что при пассивной развертке элементы предмета отражались полнее, но адекватный образ не формировался. Для тактильного отражения целого образа требуются активные движения ощупывающего органа, необходим переход от О. к ощупыванию.
Ощупывающим органом является рука, в которой большой палец противостоит всем остальным, что позволяет захватывать предмет, ощупывать его, получать информацию об отдельных признаках и дальше уподоблять движение руки предмету так, чтобы сделать возможным синтез отдельных признаков. Процесс синтеза тактильного образа проходит ряд стадий. Сначала имеют место мелкие, дробные движения, выделяющие отдельные признаки предмета. Далее наблюдаются более обобщенные движения руки, выполняющие функцию уподобления, и движения, выполняющие синтезирующую функцию. Процесс ощупывания не остается неизменным. Вначале он имеет развернутый характер, а затем, в ходе упражнения, число ощупывающих движений все более сокращается, выделяются информативные признаки, на основе которых сокращенным путем м. б. восстановлен тактильный образ. (Т. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
179.27 кб

Специфика коррекционной работы по развитию мелкой моторики и осязания у слабовидящих дошкольников в

Дружинина Лилия Александровна, Осипова Лариса Борисовна
В статье представлен материал об организации и содержании предметно-развивающей среды для детей дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения, максимально способствующей повышению их познавательной активности.
Читать PDF
846.90 кб

Влияние осязания и мелкой моторики на развитие младших школьников с нарушением зрения

Катунина Татьяна Николаевна
В статье планируется проанализировать особенности развития осязания и мелкой моторики у незрячих детей, в частности, у младших школьников, проанализировать коррекционно-развивающие занятия.

Похожие термины:

  • ОСЯЗАНИЕ АКТИВНОЕ

    способ формирования образа осязательного некоего предмета путем его преднамеренного ощупывания. При этом ведущую роль играют ощущения кинестетические.
  • ОСЯЗАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ

    процесс формирования образу осязательного некоего предмета с помощью вспомогательных орудий" когда тактильные сигналы передаются к руке от ощупываемого предмета через это орудие.
  • ОСЯЗАНИЕ ПАССИВНОЕ

    процесс формирования образа осязательного некоего предмета в результате перемещения его относительно неподвижной руки или пальцев Здесь одну из ведущих ролей играют ощущения тактильные.