ОШАНИН Дмитрий Александрович это что такое ОШАНИН Дмитрий Александрович: определение — Психология.НЭС
ОЧНАЯ СТАВКА Ошарашить

Ошанин Дмитрий Александрович

Найдено 3 определения термина Ошанин Дмитрий Александрович

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Ошанин Дмитрий Александрович

(13.02.1907, Вологда - 28.11.1978, Париж) - отечественный психолог.

Биография. В начале 1920-х гг. вместе с родителями эмигрировал в Югославию. С 1922 г. по 1926 г. учился в македонской гимназии, с 1926 г. по 1928 г. в Сорбонне и одновременно в консерватории. Закончил обучение в Югославии в 1931 г., получив диплом философа-психолога. До 1933 г. работал репетитором, с 1933 г. - преподавателем гимназии. В 1938 г. защитил в Сорбонне диссертацию на тему "Сопереживание и его три аспекта". С 1938 г. работал преподавателем в гимназии. В 1941 г. был мобилизован в армию, участвовал в боевых действиях против немцев, попал в плен, бежал. С 1946 г. он - профессор Софийского государственного высшего института физической культуры им. Г.М.Димитрова, где создал психологическую лабораторию. В 1955 г. переехал в СССР. С 1955 г. работал в Институте психологии АПН СССР, с 1960 г. в качестве заведующего лабораторией психологии труда. В 1973 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Предметное действие и оперативный образ". С 1961 г. по 1976 г. - член редколлегии журнала "Вопросы психологии".

Исследования. Автор концепции оперативного отражения. В основу исследований было положено положение, согласно которому эффективность трудовых действий определяется особенностями отражения объекта труда. В процессе выполнения конкретного действия с предметом формируется его оперативный образ, предназначенный специально для данного действия.

Сочинения. Предметное действие и оперативный образ. Избранные психологические труды. М.-Воронеж, 1999

Оцените определение:

Источник: Психологический словарь

ОШАНИН Дмитрий Александрович

(1907—1978) — российский психолог, специалист в области общей и инженерной психологии. Автор концепции предметного действия и оперативности психического отражения. Д-р философии (1938), профессор (1946), д-р психологических наук (1973). Чл. исполкома Международной ассоциации прикладной психологии, иностранный чл. Французского национального общества психологов, поч. чл. общества спортивных психологов Народной Республики Болгарии. Один из организаторов ВНИИТЭ, стоял у истоков развития инженерной психологии в СССР. В 1920 г. его родители, дворяне по происхождению, с детьми эмигрировали в Югославию. С 1926 по 1928 г. был студентом Парижского ун-та (Сорбонны), затем продолжил учебу на философском фак-те ун-та в Белграде (Скопле), который окончил в 1931 г., получив специальность философа-психолога. В 1938 г., после окончания докторантуры, защитил дис. на тему Сопереживание и его три аспекта, получив степень д-ра философии Парижского ун-та. В 1939 г. ему присуждена ученая степень д-ра Белградского ун-та (нострификация). На протяжении 1931 — 1945 гг. работал частным репетитором, преподавателем в гимназии сначала в Югославии, а затем в Болгарии, куда в 1941 г. он переехал на постоянное место жительства. В 1946 г. получил звание профессора и до 1952 г. заведовал кафедрой психологии в Софийском государственном высшем ин-те физической культуры им. Г.М. Димитрова, при котором создал психологическую лабораторию. С 1952 по 1955 г. занимал должность зам. директора по научной работе Института педагогики Болгарской АН. В 1955 г. О., получив гражданство, переехал в СССР и поступил на работу в Институт психологии АПН РСФСР, с которым связана вся его дальнейшая научная деятельность. В 1960 г. он становится зав. лабораторией психологии труда, на базе которой организовал одну из первых в СССР лабораторий инженерной психологии; одновременно принимал самое активное участие в создании Всесоюзного научно-исследовательского ин-та технической эстетики (ВНИИТЭ). Исследования О. и его сотрудников, начавшиеся с прикладных проблем инженерной психологии, постепенно приобрели общепсихологический характер, связанный с разработкой оригинальной концепции оперативности психического отражения. О. показал различия когнитивной (познавательной) и оперативной форм отражения, ввел понятия оперативности отражения и оперативного образа. Под оперативностью отражения понимается такое свойство психики, которое обеспечивает пластичное, гибкое переключение с отражения одних свойств объекта на другие его свойства в зависимости от задачи действия с объектом, при этом, благодаря этому свойству осуществляется регуля-торная функция психического отражения. Теоретические основания концепции оперативности психического отражения и результаты экспериментального изучения оперативных образов изложены в докт. дис: Предметное действие и оперативный образ, которую О. защитил в 1973 г. По своему фундаментальному характеру понятие оперативности психического отражения входит в систему таких основных понятий психологии, как действие, психический образ, единство психики и деятельности и др. В прикладном аспекте концепция оперативности отражения открыла широкие возможности для решения задач, связанных с оптимизацией внешних условий в различных сферах деятельности человека. В 1974 г. О. получил приглашение прочесть для студентов Сорбонны (Париж) лекционный курс по проблемам оперативности психического отражения. Там у него случился инфаркт. Была сделана операция с вживлением кардиостимулятора. С таким состоянием здоровья он не мог вернуться на родину, поскольку не было возможности оказать ему медицинскую помощь в случае рецидива. О. продолжал читать лекции в Сорбонне, но связь с ним, как невозвращенцем, со стороны советских властей была прервана. Его исключили из партии и в 1976 г. вывели из штата НИИ ОиПП. Тем не менее личная переписка О. с сотрудниками продолжалась вплоть до его последних дней, а лабораторию О. возглавил его ученик А.И. Миракян. Основные труды О.: Психологическая система предметного действия / Проблемы инженерной психологии, 1968; Оперативность отражения в информационных системах / Методологические проблемы кибернетики, 1970; Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии / Инженерная психология. Теория, методология, практическое применение, 1977); Предметное действие и оперативный образ. Избранные психологические труды, М.—Воронеж, 1999. В. И. Козлов

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Ошанин Дмитрий Александрович

13.02.1907, Вологда – 28.11.1978, Париж) — отечественный психолог. В начале 1920–х гг. вместе с родителями эмигрировал в Югославию. С 1922 г. по 1926 г. учился в македонской гимназии, с 1926 г. по 1928 г. в Сорбонне и одновременно в консерватории. Закончил обучение в Югославии в 1931 г., получив диплом философа–психолога. До 1933 г. работал репетитором, с 1933 г. — преподавателем гимназии. В 1938 г. защитил в Сорбонне диссертацию на тему „Сопереживание и его три аспекта“. С 1938 г. работал преподавателем в гимназии. В 1941 г. был мобилизован в армию, участвовал в боевых действиях против немцев, попал в плен, бежал. С 1946 г. он — профессор Софийского государственного высшего института физической культуры им. Г.М. Димитрова, где создал психологическую лабораторию. В 1955 г. переехал в СССР. С 1955 г. работал в Институте психологии АПН СССР, с 1960 г. в качестве заведующего лабораторией психологии труда. В 1973 г. защитил докторскую диссертацию на тему „Предметное действие и оперативный образ“. С 1961 г. по 1976 г. — член редколлегии журнала „Вопросы психологии“. Автор концепции оперативного отражения. В основу исследований было положено положение, согласно которому эффективность трудовых действий определяется особенностями отражения объекта труда. В процессе выполнения конкретного действия с предметом формируется его оперативный образ, предназначенный специально для данного действия. Сочинения. Предметное действие и оперативный образ. Избранные психологические труды. М.–Воронеж, 1999

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Найдено рефератов по теме Ошанин Дмитрий Александрович — 0

Найдено научных статей по теме — 11

Памяти бориса Дмитриевича Парыгина

Скачать PDF

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Борисова Наталья Владимировна, Гостев Андрей Андреевич
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности. Рассматриваются характеристики духовной личности, условия ее формирования, источники духовного опыта человека, в частности, нравственно-психологическое содержание «духовного акта». Обсуждается содержание ряда теоретически значимых для современной психологии понятий вера, надежда, любовь, совесть, «сердечное созерцание», духовный катарсис, другие святоотеческие понятия и элементы отечественной духовно-нравственной традиции. Рассматриваются идеи философа относительно духовных основ общения, социальных конфликтов, проблем воспитания и образования. Освещаются социально-психологические взгляды мыслителя на роль нравственно-патриотических чувств личности в обществе, на отечественную духовную культуру. Реконструкция наследия И. А. Ильина проводится в соотнесении с пониманием проблемы духовно-нравственного начала в современной психологии.
Скачать PDF

Чикер вера Александровна (караштина)

Скачать PDF

Евгений Александрович Климов: жизнь в науке

Носкова Ольга Геннадьевна, Стрелков Юрий Константинович
Скачать PDF

Алексею Александровичу бодалёву 90 лет!

Леонов Н.И.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича Бодалёва

Леонов Николай Ильич
Скачать PDF

Мы и наши проекции: психоанализ и политика. Диалоги с Александром кантором

Фан И.Б.
В беседе обсуждаются возможности психоанализа в исследовании современных политических лидеров и психологии масс. Особое внимание уделяется проблеме болезненности сознательной рефлексии большинства россиян над собственным бессознательным, а также проблеме экзистенциальной травмы, переживаемой населением после распада СССР и тем способам ее «лечения», которые предлагает президент В.В. Путин.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича бодалева

Скачать PDF

Круглый стол «к 100-летию М. Д. Александровой»

Стрижицкая Ольга Юрьевна
В рамках конференции «Ананьевские чтения 2014» состоялся круглый стол, посвященный Марии Даниловне Александровой выдающемуся российскому психологу и психогеронтологу. Круглый стол состоял из двух частей: научных презентаций и воспоминаний о М. Д. Александровой. С научными презентациями выступили как «юные» (Е. П. Даведюк, А. В. Криулина, Л. Бабакова), так и «зрелые» (М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижицкая) психологи. В статье предлагается краткий обзор их докладов и обсуждается связь их исследований с психогеронтологической школой М. Д. Александровой. В своих работах «юные» ученые по-своему развивают традицию, заложенную М. Д. Александровой. Было также показано, что последние две статьи М. Д. Александровой, написанные ею более 15 лет назад и никогда ранее не публиковавшиеся, всё еще звучат актуально и современно. Во второй части заседания своими воспоминаниями о личности Марии Даниловны и о том, какое влияние она оказывала на окружавших ее людей, поделились друзья, родственники и студенты ученого. М. Д. Александрова была сильной личностью, талантливым учителем и верным другом, чьи уроки и даже сам образ жизни всё еще могут впечатлить молодое поколение. Библиогр. 4 назв. Ил. 2.
Скачать PDF

М. Д. Александрова - выдающийся ученый-психолог, педагог, человек (к 100-летию со дня рождения)

Головей Лариса Арсеньевна, Стрижицкая Ольга Юрьевна
Статья посвящена основателю ленинградской и российской психогеронтологической школы Марии Даниловне Александровой. В начале своей научной деятельности М. Д. Александрова увлеченно работала над проблемами зрительного восприятия. На примере развития зрительных функций ею было продемонстрировано действие основных законов онтогенеза гетерохронности и неравномерности. Результатом этих исследований стала серия публикаций, посвященных развитию зрительных функций: восприятию формы, определению границ цветового зрения, а также возрастным особенностям отражения времени. Затем, выступив против рассмотрения старения как обратного развития, как возраста потерь, М. Д. Александрова перешла к исследованию и определению возрастных лимитов трудоспособности. Развивая идеи психогеронтологии, М. Д. Александрова в 1970-е годы обращается к социально-психологическим проблемам и исследованиям личности. Она указывает на значение теории отношений В. Н. Мясищева для социальной геронтологии, проводит исчерпывающий анализ состояния исследований в области социальной геронтологии за рубежом. В своей следующей работе она подробно анализирует социальные, демографические аспекты постарения населения планеты, рассматривает задачи, которые этот процесс ставит перед социальными институтами и перед наукой. Сама Мария Даниловна, обладая активным характером и стремлением помочь людям, постоянно взаимодействовала с различными организациями, решающими научные и жизненные проблемы пожилых людей. Являясь первопроходцем в области психогеронтологии, М. Д. Александрова разработала и ввела в образовательный процесс учебный курс «Психогеронтология». Среди множества ее талантов и личных качеств нельзя не отметить незаурядное чувство юмора и нестандартный взгляд на мир. Мария Даниловна Александрова была не только выдающимся ученым, но и выдающимся человеком, вдохновлявшим коллег и учеников. Библиогр. 7.
Скачать PDF

Алексей Александрович бодалёв: жизненный путь, творчество и научная школа

Васюра Светлана Александровна, Сидоров Константин Рудольфович
Статья посвящена жизненному пути и творческой деятельности Алексея Александровича Бодалёва талантливого ученого, выдающегося организатора науки, лидера научной психологической школы. Уделяется внимание «ленинградскому» и «московскому» периодам его жизни и научного творчества. Научная школа академика А.А. Бодалёва, созданная более полувека назад, изучает фундаментальные закономерности познания, общения и понимания людьми друг друга. Ученым создана принципиально новая наука акмеология, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин. В работе подробно рассматриваются этапы развития научной школы А.А. Бодалева. Под руководством ученого начали свой путь в психологии многие известные ученые, он всемерно способствовал не только развитию психологии как науки, но и повышению ее статуса в обществе.
Скачать PDF