Ориентировочная основа действия

Найдено 3 определения термина Ориентировочная основа действия

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ориентировочная основа действия (оод)

система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия; первый этап обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (термин введен П.Я.Гальпериным). На этом этапе происходит предварительное ознакомление с действиями, овладение ООД, то есть системой внутренних указаний о том, как выполнять то или иной действие.

Оцените определение:

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Ориентировочная основа действия

лат. oriens (orientis) — восток] — система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Термин введен П.Я. Гальпериным. О. о. д. как таковую следует отличать от схемы О. о. д. — совокупности ориентиров и указаний, задаваемых субъекту извне (в виде образцов действия, схем, планов, орудий). Переход от действия на основе содержания схемы О. о. д., заданной субъекту внешним (материальным или материализованным) образом, к действию, совершающемуся идеально, и представляет собой процесс формирования О. о. д. Применительно к конкретному предметному содержанию действия и требованиям к его осуществлению, к конкретной задаче, на решение которой направлено действие, можно говорить о полноте О. о. д. как объективной, но относительной характеристике. О. о. д. может считаться полной, если построенное на ее основе действие выполняется систематически безошибочно в заданном диапазоне проблемных ситуаций. П.Я. Гальпериным выделены три типа построения схемы О. о. д. и, соответственно, три типа учения. При первом типе субъект имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден в силу этого действовать на основе метода проб и ошибок. Окончательная структура действия устанавливается при этом медленно, осмысляется и осознается далеко не всегда и не полностью; велик разброс индивидуальных показателей, а сформированное действие крайне чувствительно к сбивающим воздействиям. При втором типе субъект ориентируется на полную (в указанном выше смысле) систему ориентиров и указаний и учитывает всю систему условий правильного выполнения действия, что гарантирует безошибочность действия, заданный диапазон его обобщенности, высокий уровень осознанности, критичности и других первичных и вторичных свойств действия. При этом схема О. о. д. либо задается в готовом виде, либо составляется учащимся совместно с обучающим. Объем материала, доступный для усвоения на основе такого способа задания схемы О. о. д., может варьировать от отдельно взятого умственного действия или понятия до системы единиц человеческой деятельности, покрывающих целые разделы учебного материала. Третий тип задания схемы О. о. д. характеризуется полной ориентацией уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на предметные единицы, из которых он состоит, и законы их сочетания. О. о. д. такого рода обеспечивает глубокий анализ изучаемого материала, формирование познавательной мотивации. А.И.Подольский

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ

система пред ставлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Термин «О. о. д. » введен в связи с возникновением концепции поэтапного формирования умственных действий. Содержание О. о. д. во многом предопределяет качество действия. Так, полная О. о. д. обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в заданном диапазоне ситуаций. О. о. д. следует отличать от схемы О. о. д. как совокупности указаний и ориентиров, задаваемой субъекту. Форма и способы задания схемы О. о. д. диктуются целями обучения, возрастными и индивидуальными особенностями обучаемых. Выделяют три типа построения схемы О. о. д. и соответственно три типа обучения. При первом типе субъект имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден дополнять ее с помощью метода проб и ошибок; окончательная структура действия устанавливается медленно, осмысливается далеко не всегда и не полностью; велик разброс индивидуальных показателей, а сформированное действие крайне чувствительно к сбивающим действиям. При втором типе субъект ориентируется на полную систему ориентиров и учитывает с самого начала его безошибочность. При этом схема О. о. д. либо задается в готовом виде, либо составляется обучаемым совместно с обучающим. Третий тип характеризуется полной ориентацией человека уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на единицы, из которых он состоит, и законы их сочетания. О. о. д. такого рода обеспечивает глубокий анализ изучаемого материала, формирование познавательной мотивации.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Принципы отражения действительности в искусстве на основе декартовой системы координат и их музыкаль

Петрушин Валентин Иванович
В статье на основе декартовой системы координат раскрываются взаимосвязи между характером движения, различными явлениями окружающей действительности, такими как явления природы, времена года, темперамент человека, архетипы коллективного бессознательного Юнга и особенностями их творческого отражения в художественных образах различных видов искусства. На основании авторской модели предлагается интерпретировать особенности личности писателей, художников, композиторов. Эту систему координат автор предлагает применить в отношении широкого ряда явлений действительности и их классификации, в том числе ощущений и восприятий, лежащих в основе музыкальной деятельности. Проведённая автором опытная работа подтвердила предположение о целесообразности внедрения предложенной модели в содержание вузовской подготовки музыкантов-педагогов.
Скачать PDF

Взаимосвязь ассертивности и моральных основ образа действий студентов

Абдумаджидова Дилдора Рахматуллаевна
Ассертивность означает уверенное поведение, умение эффективно постоять за себя в межличностных отношениях, защищая свои права и уважая права других. Ассертивность -способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других.
Скачать PDF

Смысловые диспозиции личности как основа стратегии действий в конфликтной ситуации

Давыдова Лариса Васильевна, Сафонова Марина Вадимовна
Рассматриваются результаты изучения смысловых отношений к себе, к другим, к миру, зафиксированные в структуре личности в форме смысловых диспозиций и участвующие во «внеситуативной» регуляции деятельности в конфликтной ситуации. Корреляционный анализ позволил выделить статистически значимые связи между смысловыми диспозициями личности и стратегиями действий в конфликте противоборством, уступкой, избеганием, компромиссом и сотрудничеством, которые могут быть рассмотрены как субъективные факторы психологической готовности к позитивным или негативным формам взаимодействия в конфликтной ситуации или отказу от взаимодействия.
Скачать PDF

Профессиограмма сотрудника оперативной службы органа наркоконтроля как ориентировочная основа для ег

Лигута Владимир Филиппович, Шаповалов Сергей Владимирович
На основе анализа нормативных правовых документов, анкетного опроса, бесед и интервью разработана профессио- грамма сотрудника оперативной службы органа наркокон- троля, позволяющая осуществлять подбор наиболее эффек- тивных средств и методов специальной физической подго- товки в целях совершенствования профессионально важных качеств.
Скачать PDF

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Смирнова Яна Константиновна
На примере дошкольного возраста рассматривается феномен ориентировочной основы совместной деятельности как один из механизмов организации и регуляции индивидуальных операций в групповом действии. Показано, что в ориентировочной основе совместных действий дошкольников отражается программа, которая представляет собой совокупность предвидимых действий, объединенных заданием, выполняемых в определенной временной и пространственной последовательности. Подтверждается, что в ориентировочной части действий осуществляется анализ изменений процесса деятельности, в соответствии с этими изменениями в реакции происходит регуляция хода осуществления программы, выявляются несоответствия программного и процессуального действий.
Скачать PDF

Методика «Цветоассоциации буквенных знаков» цабуз-т, разработанная на основе концепции самоорганизую

Ахметова Л.В.
Скачать PDF

Основные социально-психологические проблемы современного общества: анализ, пути решения

Сигида Евгений Антонович, Мель Килиан, Лукьянова Инна Евгеньевна
Изменение нозологии болезней, обусловленное внешними условиями современного общества и обстоятельствами, а также образом жизни, актуализировало потребность рассмотрения индивидуальной ответственности человека за свое здоровье. В статье рассматривается роль личности в формировании культуры здоровья и обеспечении душевного благополучия, важности познания структуры личностных взаимодействий в обществе. Соотнесение индивидуально- типологических личностных характеристик, сфер структуры личности и соматических аспек- тов жизнедеятельности могут быть предикторами синдрома выгорания, предрасполагающими факторами риска заболевания в условиях современного общества.
Скачать PDF

Основные направления исследований в патопсихологии

Горьковая Ирина Алексеевна
Рассматриваются соотношение патопсихологии и психопатологии, различные взгляды на предмет патопсихологии. Выделяются следующие основные направления исследований в патопсихологии: исследование количественных и качественных нарушений психических процессов; психометрический подход, при котором делается акцент на способах, приемах замера каких-либо свойств психических процессов или состояний и интерпретации полученных результатов с целью повышения валидности и надежности предлагаемых опросников или проективных тестов; синдромологический подход, в рамках которого предлагаются различные типологии патопсихологических синдромов или симптомокомлексов. Автор статьи предлагает четвертый подход, при котором исследуются патопсихологические проявления при определенных психических расстройствах в зависимости от их формы, стадии и течения заболевания.
Скачать PDF

Замечания по поводу брошюры академика И.С. Беритова «Об основных формах нервной и психонервной деяте

Дерябин В.С.
В.С. Дерябин ученик и продолжатель дела И.П. Павлова работал в лабораториях И.П. Павлова в Императорском Институте Экспериментальной Медицины и Военно-медицинской академии в 1912-1914 гг. и по материалам работы в 1917 году защитил докторскую диссертацию «Дальнейшие материалы к физиологии времени как условного возбудителя слюнных желез». Дальнейшие исследования В.С. Дерябина были посвящены изучению психофизиологической проблемы и проблемы аффективности, которые он, будучи физиологом и психиатром, разрабатывал в теоретическом, экспериментальном и клиническом планах. Основными работами в этом направлении явились: «О закономерности психических явлений» (1927);«Чувства, влечения и эмоции» (1928-1929) монография опубликована в издательстве «Наука» в 1974 году; «Эмоции как источник силы» (1944); «Аффективность и закономерности высшей нервной деятельности» (1951); психофизиологические очерки «О счастье» (1935-1936), «О сознании» и «О Я» (1946-1947), изданные в 1980 году в издательстве «Наука» в виде монографии под заглавием «Психология личности и высшая нервная деятельность. Предлагаемая вниманию читателей статья профессора В.С. Дерябина написана в 1949 году и приурочена к двум датам 85-летию с момента опубликования книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и 100-летию со дня рождения И.П. Павлова. Статья в свое время не была напечатана. Есть основания считать, что автор воздержался от ее опубликования в связи с массированной критикой И.С. Беритова, наступившей в связи с Объединенной научной сессией АН и АМН СССР, посвященной проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова. После ее окончания были опубликованы статьи В.С. Дерябина «Аффективность и закономерности высшей нервной деятельности» (Журн. высш. нервн. деятельности. 1951. Т. 1, Вып. 6. С. 889-901.) и «О путях развития учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности» (Физиол. журн. СССР. Т. 37, Вып. 2. С. 140-144.), в которых он привлекает внимание физиологов к разработке проблемы аффективности (чувств, влечений и эмоций). Дерябин В.С. Замечания по поводу брошюры академика И.С. Беритова «Об основных формах нервной и психонервной деятельности». // Психофармакол. биол. наркол. 2006. Т. 6, № 4. С. 1397-1403.
Скачать PDF

Онтологические основания совладающего поведения

Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А.
Исследованы онтологические основания феномена совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях. На основе анализа конструктной валидности Юношеской копинг-шкалы было оценено его соответствие трем заявленным стилям совладания: продуктивный копинг, социальный копинг и непродуктивный копинг. С помощью кластерного анализа выявлен психический механизм, лежащий в основе выбора испытуемыми способов совладания. Уточнены онтологические основания совладающего поведения в рамках предложенной авторами содержательной модели.
Скачать PDF

О методологических основаниях проблемы профессионального самоопределения

Телешева С.В.
Скачать PDF

К вопросу о психологическом основании символа

Гончарова Е.П.
В исследовании символа большое значение имеет не только философское и культурологическое основание, но и психологический аспект. Проявление символических форм, возникающих в результате столкновения бессознательного с сознанием индивидуума, рассматривается в трудах 3. Фрейда, Э. Кассирера, К. Юнга. Истолкование символа представляет собой диалогическую форму знания: смысл символа реально существует только внутри человеческого общения.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!