ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-АКТИВНОСТЬ
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-АКТИВНОСТЬ
это вид-форма деятельности-активности, сынтенционированная на иссл. окружающих объектов-предметов с целью-задачей заполучения информмоделей-информструктур, кои необходимы субъекту для реализации поставленных им самим задач-программ-проектов; различные матрицы О.д.-а. в своих эволюционно-структурных формах есть сложно-специфические функциональные системы-модели, а на интродуктивных фазах эволюции самим субъектом и применяется-используется апостериорно-индивидуальный опыт формирующий-конституирующий эйдетико-образную модель ситуации-обстоятельства и самих условий, кои и должны быть им референцированы-исполнены для достижения значимо-весомых результатов; функции О.д.-а., в кардинальном порядке, заключаются также в регуляции-контролеориентации поведения, поведенческих мультиреакций на базисе сформированного образа, эйдетической модели; исследовательско-ориентировочные реакции и способствуют образованию навыков, наряду с интеллектуально-ментальным поведением самих индивидов, а модели О.д.-а. способствуют эффективному формированию кинетических навыков, мультисенсорных процессов, механизмов, связанных с запоминанием информации, а также усвоению понятий-ритуалов в тех или иных условиях социума, онтоса; П. Гальперин дифференцировал различные матрицы ориентировки, в зависимости от коих трансформируются специфика-эффективность-предикативность усваиваемых индивидом знаний, навыков-умений, по его мнению, при первом типе О.д.-а. индивид сталкивается с неполноценной системой условий-феноменов и т.о. предрасположен корректировать их с помощью метода проб и ошибок, а сама модель действия продуцируется-тектонизируется ретардивно-замедленно и дискурсосмысливается субъектом часто не всегда или же неполноценно; при втором типе О.д.-а. индивид дискурсориентируется на полноценную модель мультиориентиров и уже учитывает все модальности-характеристики феноменов, имплицированные с выверено-точным исполнением действия, что, согласно воззрениям Гальперина, и может тем самым обеспечивать безгипостазность-безошибочность самого действия; при таких условиях модель О.д.-а. предъявляется в готово-конструктивной форме или же тектонизируется-конституируется субъектами в совместных решениях, а процесс обучения репродуцируется ускореннее, продуктивнее, хотя сами результаты и не явл. столь эффективными; третий тип О.д.-а. модальноизируется-эксплицируется-критериеизируется, как полноценная дискурс-ориентация субъекта среди дифференциальных объектов, с индексоориентацией-индексоинтенцией самого субъекта на моделируемые тектоны изучаемого, осваиваемого материала, на сами ингредиенты-детали из кот. состоит материал и те принципы-тезисы-сочетания, кои интегрируют-объединяют контекстуальную модель, архитектонику-композицию материала; при этом типе О.д.-а. значительно интенсивируются-повышаются темпоральные циклы-фазы обучения и гностицируемые-усваиваемые когнитивные модели-знания-умения уже могут трансплантироваться-транспонироваться в новые когнитивно-гностические модели, в дифференциально-метаболизированных условиях; само понятие О.д.-а. соотносимо к концепциям И. Павлова, кот. выделял динамическо-ориентировочный рефлекс из ряда других рефлексов, эксплицировав его специфико-конститутивно-базальную функцию, такую как установление корреляции между сигналом-стимулом + реакцией + подкреплением; в совр. эпоху ученые дифференцируют ориентировочно-динамический рефлекс, как индикаторную настройку анализаторных систем-моделей на специфическое восприятие раздражителя и как торможение на предшествующую активацию и ориентировочно-исследовательский рефлекс или же ориентировочно-исследовательскую деятельность, как субстанционально-детекторный анализ субъектом проблемно-эмпирических ситуаций их акцентуально-многомерных индексов, ориентиров, как конституирование-морфологизацию мультиабрисов действия, кинетических актов, а уже по ходу самого выполнения-референции действия-кинетического акта, как регуляцию, контроль, коррекцию, трансформацию самого плана действия, эйдетико-рефлексивного осмысления действия, операциональных единиц-микромоделей действия, а также, как реализацию таких функционально-генеральных процессов: интродуктивная психофизиологическая подготовка субъекта к совершению действия-акта; контроль и регуляция поведения субъекта в индивидуально-метаболизированно-инкарнированных обстоятельствах; результирующе-эффективно-завершающие психофизиологического-меостазно-нейрофизиологические феномены, обеспечивающие точный-безошибочный результат в реализации-исполнении мульти функционального действия-операции-акта.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.