Органы опеки и попечительства

Найдено 1 определение
Органы опеки и попечительства
относятся к органам местного самоуправления (ст. 34 ГК РФ). Постановления, касающиеся опеки и попечительства (назначение опекуна или попечителя, его освобождение, отстранение от должности и другие вопросы), глава местной администрации выносит единолично. Его постановление обязательно для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, общественными организациями, как любое другое постановление административного органа. При этом не имеет значения, где оно вынесено. Оно действительно на всей территории РФ и не нуждается в подтверждении. Подготовку проекта постановления главы местной администрации проводят специально управомоченные на то лица (в отношении несовершеннолетних – инспектор по охране прав), осуществляющие свою деятельность в одном из структурных подразделений данной административной единицы. Постановление главы местной администрации, действия (бездействие) лиц, занимающихся повседневной работой по опеке и попечительству, могут быть обжалованы на общих основаниях.
В своей работе органы опеки и попечительства руководствуются Конституцией, ГК, СК, другими федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами как федерального уровня, так и принятыми субъектами РФ в пределах их компетенции.
Так, например, в Законе Тюменской области от 7 мая 1998 г. № 24 «О защите прав ребенка» отмечено, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Муниципальные органы управления образованием, здравоохранением и социальной защитой населения выполняют следующие функции по опеке и попечительству:
– осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, подготавливают материалы, необходимые для назначения опекуна или попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на них обязанностей;
– обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц и дееспособных совершеннолетних лиц, которые временно по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также сохранность имущества;
– ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство;
– осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;
– в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае ненадлежащего использования опекуном или попечителем своих обязанностей, в том числе использования ими опеки и попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
– подготавливают материалы о назначении выплат денежных средств на содержание подопечного;
– участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных и несовершеннолетних;
– привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;
– рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;
– выполняют другие функции.
Для установления опеки (попечительства) органы опеки и попечительства должны располагать информацией о необходимости их участия в оказании помощи недееспособному, ограниченно дееспособному лицу. Источником получения этой информации могут служить сигналы органов социальной защиты, ЗАГС, правозащитных органов, милиции, жилищных органов, суда, прокуратуры, заявления соседей, родственников и просто посторонних граждан. Эти сигналы должны немедленно проверить органы опеки и попечительства по месту нахождения нуждающегося в их помощи гражданина для принятия необходимых мер защиты. В числе этих мер – устройство недееспособного, ограниченно дееспособного лица на опеку или попечительство.
Особое место принадлежит суду, который решает вопрос о признании гражданина либо полностью, либо ограниченно дееспособным. После вступления решения суда в законную силу этот гражданин попадает в разряд нуждающихся в государственной помощи. Суд обязан в течение 3 дней поставить в известность о принятом решении органы опеки и попечительства по месту проживания лица, не способного полностью или частично осуществлять свои личные и имущественные права, для назначения опеки или попечительства.
Органы опеки и попечительства обязаны осуществлять надзор (контроль) за деятельностью опекунов (попечителей) как лиц, управомоченных государством заботиться о нуждающихся в их помощи. Такой надзор обязателен и касается всех категорий недееспособных. Осуществляя его, органы опеки и попечительства тем самым сводят к минимуму возможность безразличного отношения опекуна (попечителя) к своему подопечному. С другой стороны, опекун (попечитель), зная о подконтрольности своей деятельности, более ответственно относится к принятым на себя обязательствам. Само собой разумеется, что надзор за опекуном над полностью недееспособным или попечителем над ограниченно дееспособным совершеннолетним гражданином и несовершеннолетним имеет свои особенности, но всякий раз речь идет о постоянном, регулярном и систематическом обследовании условий жизни подопечного.
При контроле за деятельностью опекуна полностью недееспособного лица обращается внимание на меры по физическому уходу за ним, оказанию ему медицинской помощи. При попечительстве над ограниченно дееспособным важно знать, оправдывает ли себя такая мера, как попечительство, не расходуется ли, например, заработок, доход подопечного на употребление спиртных напитков другими членами семьи.
При опеке, попечительстве над несовершеннолетними особое значение приобретает деятельность опекуна (попечителя) как воспитателя. Именно с этой точки зрения оценивается его труд по воспитанию. Контроль за деятельностью опекуна (попечителя) сочетается с различного рода помощью (в организации лечения, решении жилищной проблемы, улучшении материального положения и т. п.).

Источник: Словарь терминов и понятий по медицинскому праву.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF

Социально-психологическая работа органов опеки и попечительства среди молодежи в г. Владивостоке

Гужва Анастасия Юрьевна
В статье анализируется работа социальных педагогов в воспитании детей, оказавшихся в трудных или социально опасных ситуациях
Читать PDF

Оценка эффективности деятельности органов опеки и попечительства по семейному устройству детей, оста

Багина Лариса Валерьевна
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации критериального аппарата, используемого при оценке результативности управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
Читать PDF

Развитие профессиональной компетентности специалистов органов опеки и попечительства в условиях маги

Гайсина Гузель Иншаровна
В статье раскрываются теоретические, содержательные и организационные аспекты развития профессиональной компетентности специалистов органов опеки и попечительства.