Органические потребности Органические синдромы

Органические психозы

Найдено 4 определения термина Органические психозы

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Органические психозы

organic psychoses) Термин О. п. охватывает круг расстройств, общим для к-рых яв-ся то, что определенные этиологические факторы вызывают нарушение общего психич. функционирования. Обозначение одних психозов как органических, а других как функциональных, означает не отсутствие органической основы у последних, а скорее то, что с каждым из первых связано известное и специфическое органическое расстройство. О. п. могут быть связаны с любыми из органических факторов, прямо или косвенно воздействующих на функционирование мозга: эндогенными или экзогенными токсическими веществами (алкоголь, наркотики, соли тяжелых металлов и т. д.), инфекциями (парез, менингит, энцефалит и т. д.), эссенциальным судорожным расстройством (эпилепсия), черепно-мозговой травмой (сотрясение, осложненное субдуральным кровоизлиянием), церебральными новообразованиями (опухоли), артериосклерозом и сосудистыми мозговыми расстройствами, недостаточностью питания (дефицит никотиновой кислоты и тиамина, синдром Вернике), эндокринными расстройствами (микседема), сенильными и пресенильными расстройствами (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, хорея Гентингтона). Начало мн. О. п. характеризуется достаточно легкими симптомами - повышенной утомляемостью, головными болями, подавленностью, сонливостью, повышенной отвлекаемостью и снижением концентрации внимания. В ряде случаев исподволь развиваются изменения личности, наряду с нарушениями сна, появлением нарастающей раздражительности и снижением контроля побуждений, ведущим к таким поведенческим изменениям, как возрастающая агрессивность, беспокойство и импульсивность. В зависимости от специфической этиологии и времени протекания процесса могут развиваться афазия, апраксия, гемипарезы, эмоциональная неустойчивость, депрессия, дезориентировка, нарушения перцепции, галлюцинации, нарушения памяти, делирий, деменция и даже проявления судорожного синдрома. Нек-рые больные, в особенности перенесшие травму черепа, демонстрируют "катастрофическую реакцию" ("catastrophic reaction") с психомоторным возбуждением, тревогой и замешательством при столкновении с трудной проблемой. Лечение О. п. зависит от специфики этиологических факторов. Важно поэтому поставить правильный диагноз как можно раньше, с тем чтобы могло быть проведено адекватное консервативное и/или хирургическое лечение. См. также Органические синдромы, Сенильные психозы У. Эдмонстон-мл.
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ОРГАНИЧЕСКИЙ ПСИХОЗ

Свободное значение – любое серьезное психическое расстройство, возникшее в результате известной или с большой долей вероятности предполагаемой патологии мозга. Более подробно о современной терминологии см. органическое психическое расстройство и органический психический синдром.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Органический психоз

психотическое состояние, вызванное известной органической патологией головного мозга. В отечественной психопатологии этот термин используется, в основном, для обозначения общей классификационной рубрики. Что же касается отдельных форм органического психоза, то обычно предпочитаются названия соответствующих нозологических единиц (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и т.д.)..

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Психоз органический

общее название психотических состояний, вызванных воздействием экзогенно-органических факторов (черепно-мозговых травм, интоксикаций и др.). Типичной является динамика от острых экзогенного типа реакций Бонгеффера через стадию переходных синдромов Вика по направлению к развитию органической деменции или преимущественно характеропатических и поведенческих нарушений. Термин неточный, так как в понятие «органический» обычно включаются и заболевания головного мозга, не связанные в своем развитии в воздействием внешних факторов.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено научных статей по теме — 12

Стратегии психозащитного поведения педагогов с разными уровнями эмоционального выгорания

Баранов Александр Аркадьевич, Мерзлякова Дина Рафаиловна, Кузяева Юлия Мусовна
Изучаются стратегии психозащитного поведения педагогов, их взаимосвязь с уровнем эмоционального выгорания и выделение на основе данной созависимости типов педагогов. Выявлены и описаны типы педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания и стратегиями защитного поведения в трудных профессиональных ситуациях
Скачать PDF

К исследованию защитной организации личности при психозах и аффективных расстройствах

Кадыров Игорь Максутович, Оксимец Александра Анатольевна
В статье обсуждаются проблемы исследования психологической защиты у пациентов с психотической личностной организацией. Вводится понятие защитной организации личности. Предлагается типология психических диспозиций, которые могут быть полезны для исследования динамики психологической защиты у пациентов с психозами и аффективными расстройствами.
Скачать PDF

Исследование влияния личностных особенностей на психозащитное поведение учащихся

Улезко Елена Николаевна
В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема проявления психологической защиты у учащихся в ситуации тревожности и напряженности образовательного процесса. Представлено исследование взаимосвязи защитных механизмов с личностными особенностями старшеклассников и студентов, демонстрирующее факт влияния определенных личностных качеств на использование механизмов психологической защиты испытуемыми.
Скачать PDF

Психология в психозойскую эру: от анализа эволюции психики к анализу психики как «Движителя» эволюци

Асмолов Александр Григорьевич
О своем докладе автор рассматривает психологию с необычного ракурса как науку об изменчивости, науку, занимающуюся генерированием, В порождением разнообразия. Он кратко останавливается на первых, к сожалению, недооцененных, работах, выполненных в русле данной проблематики, среди авторов которых Бернштейн, Северцев, Леонтьев, Рубинштейн, Блонский, Вернадский, Бергсон, Берг и др. Сформулированы основные проблемы историко-эволюционного подхода социального конструктивизма: выделение анализа категории целенаправленной деятельности как универсальной формы существования жизни, выделение коммуникативного дискурса категории деятельности, интерпретируемой как основа существования биологических, социальных и психических систем. Раскрывается понятие деятельности как процесса генерирования разнообразия на разных уровнях системы. Говорится о работах ученых (Гуревича, Баткина Джерджена и пр.), которые помогают увидеть эволюционный смысл деятельности как нарастания разнообразия. Поскольку, чем выше человек поднимается по линии эволюции, тем больше расходятся типовые программы его поведения и появляется набор вариативных программ. Автор показывает, что через деятельностный подход понимаются многие феноменологии культуры, что развитие культурно-деятельностной парадигмы приводит к тому, что психология выходит за рамки отдельной науки и выступает как уникальная парадигма будущего. Поскольку А.Н. Леонтьев рассматривал психологию как своеобразную мастерскую поддержки разнообразия, где психолог выступает как специалист по конструированию миров, автор делает вывод 0 том, что исследования деятельности, под которыми подразумевается разработка генерирования разнообразия в нашем мире неопределенности невероятно важна.
Скачать PDF

Репрезентация школьниками собственных психозащитных стратегий в ситуациях учебного взаимодействия

Багова Р.Х.
Анализируются ситуации, активизирующие проявления психологической защиты у школьников. Приведены результаты эмпирического исследования выраженности механизмов психологической защиты учащихся. Диалектическое мышление рассматривается как средство преодоления барьеров и репрезентации конфликтного содержания в сознании. Описана репрезентация испытуемыми своих психозащитных стратегий в процессе рефлексивного тренинга.
Скачать PDF

Факторы латентной стрессогенности и механизмов психозащит у детей с отклонениями в соматическом разв

Миронова Татьяна Ивановна, Фетискин Николай Петрович
Статья посвящена изучению факторов латентной стрессогенности у детей с отклонениями в соматическом развитии. Полученные результаты свидетельствуют о том, что стрессогенность соматически ослабленных детей перекрывается акцентом на диагнозе их медицинских заболеваний и выпаданием из поля зрения деформирующих воздействий латентных стрессоров. Итогом работы явилось выявление уровней соматического здоровья, определение парциальных составляющих психоэмоционального самочувствия, стрессочувствительности, интолерантности к стрессорам. Показана значимость стрессогенности в проявлениях разных типов дезадаптации и непродуктивных психозащитных механизмов у детей с отклонениями в соматическом развитии.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ У БОЛЬНЫХ С ИНТОКСИКАЦИОННЫМ ПСИХОЗОМ НА ФОНЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ СИНТЕТИЧЕСКИХ НАРКО

Овчинников Анатолий Александрович, Матафонов Роман Николаевич, Султанова Аклима Накиповна, Сычева Татьяна Юрьевна
Целью исследования явилось изучение особенности мотивации больных с интоксикационным психозом на фоне употребления синтетических наркотических веществ. В результате исследования была выявлена взаимосвязь некоторых личностных расстройств у пациентов с их мотивационным профилем: для лиц с диссоциальным расстройством личности характерны традиционные и субмиссивные мотивы употребления, а также мотивы саморазрушения; для пограничного личностного расстройства более характерны псевдокультурные мотивы, связанные с желанием следовать нормам субкультуры; для шизотипического расстройства личности характерны традиционные мотивы употребления и для тревожного расстройства личности субмиссивные. Были рассмотрены особенности мотивационных профилей через различия между группами испытуемых для лиц, употребляющих синтетические катиноны, более свойственны субмиссивные мотивы; для лиц, употребляющих синтетические каннабиноиды, субмиссивные и псевдокультурные.
Скачать PDF

Гипермедийная технология как средство создания ситуаций успеха при изучении органической химии студе

Шматов Юрий Николаевич
Преподаватель в своей деятельности должен создавать условия, при которых студенты испытывали бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Создание таких условий возможно только при использовании ситуации успеха. В статье рассматривается влияние ситуаций успеха, созданных с использованием гипермедийных технологий, на качество обучения органической химии студентов педагогического вуза. Выявлены особенности процесса повышения качества знаний с учетом гипермедийных возможностей применения ситуации успеха.
Скачать PDF

Патопсихологическое исследование когнитивных процессов при органических поражениях головного мозга c

Саковская Вера Геннадьевна
В статье представлен анализ состояния когнитивных психических процессов у больных с органическими поражениями головного мозга. Патопсихологическими методиками было обследовано 124 больных с психоорганическим синдромом, развившимся вследствие травмы, нейроинфекции, интоксикации и сосудистой патологии головного мозга. Полученные данные указывают на снижение когнитивных процессов с преобладанием нарушений мышления по органическому типу и памяти, но коэффициент интеллекта (IQ) оставался на уровне нормы. Это повышает значимость экспериментально-психологического обследования когнитивных процессов для оценки структуры и степени выраженности когнитивных нарушений, а также вариантов психоорганического синдрома у таких больных в практике медико-социальной экспертизы.
Скачать PDF

Субъективные компоненты психического состояния у больных с функциональной и органической церебрально

Хоменко Юлия Геннадьевна
Изучались субъективные компоненты психического состояния у больных с церебральной патологией в процессе лечения. Показано, что характер и динамика субъективных компонентов психического состояния в процессе лечения зависят от эмоционального состояния и личностных особенностей больных и отражают процесс адаптивных перестроек психического состояния.The subjective components of the psychic state of patients with cerebral pathology in the course of treatment are studied in the paper. The author reveals that the character and dynamics of the subjective components of the psychic state in the course of treatment depend on patients' personalities and emotional states and reflect the current adaptational reorganisation of the psychic state.
Скачать PDF

Концепции личности в субъективной и органической школах российской социологии

Оганян Карина Каджиковна
Проведен анализ результатов историко-социологического исследования концепций личности в субъективной и органической школах российской социологии. С использованием монографического метода, анализа и синтеза выявлены основные характеристики личности в концепциях субъективистов; определена структура личности в рукописи А. И. Стронина, впервые использовался системный подход в изучении рукописи А. И. Стронина, показана актуальность и значимость идей субъективистов и А. И. Стронина для развития современной социологии.
Скачать PDF

Дифф еренцированные программы психологической коррекции для пожилых пациентов с органическим расстро

Раевский Алексей Анатольевич
Представлены результаты экспериментальнопсихологического исследования структуры психического состояния пациентов геронтопсихиатрического отделения. На основании полученных данных разработаны дифференцированные программы психологической коррекции для пожилых пациентов.There are given the results of experimental psychological research of psychic state structure of the patients of the gerontological psychiatry department. On the basis of the received information there are developed the differentiated programmes of psychological correction for elderly patients.
Скачать PDF