Опросник социальной мотивации общения ОПРОСНИК СТИЛЕЙ РЕШЕНИЯ

Опросник Способы совладающего поведения

Найдено 1 определение:

Опросник «Способы совладающего поведения»

ССП). С. Фолкман (S. Folkman), Р. Лазарус (R. Lazarus). Адаптация Л. И. Вассермана, Е. А. Трифоновой. Концептуальная основа опросника определяется трансактной моделью адаптации к стрессу R. Lazarus. Опросник включает 50 наиболее информативных пунктов, каждый из к-рых отражает опр. способ поведения в трудной или проблемной ситуации. Утверждения оцениваются испытуемым по 4-балльной шкале в зависимости от частоты использования описываемой стратегии («никогда», «редко», «иногда», «часто») поведения и объединены в 8 шкал, соответствующих след. способам преодоления стресса: 1) Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы; 2) Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т. п.; 3) Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию; 4) Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи; 5) Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой; 6) Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т. п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях; 7) Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов; 8) Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием. Адаптация и стандартизация опросника «Способы совладающего поведения» на российской выборке была проведена в лаборатории клинической психологии ин-та им. В. М. Бехтерева. Разработаны алгоритмы перевода «сырых» показателей в стандартные Т-баллы отдельно для мужчин и женщин в возрастных группах до 20 лет, 2130 лет, 31-45 лет и 46-60 лет. Степень предпочтительности для респондента стратегии совладания со стрессом определяется как: а) редкое использование соответствующей стратегии; б) умеренное использование; в) выраженное предпочтение соответствующей стратегии. В целом методика доказала высокую эффективность как адекватный инструмент исследования особенностей поведения личности в проблемных и трудных ситуации, выявления характерных способов преодоления стрессогенных ситуаций у разных контингентов испытуемых (здоровых и больных), в т. ч. в связи с задачами выявления факторов риска психич. дезадаптации в стрессовых условиях. Лит.: Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Исаева Е. Р. и др. Методика для психол. диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: Пособие для врачей и медицинских психологов. СПб., 2009; Folkman S., Lazarus R. Manual for the Ways of Coping Questionnaire. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1988; Folkman S., Lazarus R., Dunkel-Schetter C., DeLongis A., Gruen R. Dynamics of stressful encounter: Cognitive appraisal, coping, and encounter outcomes // J. of Personality and Social Psychology. 1986. Л. И. Вассерман, Е. А. Трифонова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Взаимосвязь шкал опросника SF-36 и показателей совладающего со стрессом поведения студентов северног

Шаламова Е.Ю., Сафонова Виктория Романовна
Проведён анализ взаимоотношений между стилем совладающего со стрессом поведения и субъективным благополучием студентов, обучающихся на первом курсе лечебного факультета Ханты-Мансийской государственной медицинской академии, 57 девушек и 22 юношей. Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с учетом нормальности распределения признака. Исследование показало, что юноши были более благополучны по шкалам «физическое функционирование», «жизненная активность» и «психологическое (ментальное) здоровье». Девушки значимо чаще применяли субстиль «отвлечение». Для девушек обнаружили большее количество статистически значимых взаимосвязей между шкалами опросника SF-36 и показателями стилей совладания со стрессом. Из шкал физического компонента значимые корреляции обнаружили у девушек для шкалы «общее состояние здоровья», у юношей - для шкалы «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием». Показатели психологического (ментального) здоровья находились в статистически значимых взаимоотношениях у девушек со всеми исследованными показателями копинг-поведения, у юношей - с проблемно-ориентированным стилем и субстилем «социальное отвлечение». Применение эмоционально-ориентированного копинга в обеих группах сочеталось со снижением величин отдельных шкал опросника SF-36. Напротив, выбор проблемно-ориентированного копинга и копинга, ориентированного на избегание, а также его субстилей сочетался с повышением их величин.
Скачать PDF

Способность к психологической интерпретации невербального поведения и когнитивно-стилевые характерис

Чебучева Е.В.
В статье отражены результаты изучения развития способности к психологической интерпретации невербального поведения в младшем школьном возрасте, а также ее взаимосвязи с когнитивно-стилевым параметром полезависимость поленезависимость.The article presents the results of the research on the development of primary school pupils' ability for psychological interpretation of non-verbal behavior and interrelation of this ability with a cognitive style parameter «field-dependence field-independence».
Скачать PDF

Инновационное поведение как способ взаимодействия человека с миром в процессе жизненного самоосущест

Логинова Ирина Олеговна
Представлено понимание инновационного поведения как способа взаимодействия человека с миром в процессе жизненного самоосуществления. Акцентировано внимание на ценностном содержании инновационного поведения, задающего рамки нового стандарта жизни, который не ограничивается социально-экономическим функционированием общества. Показано, что инновационное поведение, проявляющееся в ситуациях перевода возможности в действительность, характеризующееся одномоментностью тяготения к равновесию, к стабильности наряду с открытостью, выступает особым способом взаимодействия человека с миром в процессе жизненного самоосуществления.
Скачать PDF

Коммуникативные способности и социальный интеллект в социальном поведении в ранней юности

Хазова Светлана Абдурахмановна
В исследовании предпринята попытка анализа роли социального интеллекта и коммуникативных способеностей в ситуациях межличностного взаимодействия в юношеском возрасте. Констатируется зависимость выбора стратегий совладающего поведения от социального интеллекта и выраженности коммуникативных склонностей. Анализируются особенности личности старших подростков с признаками компьютерной аддикции. Делается вывод о ресурсной роли коммуникативных качеств личности в социальном поведении.
Скачать PDF

Взаимосвязь готовности педагога к саморазвитию и способов его поведения в трудных жизненных ситуация

Блинова Виолина Лорэнсовна
В статье представлен анализ пилотного эксперимента, направленного на исследование взаимосвя-зи показателей готовности к саморазвитию и способов совладающего поведения на выборке педа-гогов.
Скачать PDF

Биструктурный анализ как способ влияния на индивидуальный уровень организационного поведения

Лебедева Любовь Александровна
В статье высказывается гипотеза и приводится ее логическое обоснование о возможности применения нового подхода к влиянию руководителя на подчиненного с целью его мотивации, а также к самоанализу менеджера при принятии управленческих решений.
Скачать PDF

Взаимосвязь между интеллектуальными способностями и эффективностью лидерского поведения менеджера

Симоненко Светлана Игоревна
В статье приводятся результаты исследования, основанного на оценке 211 топ-менеджеров ряда крупнейших российских компаний с помощью тестов интеллектуальных способностей и «центров оценки». Описывается характер взаимосвязи уровня интеллекта и эффективности (успешности) лидерского поведения. Обсуждается прогностический потенциал тестов интеллектуальных способностей при отборе кандидатов на позиции топ-менеджеров.
Скачать PDF

Апробация и психометрическая проверка «Опросника влияющего поведения» (ibq-g) г. Юкла

Маничев Сергей Алексеевич, Романько Изабелла Николаевна
Была проведена серия исследований в государственных и коммерческих организациях Санкт-Петербурга и Надыма для оценки психометрической надежности и валидности «Опросник влияющего поведения», который был разработан Г. Юклом, профессором Школы бизнеса, государственного университета г. Нью-Йорка, США. Данный опросник предназначен для изучения и измерения проактивных тактик, используемых для влияния на сотрудников в организациях. Результаты проведенного исследования подтвердили психометрическую надежность 11-ти тактик из «Опросника влияющего поведения» Г. Юкла. Данный опросник может быть широко применим в различных направлениях как научной, так и практической работы психологов в рамках организационной психологии. Кроме того, представленный опросник может считаться наиболее валидным инструментом для изучения проактивных тактик влияния.
Скачать PDF

Психологические особенности личности, способствующие развитию зависимого поведения

Асеева Анастасия Дмитриевна
В статье раскрывается значение психологических особенностей личности, которые способствуют развитию зависимого поведения. Представлены результаты эмпирического исследования влияния уровня развития волевых качеств на формирование межличностной зависимости в юношеском возрасте
Скачать PDF

Агрессия как экзистенциальный мотив и способ выражения поведения подростков

Сачук Е.Н.
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с проявлением агрессивного поведения подростков, а также выявлением экзистенциальных (жизненных) мотивов и уровней развития агрессии.
Скачать PDF

Морально-этический способ регуляции поведения как показатель субъектной активности

Галиуллина Ольга Юрьевна
В статье рассматривается морально-этический способ регуляции поведения, как показатель субъектной активности дошкольника. Цель исследования: определение уровня сформированности морально-этического способа регуляции поведения дошкольника, при разном типе детско-родительских отношений. Методы и методология проведения работы: логико-теоретический анализ, качественный анализ результатов, методики Рене Жиля шкала «Социальная адекватность поведения» и тест-опросник родительского отношения (ТОРО), разработанный А.Я. Варга и В.В. Столиным, методы математической обработки данных. Результаты: исследование показало, что тип родительского отношения влияет на становление субъектной активности человека уже с дошкольного возраста и является определяющим фактором способности ребенка к морально-этическому способу регуляции взаимоотношений. Область применения результатов: дошкольная и семейная психология, психология развития.
Скачать PDF

Ассертивное поведение спортсмена как способ реагирования на конфликтную ситуацию

Петров Сергей Иванович
В статье анализируется информация, полученная в ходе констатирующего, сравнительного эксперимента с использование методики «Конфликтные ситуации в спорте». В статье исследуется выраженность ассертивного типа поведения спортсменов в специфических конфликтных ситуациях, рассматриваются структурные взаимосвязи с личностными особенностями действующих спортсменов, а так же следствия участия таких спортсменов в конфликте, в части их влияние на психофизическое состояние.
Скачать PDF

Похожие термины: